- Юлия, кто кого привел в церковь - вы мужа или он вас? - Мы встретились уже будучи достаточно воцерковленными, хотя сказать об этом как о чем-то законченном нельзя, человек всю жизнь воцерковляется. Я начала осмысленно и регулярно ходить в церковь на четвертом курсе консерватории, Андрей тогда учился в семинарии. Можно сказать, что мы познакомились в храме. - «Отец Андрей» - вы зовете так мужа всегда или только при посторонних? - Постоянно. Год назад я проводила своего мужа Андрея на хиротонию (рукоположение в сан), а встретила уже как отца Андрея. Это совершенно другой статус. Теперь он прежде всего батюшка, а уж потом муж, отец. - А кто же я, по-вашему? Отец и есть, вот вам и доказательство, - вступает в разговор отец Андрей, беря на руки сына. - Вы молодые, активные люди, как вам живется в аскетичных рамках православного устава? Как-то не увязывается ритм современной жизни с постоянными постами и молитвами. Отец Андрей: А ритм не меняется. Просто верующий человек переходит на другой уровень духовности, когда физические, какие-то медицинские потребности отходят на второй план, перестают быть важными. А пост и молитва помогают отстраниться от того, что мешает совершенствованию духа. Юлия: Для нас в этом нет чего-то сверхсложного. В моей семье, например, всегда постились. Только тогда пост был для меня обычно диетой - ограничением в еде, поэтому все время хотелось есть. А когда понимаешь духовную сущность поста, примитивные «хотения» отступают. Пост - это, в первую очередь, не воздержание от пищи, а время переосмысления и покаяния. У православных много постов, не только перед большими праздниками, как сейчас. Есть еще среда и пятница, пост перед причастием. - А как же молодежные компании, веселые застолья, праздники, которые в этом году приходятся как раз на Великий пост? Юлия: Мы поздравляем друзей с этими праздниками, шлем SMS-ки - какая разница, в конце концов, в какой день пожелать человеку добра? Но друг друга не поздравляем и дома эти праздники не отмечаем. Просто не чувствуем дух тех событий или явлений, которым посвящены эти даты. Зато у нас есть другие праздники, например, День ангела. А Женский день или День матери можно отметить на неделе жен-мироносиц, которая начинается после Пасхи. Так что это неправда, что у православных меньше праздников. У нас каждое воскресенье - праздник, потому что это «воскресение Христово». И приходя в храм в этот день, мы говорим друг другу: «С праздником». День святого Валентина - тоже не наша, не православная традиция. У нас есть день святых Петра и Февронии - покровителей супружества. Но здесь совсем иное духовное зерно. Это благочестивые люди, которые приняли монашеский постриг. В этот день мы их прославляем, поем им величания. Просим их молиться за нас. Отец Андрей: Но это не значит, что православный человек начисто лишен удовольствий, радости бытия. В основном это духовные радости, но и телесные совсем не запрещены. Просто верующий испытывает, если можно так сказать, правильные удовольствия. Какие? Например, видеть свою супругу в добром здравии, обнимать сына, вкусно есть - почему бы нет? - А встречи с молодежными компаниями - разрешенное удовольствие? Юлия: Никто не требует от нас, чтобы мы не виделись с друзьями. В епархии сейчас много возможностей собираться - есть молодежное православное общество, мы видимся с друзьями в храме. А в шумных гуляниях мы не испытываем потребности. Дискотеки не любим, нет потребности. Здесь уж каждый сам для себя выбирает. Бывают у нас и дружеские застолья. - А спиртное? Юлия: Спиртное позволительно православному верующему, но, конечно же, в умеренном количестве и в определенные дни. Но мы этого просто не любим. И никогда не любили. Отец Андрей: Апостол Павел говорил: вам все можно, но не все полезно. Крайность никому не нужна. - Чем питается молодая, активная семья в те дни, когда устав предписывает воздерживаться от животной пищи, а в некоторые дни даже от растительного масла? Юлия: Вы берете крайний вариант - самый строгий пост по монашескому уставу. Тем, кто живет в миру, он не всегда под силу. Каждый человек, желающий поститься, должен в первую очередь посоветоваться со священником и не брать на себя ношу не по силам, это очень самонадеянно и даже опасно. Пост не принесет пользы, если человек будет голодным и злым. Вообще в пост никто не говорит о голоде. Для любого русского человека всегда уместны «щи да каша». И потом, сегодня продается очень много замороженных продуктов - овощей, фруктов. Можно покупать готовые вареники. Да почти любое блюдо можно переделать под постный стол. Отец Андрей, например, - человек восточный. Он татарин по национальности, рос в средней Азии, в Узбекистане. Так я всю восточную кухню - лагман, плов - переделала под пост. И кто ел, даже не мог сказать, что там чего-то не хватает. Есть еще соевые продукты, но мы стараемся не использовать суррогаты. Зачем? Так много вкусного на постном столе. Грибы, фасоль, горох, сладости - орехи, мед, халва, козинаки, варенье. О голоде при таком изобилии речь просто не идет. Отец Андрей: Пост - это самоограничение. Не столь важно, в чем оно выражается. Новоначальным, тем, кто только вступает на этот путь, можно начинать с простого - отказаться на время поста от телевизора, не покупать сладости. Православные традиции - это не сложно, стоит только начать.
|