Саратовская писательница замахнулась на литературную суперпремию Узнав, что Вера Афанасьева стала полуфиналистом престижной литературной премии «Большая книга», мы обрадовались: наконец-то в нашей литературе появилось новое имя. Но Афанасьева - не просто писатель. Она доктор философских наук, профессор СГУ и одновременно кандидат физико-математических наук. Над смыслом ее научных монографий мы мучались всей редакцией. Одна из них называется «Тотальность виртуального», и это еще не самое страшное. Труд под названием «Детерминированный хаос» напряг нас посильнее «Фауста» Гете. Что за общение ждало с такой дамой, оставалось только догадываться. Но жизнь готовила сюрприз - Вера Владимировна оказалась молодой особой с красивым, ухоженным лицом. «Здравствуйте, хотите квасу?» - с порога спросила женщина-философ, обаятельно улыбаясь. Улыбка чеширского кота, или Тотальность виртуального - Вера Владимировна, первый вопрос напросился сам собой. Как вам при вашей нагрузке удается так прекрасно выглядеть? - Интеллектуальная деятельность не позволяет стареть. Все женщины на нашем факультете милые, приятные, ухоженные, хорошо одетые, у каждой своя изюминка. И вы тоже будете очень долго молодой и красивой. - Если так, тогда объясните, Христа ради, что такое эта ваша пресловутая тотальность виртуального? - Ну это такая штука, когда, например, мы чистим зубы не той пастой, которую сами хотели бы купить, а той, которую нам навязывают, переплачивая при этом втридорога. Мир виртуальных объектов очень широк. Это не только компьютерные монстры, но и реклама, СМИ, литература, философия, мистика и т.д. Виртуальность - это улыбка чеширского кота, которая расплывается у нас на глазах. И все мы, современные люди, в плену у этого призрака. - Какой ужас! Надеюсь, это не очень опасно? - Отчасти это опасно. Есть люди, которые настолько погрязли в виртуальном пространстве, что сидят там десятилетиями, в результате не создали семьи, не взяли ничего от жизни и не дали взамен. И мне как физику такие люди известны. - А сами вы какую пасту покупаете: которую хотите или которую вам навязывают? - Я покупаю ту пасту, которую хотят мои девочки, а они в плену у рекламы. - С виртуальностью вроде разобрались, а как обстоят дела с хаосом? - С хаосом все непросто. Дело в том, что наука всегда была склонна описывать мир как константу. Но в конце XX века стало ясно, что очень многие объекты, которые казались хорошо изученными, упорядоченными, регулярными, оказались совсем не такими - неупорядоченными, нерегулярными, хаотическими. Это в равной степени относится и к социальным объектам, то есть обществу, и к физическим - от микрочастиц до Галактики и Вселенной. Все эти исследования сложились в науку, которая называется синергетикой - очень модная, кстати, наука, в русле которой я поначалу работала, пока не решила заняться философией. Есть явления, которые физическими моделями не описываются. Поэтому когда хочешь сказать о чем-то очень важном, универсальном, приходится либо становиться Эйнштейном, что невозможно, либо уходить в философию. - Мужчины рядом с такой умной женщиной комплекс неполноценности не испытывают? - А я поначалу никому не рассказываю, чем занимаюсь, чтобы комплексы не возникали. (Смеется.) - Философское образование помогает относиться к жизни философски? - Очень легко относиться философски к жизни вообще и очень трудно - к своей собственной. Я пока не научилась спокойно относиться к своей жизни, она меня сильно волнует иногда. И веду я себя в ней порой очень не философски. (Смеется.) «Люблю Булгакова и Донцову» - Давайте поговорим о вашем романе. Расскажите для начала, что вас подвигло к его написанию? - Я всегда хотела писать, меня уговаривали дети, также были люди, которые говорили, что мне следует писать, что у меня легкое перо. Увидев рекламу конкурса и узнав, что он открытый, я решила попытаться: почему бы и нет? - Толчком для написания стал роман Булгакова? - Булгаков повлиял на меня очень сильно. И все-таки искушенный читатель заметит в этой книге скорее гриновские, а не булгаковские нотки. Что до обращения к «Мастеру и Маргарите», то это скорее способ привлечь внимание к определенным проблемам и темам, а не цель. - Жанр определен интригующе - «социальная сатира с элементами мистики и любовной мелодрамы»... - Это в первую очередь социальная сатира, мистика тоже является средством, своего рода литературным приемом. Таким приемом пользовались еще в античности, к нему прибегали Гоголь и Булгаков. - Что является объектом вашей сатиры? - Современное общество в разных его проявлениях - пресса, представители промышленных группировок, политических партий - все, что определяет нашу жизнь сегодня. - Среди ваших конкурентов сплошь знаменитые люди... - Я бы не назвала это конкуренцией, все работы наверняка очень разные, написаны в разных жанрах, их трудно сравнивать. Единственное, что их объединяет, - это то, что все они, по мнению экспертов, отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к