«По природе я трус и пессимист » - Лия Меджидовна, журналисты не зря прозвали вас королевой эпизодов: даже самый маленький из них в вашем исполнении стоит большой роли. Но мне почему-то приходит на ум другой титул - титул королевы самоиронии. Вы как никто другой умеете смеяться над собой, а ведь это удел мужественных людей, привыкших достойно переносить самые тяжелые удары судьбы... - Ой, что вы, какое там мужество... Я - трус и пессимист по своей природе, всегда предчувствую, когда обстоятельства грозят повернуть в худшую сторону. Этот не самый веселый настрой передается, наверное, и моим бедным персонажам - зачастую гораздо более мужественным, чем я. Что до умения смеяться над собой, то оно, скорее всего, исходит от комплексов: чтобы другие не посмеялись, лучше самому посмеяться над собой, раньше других заметить свои недостатки, промахи и несовершенства. - Странно слышать это от человека, любое появление которого в кино и на сцене абсолютно у всех вызывает улыбку... - Не знаю, не думаю, что это так. У меня и враги есть. Есть люди, которые меня на дух не переносят... - Кошмар. И что вы с этим делаете? - Ничего. К сожалению, недоброжелатели неизбежны. Всякое заявление о себе встретит в людском восприятии и плюс, и минус. Люди стали очень агрессивны. Во всяком случае, в нашей стране. Особенно если жизнь не складывается, если человек не совсем счастлив или совсем не счастлив, если он беден. К тому же я не безобидный человек: я подписываю протестные письма и не подписываюсь под письмами агрессивно-послушного большинства. Иногда я отказываюсь от ролей, создавая легенду о своем дурном характере. - Кстати, о ролях. У вас самой нет обиды на судьбу, на режиссеров за то, что не смогли разглядеть в вас героиню? - Зачем мне обижаться на судьбу, сыграв Варвару в «Мелком бесе» Соллогуба, Маргариту Мостовую в «Стене» Галина, Рахель в «Трудных людях»... Еще были роли у Николая Коляды. Еще Гоголь, Уильямс, Бомарше... Сейчас мне предлагают роли в основном в ситкомах (от английского sitcom, situation comedy - комедия положений. - Авт.), но я отказываюсь в них мелькать. В театре у меня не было эпизодов, не считая одного - в спектакле «Крутой маршрут». Это инсценировка одноименной книги Евгении Гинзбург, мамы Васи Аксенова. И у меня там маленькая роль женщины-татарки, которая, будучи женой секретаря обкома, попала в лагеря. И сошла с ума. Небольшая роль, но такая могучая! К тому же она так правильно заявлена автором и так четко прочерчена режиссером, что играть ее - одно удовольствие. «Ослика Иа сыграла бы и сейчас...» - А были роли, которые вы очень хотели сыграть, но так и не сыграли? - Естественно. Мечтала об одних, а неожиданно сваливались другие, не менее замечательные роли. Есть дивная пьеса «Валентинов день» Вани Вырыпаева. Как только она была написана, я ухватилась за роль Катьки (спектакль по этой пьесе идет и в нашем театре драмы, роль Катьки играет Римма Белякова. - Авт.). И я сказала: Ваня, умоляю вас, никому не отдавайте Катьку, я обязательно ее сыграю. Сейчас они сняли кино, но ко мне так и не обратились (фильм номинировался на «Кинотавр», однако призов не получил. - Авт.) И в театре я долго ходила за главным режиссером - никто не прочел, не вспомнил, не захотел ставить. А ведь роль как будто на меня написана, и это только один пример. - А еще вы долго проработали в ТЮЗе. Это, наверное, ужасно бьет по самолюбию, когда тебе хочется серьезных ролей, а приходится ослика Иа играть... - Ослика Иа я бы и сейчас сыграла, потому что это... - ...тоже про вас? - Во-первых, про меня. Во-вторых, материал потрясающий. Но вот этих пионеров, кур, зайцев - это все в какой-то момент действительно надоело. - Тем не менее, вы терпели... - Терпела, потому что не хватало смелости бросить все. Никак не могла уйти из этой семьи и поискать другую. Или пожить в одиночестве. Пока уже судьба не достала меня... - Давайте поговорим о фильме «Изображая жертву». Я совершенно с вами согласна, что это один из лучших фильмов ушедшего года, и лично мне было радостно узнать, что за участие в нем вы получили «Нику». Вопрос: насколько неожиданной была для вас эта награда? - Это было неожиданно. Я ведь уже привыкла, что мне ничего не дают. Ни за театральные работы, ни за работы в кино. Но дело не в этом. Посмотрите, «Изображая жертву» прогремел на всю страну, но не был отмечен почти ни на одном фестивале. В то время как «Остров» получает все мыслимые и немыслимые призы... - Вы усматриваете в этом политическую подоплеку? - Я не знаю, в чем тут дело, может? это просто орел и решка, но некая тенденция на лицо. Даже в Каннах и Венеции призы получают не лучшие картины, а те, которым «повезет». И потом эти картины не становятся фаворитами зрительских симпатий. В нашем случае, я думаю, многое зависит от председателя жюри. Но призы - не главное. Если бы «Изображая жертву» не получил вообще никакого признания, он все равно был бы потрясающим фильмом. «Таких, как я, в театре мало...» - Самобичеванием часто занимаетесь? - Всегда. И это тоже черта характера. Истязаю себя до посинения, пока не добьюсь, чего