Начиная собирать информацию по этой теме (меня в первую очередь интересовали суеверия и приметы, бурным цветом расцветшие в нашей провинции), я не ожидала, что натолкнусь на такой мощный пласт «народной мудрости». Выяснилось, что обойтись небольшим обзором не удастся. Поверья и приметы плотно пронизали нашу жизнь. Они проникли не только в бытовую ее сферу, но, что удивляет больше всего, пробрались даже внутрь православных храмов. Поэтому исследование местных, и не только, суеверий пришлось разбить на серии. В первой я попыталась выяснить, почему саратовцы уверены, что не все храмы «одинаково полезны». «ЧЕРНЫЙ ХРАМ» С трудом укладывается в голове, что так в Саратове называют старейший Троицкий собор. Любая «продвинутая» старушка расскажет вам, что церковь эта - темная, черная. Поэтому не надо удивляться, если у зашедшего в нее человека вдруг разболится голова или еще какая-нибудь хворь случится. Причин у такого мистического явления несколько, разные источники расходятся в объяснениях. По одной версии, все дело в древности стен. Мол, люд саратовский многие годы приходил сюда со своими бедами, вот плохая энергетика и «налипла» на стены. По другой - черная энергия скапливается в Троицком благодаря низким потолкам и тяжелым сводам, которые как бы «давят» на человека. Есть и мистическая,якобы Троицкий облюбовали колдуны, которые незаметно совершают в его стенах свои ритуалы - втыкают иголки и произносят заклинания. Священников такие рассказы удивляют: для христианина вообще не должно существовать понятия «порча». Порчу и вред православному, уверены они, могут нанести только его собственные грехи. Кроме того, в православии существует понятие «намоленная икона» - образ, перед которым многократно возносились молитвы, иногда не одним поколением. Не случайно почитаются родовые иконы, переходящие от отца к сыну, от матери к дочери. Так вот в Троицком соборе уровень намоленности, если бы его можно было измерить, просто зашкаливает. Согласно преданию, здесь молились еще стрельцы, которые и привезли в храм образ Спаса Нерукотворного. Для целого поколения, пережившего времена гонений на церковь, Троицкий являлся единственной отдушиной - одним из немногих действующих храмов в городе. Интересно, однако, что думает по поводу легенды о «черном храме» нынешний ключарь Свято-Троицкого собора игумен Пахомий (Брусков). «Когда я впервые приехал в Саратов, этот храм произвел на меня неизгладимое впечатление, - вспоминает священник. - Для меня, как для человека, выросшего в Москве, в окружении древних монастырей, такие церкви представляются своеобразным критерием жизни епархии, хранилищем традиций. И только потом до меня дошла эта нелепая и малообъяснимая, как все суеверия, информация. Действительно, до реконструкции нижний храм был не в самом лучшем состоянии, стены и потолок от времени сильно закоптились. Но как это может влиять на святость храма? Во всех освященных храмах одинаково пребывает божественная благодать, несмотря на какие-то внешние обстоятельства. Особенно удивляют разговоры о якобы «накопившейся за века плохой энергетике». Что же тогда сказать про иерусалимский храм, построенный в 4 веке н.э.? Все это придумывают не воцерковленные, а околоцерковные люди». «БАНДИТСКИЙ ХРАМ» «Не повезло» не только Свято-Троицкому собору. «Меткий глаз» суеверных горожан нашел определение и для других саратовских церквей. Так, храм во имя иконы Божией матери «Утоли моя печали» слывет не просто «черным», но еще и «бандитским». Видимо, опять же сыграла роль теснота помещений, а также расположение. Не исключено, что в лихие перестроечные годы в «Утоли» часто захаживали так называемые бизнесмены первой волны в красных пиджаках и золотых цепях, чьи офисы, кафе и магазины были расположены неподалеку. Но это не более чем предположение, потому что логику в суевериях искать, в принципе, бесполезно. Чем иррациональнее легенда, тем скорее в нее поверят. Зато Духосошественский собор, что на ул. Горной (в народе именуемый «Голубые купола»), у суеверных саратовцев в фаворе. Считается, что он самый «мощный» и «сильный». Строили его, как гласит народная легенда, в особом «чистом месте». Как вы уже догадались, никакого исторического подкрепления этот рассказ не находит, просто красивая легенда. Но тем, кто раз в год выбирается с семьей в церковь, этого и не требуется - важнее не промахнуться с храмом, тут любая информация пригодится. Действительно, в православной традиции принято придирчиво выбирать место для храма, чтобы оно по возможности располагалось на возвышенности. К сожалению, в нынешней ситуации это не всегда бывает возможным.
«НЕНАСТОЯЩИЙ ХРАМ» Настоятелям храмов, действующих в помещениях, еще недавно бывших магазинами, больницами, учебными заведениями, не раз приходилось слышать: «Храм-то у вас не настоящий!». Прочувствовал подобную придирчивость прихожан и настоятель храма в честь Святителя Тихона Задонского отец Александр (Домрачев). В здании на Огородной, 89, переоборудованном теперь под церковь, раньше был магазин. «Наше время можно сравнить с тем периодом истории, когда по окончании гонений при императоре Константине христиане покидали катакомбы, - считает отец Александр. - Тогда церкви перестраивались из бывших судов, рынков. Это те самые базилики, которые теперь прочно вошли в архитектуру православных храмов. То, что сейчас переживает православная церковь в России, тоже своего рода выход из катакомб. Нужно просто потерпеть и приложить усилия, чтобы Саратов вновь украсили многочисленные купола. У меня, например, уже имеется проект нового просторного храма, который станет украшением Заводского района». * * * Интересно, что, согласно исследованиям, в капканы примет попадают люди, считающие себя верующими. Священники объясняют это явление низким уровнем духовного образования, банальным дилетантством. Природа не терпит пустоты, и лакуны заполняются нахватанными от «знающих людей» сведениями. Так формируется религия внутри религии. «Человеку свойственно материальное понимание мира, ведь мы состоим из тела и души. Поэтому дилетант склонен воспринимать все происходящее в храме поверхностно: куда свечку поставить, куда встать, как записку написать, между тем, служба в храме - это, в первую очередь, духовная работа. Но воцерковление - это второй уровень. А церкви часто приходится буквально вокультуривать людей, вызволять из языческого невежества», - говорит игумен Пахомий. Продолжение следует
|