литературе. Конечно, оказаться в таком списке очень почетно. - Сами кого читаете? - Я люблю Диккенса, Теккерея, Достоевского, Грина, Булгакова, Платонова. Из современных авторов - Улицкую, Петрушевскую. Иногда читаю Липскерова, Дарью Донцову... - Вы читаете Донцову?! - Да, она легкая, приятная, я с ней отдыхаю. - Как насчет Оксаны Робски? - Робски даже при помощи своих литературных рабов написала чудовищную, безобразную по стилю книгу. - Не любите гламурную литературу? - А я не считаю Робски гламурной писательницей. Гламур предполагает красоту, а у Робски безобразный язык. - Донцова тоже не слишком гламурная, тем не менее вы ее читаете... - Она не гламурная, но очень живая и задевает какими-то бытовыми мелочами, которые есть в жизни каждого. Может, в ее книгах нет идей, зато у нее легкое перо. - А с чего вы взяли, что Робски не сама пишет? - Я это точно знаю. В свое время мне тоже предлагали писать за одну гламурную московскую даму. Я, подумав, отказалась. «Я состоявшийся человек, но очень хочется машину» - Спортом занимаетесь? - Спорт - это мытье стометровой квартиры и десятикилограммовые сумки. После этого «спорта» никакой другой уже не требуется. Ну и конечно, надо высыпаться, чтобы чувствовать себя «в лице». - В Москву перебраться не пытались? - Москва - город очень утомительный, он съедает время, съедает жизнь. Мне очень нравится Саратов - он красивый, интеллектуальный, в нем есть своя харизма. Я его люблю. - Как женщина-философ проводит свободное время? - У меня очень мало свободного времени, но когда оно появляется, я смотрю телевизор и ничего не делаю. Что смотрю? Да самые ширпотребные передачи. «Свою игру» очень люблю, «Дом-2»... - «Дом-2»?! Вы шутите... - Поклялась не смотреть никакие сериалы, но на этот подсела как миленькая. Смотрю его бездумно, как кошка на мелькание цветных картинок. Это сейчас, а раньше погружалась во все эти страсти с головой. Все, как и полагается по моей теории о виртуальности. (Смеется.) - Может, вы и от Ксении Собчак фанатеете? - Я нахожу ее умной женщиной. В сравнении со многими ведущими, которые удивляют своей неграмотностью и узкими мыслями, Собчак выглядит еще ничего. По крайней мере, она остроумна. - Кроме писательской популярности, о чем еще мечтаете? - О машине. Всю жизнь завидую женщинам за рулем, с удовольствием смотрю на них, это очень красиво. - Зарплата профессора не позволяет скопить на авто? - Вы и сами понимаете, что нет. К тому же мои дочери постоянно заставляют меня за все переплачивать. (Улыбается.) Какие уж тут накопления... - Сколько лет вашим дочерям? - 20 и 18. Старшая учится в МГИМО, младшая - на мехмате СГУ. - Возвращаясь к конкурсу, как вы сами оцениваете свои шансы? - Умом я понимаю, что по теории вероятности мне ничего не светит, но сердцем продолжаю надеяться. Впрочем, победа с самого начала не была для меня самоцелью. Хотелось, чтобы мою книгу заметили, чтобы она дошла до людей. Отчасти мои надежды уже сбылись - в ближайшем номере «Волги» роман будет опубликован, и у меня наконец-то появится читатель, который - я очень на это рассчитываю - скажет о книге всю правду-матку. - До этого роман не был опубликован? - Был, но очень малым тиражом. Поскольку это любимая книга моей мамы - любимая из того, что мной написано, - я опубликовала ее за свои деньги, чтобы сделать ей приятное. - Напечататься более высоким тиражом не было возможности? - Я обращалась в старую «Волгу», но там был полнейший соцреализм и редактор мне отказал. В московском издательстве «Эксмо» роман расхвалили и... положили на полку. Проблема в том, что издательства в основной своей массе не хотят печатать авторов, чьи имена не раскручены. Но если честно, я к этому особо и не стремилась. Я состоявшийся человек, у меня свой круг общения, свои профессиональные интересы. Литература - лишь одно из дел моей жизни, а вовсе не единственное. Справка «Взгляда» «Большая книга» - национальная литературная премия с самым большим после Нобелевского премиальным фондом - 5,5 млн рублей. Присуждается второй год. В жюри конкурса входят известные российские писатели, критики, литературоведы, ректоры гуманитарных вузов. В прошлом году победителем конкурса стал известный писатель и журналист Дмитрий Быков (роман «Эвакуатор»). В этом году на конкурс номинировано 442 произведения писателей из всех уголков России и многих зарубежных стран, в том числе США, Израиля, Германии. В списке полуфиналистов такие признанные мастера, как Чингиз Айтматов, Василий Аксенов, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Дина Рубина, Александра Маринина, Новелла Матвеева, журналисты Алла Боссарт и Дмитрий Быков. В полуфинал вышли 45 произведений, среди них и «Любимый роман» Веры Афанасьевой (представляет собой реминисценцию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»). Любопытно, что саратовскому профессору удалось обойти даже Бориса Акунина, который был номинирован с двумя произведениями «Ф.М.» и «Нефритовые четки», но в полуфинал не попал.
|