хочу. Но самое обидное - стоит чего-то добиться, и тут же это «что-то» ускользает из рук. Редко когда потом стабильно продолжаешь работать на этом уровне. - А мне кажется в любой профессии так. Невозможно все время быть на пределе возможностей, падения случаются, это нормально... - Вы думаете? А по-моему, таких, как я, в театре мало. Уж если талантливый артист взял какую-то планку, он либо выше пойдет, либо будет на ней держаться. Мало кто падает - опять туда, с чего начал. Вот это и обидно. - Как вы познакомились с Кириллом Серебренниковым? - Он позвонил мне и предложил роль. Не через ассистента или помощника, как это делают некоторые режиссеры, а сам. Пьеса показалась мне безусловной, это лучшее, что есть у братьев Пресняковых, и я, не раздумывая, согласилась. - Как вы находите все эти параллели с Гамлетом? Насколько они вам кажутся убедительными? - Они убедительны. Понимаете, ревизовать режиссера такого уровня, как Серебренников, бессмысленно. Даже в его неудачах есть что-то, от чего обязательно вздрогнешь. Кирилл не только талантлив, но и очень образован. И в отличие от многих режиссеров всегда знает, чего хочет. - А что он за человек? - Очень хорошо воспитан. Нет фанаберии, амбициозности, командных ноток в голосе... - Надо же, а я думала, что при такой мефистофельской внешности и характер должен быть соответствующий ... - По-моему, Кирилл очень красивый и стильный молодой человек. Хотя по природе не такой уж открытый и компанейский, скорее одиночка. - Кроме «Венерина волоса» Михаила Шишкина (лежит на столе. - авт.), что еще читаете? - Я много читаю. Только что прочитала «Даниеля Штайна, переводчика» Улицкой. Книга документальная и одновременно очень художественная. В ней столько подлинного осмысления истории религии и вообще истории, столько интереснейших документов - это огромный неподъемный труд. А главный герой - мне кажется, что я с ним знакома, люблю его и также благодарна ему, как и все те люди, кому он помог в жизни.
«Мама и папа сделали бриллиант!» - Вы приехали в Саратов с Женей Мироновым. Как он вам при ближайшем рассмотрении? - Да замечательно. Женя уникальный, неповторимый человек, такой шедевр природы. Мама с папой сделали бриллиант! А огранку, что характерно, делает он сам, работая над собой и расширяя свои возможности всеми доступными средствами. Посмотрите, какой груз он на себя взвалил, став у руля Театра Наций. Ведь там такая разруха - ужас. Но я уверена - он справится, как справился с ролью продюсера. А мы-то думали, ну зачем ему себя так растрачивать, ведь он великий артист! Оказалось, по Сеньке шапка. Вот я из тех, кто себя бережет, иначе главное свое дело буду делать плохо. А есть такие люди, как Женя, как Табаков, которые совсем себя не берегут и при этом все, что ни делают, делают на все сто. Видимо, у этих людей есть какая-то подспудная система того, как не завалить дело, какое-то «решение фундамента». - Фильмы со своим участием пересматриваете? - Я очень люблю хорошие фильмы, такие, как «Возвращение» Звягинцева или «Свободное плавание» Хлебникова. «Изображая жертву» я смотрела много раз. Не потому, что это со мной, а потому что мне сладко смотреть этот фильм. Уже с первых кадров, когда Башаров играет этого уголовника, который и не уголовник вовсе, а так... Подумаешь, женщину убил походя. Даже не походя, а за дело. И спустил ее... в туалет... А потом говорят: как сделать так, чтобы матом не ругался милиционер? Да это невозможно! Он же каждый день на таком языке разговаривает. А потом это же не просто матерщина. Человек выблевывает из себя эти слова, это, простите за выражение, рвота - от всего, в чем прожил жизнь этот милиционер. И написан монолог феерически талантливо, это шедевр. Вот на мой вкус. А главное - он очень точно отражает ту часть жизни, которой занимается герой. Это огромная часть, и она разрастается как опухоль. Криминал везде - в подъезде, поезде, самолете. Растет и ширится, как нефтяное пятно... - Не могу не спросить вас напоследок об Эльдаре Рязанове... - Эльдара Александровича я обожаю. И не только я, мы все, кто когда-либо у него снимался, все его любим. Посмотрите, человеку 80 лет, а темперамент? Это же цунами, смерч! - Как насчет «Андерсена»? (последний фильм Рязанова с Сергеем Мигицко в главной роли. - Авт.) - В этом фильме есть подлинно трагические ноты. Помните эпизод, когда датский король надел желтую звезду (такими звездами фашисты метили евреев. - авт.) и в таком виде едет по городу? В этом эпизоде, как и во всем фильме, есть что-то очень драматичное, чего раньше не было в его фильмах. Не случайно именно в «Андерсене» он впервые изменил своему главному жанру - комедии. А потом, знаете, годы что-то делают с людьми. Вот я по себе чувствую - уходит легкость, человек приходит к какому-то драматизму, иногда спокойному, иногда агрессивному. Но не будем о грустном, ведь за свою карьеру в кино Эльдар Александрович побаловал своего зрителя сполна. Его картины - это утешение для миллионов людей. А значит, человек не зря прожил жизнь. Благодарим концертное агентство «Аншлаг-94» за помощь в подготовке материала.
|