Сюжет пьесы прост. К разорившемуся помещику Хомутову (Юрий Кудинов) приезжает жена (Ольга Милованова), актриса и красавица. Она устала прожигать жизнь, переезжая из города в город, и надеется обрести покой у домашнего очага, от которого пять лет назад сама же и сбежала. Поначалу все идет хорошо, благо под рукой есть приятель Яблоков (Владимир Назаров), человек находчивый во всех отношениях, с помощью которого недотепе Хомутову удается убедить «понаехавшую» невесть откуда женушку в его финансовой состоятельности. Но реальная хозяйка дома Наташа (Наталья Яковлева) неожиданно выдает заговорщиков. Героиня в шоке, но тут появляется Яблоков и устраивает всем хэппи-энд. Сюжет прост, но непросты герои. Они все время кого-то напоминают - такое ощущение возникает уже с первых минут спектакля. Кого именно - догадаться несложно. Плетнев настолько ясно расставил акценты, что в театрально заламывающей руки жене Хомутова легко увидеть намек на чеховскую Раневскую, а в самом герое - пародию на центрального персонажа «Дяди Вани», а при желании - и еще на целый ряд популярных классических персонажей. Было совершенно очевидно, что режиссер попросту прикалывается - «автор жжот», как сказали бы пользователи одного очень популярного, но, к счастью, пока еще не ставшего литературным, языка. Но вот незадача: сколько на сцене ни кричали «лопата!», веселее от этого большинству зрителей не становилось. Они смеялись, но как-то неуверенно, словно сомневаясь, действительно ли это была шутка или им показалось? Меж тем спектакль буквально напичкан стебом. Чего стоит один только эпизод с дуэлью, обставленный Плетневым по всем канонам полноценного театрального шоу. А эти деревенские мужики и бабы, которых он ставит в позы античных статуй, дабы украсить ими интерьер дома, в котором будут принимать актрису Огневу. А мелкие детали вроде слепленного из гипса человеческого черепа (привет, Шекспир!), с которым по-гамлетовски хмурый Хомутов носится по сцене, как дурень с писаной торбой. Или потрепанные спецовки с надписью «Театр драмы имени Слонова, г. Саратов», в которые Плетнев выряжает актеров в начале первого действия. Или... примеры можно приводить бесконечно. Звукоряд спектакля - отдельная песня. Герои стреляются под музыку из знаменитой оперы Чайковского «Евгений Онегин», под «Огней так много золотых» напиваются шампанским, а под песенку про цыганскую дочь, которая с любимым в ночь, окончательно пускаются во все тяжкие. Почему все эти беспроигрышные режиссерские фишки не срабатывают, сказать сложно. Как заметил в интервью нашей газете сам Александр Плетнев, «успех спектакля «Кукушкины слезы» желанен, но не гарантирован, поскольку юмор в толстовской пьесе - не чета тому, к которому привыкли поклонники передачи «Аншлаг». А может, дело вовсе не в юморе? Взять, к примеру, спектакль «Лес» модного московского режиссера Кирилла Серебренникова, который саратовцы могли видеть недавно на сцене того же драмтеатра в рамках гастролей МХТ имени Чехова. Уж на что лихо обошелся Серебренников с хрестоматийным текстом Островского, однако это не помешало саратовской публике «въехать» в его смысл. Не могло же случиться, что за какой-то месяц саратовские театралы, да простят они мне эти слова, отупели настолько, что уже не в состоянии отличить хохму от трагедии, а Шекспира от пролетарского писателя Зелепукина? С другой стороны - публика публике рознь, и то, над чем хохочет один, другому может показаться совсем не смешным. Возможно, все не так плохо, и спектаклю «Кукушкины слезы» нужно просто дождаться своего зрителя? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем руководству драмтеатра эксперимент. Пусть в следующий раз кто-нибудь из заезжих режиссеров вместо пьесы какого-нибудь маститого классика инсценирует нам монологи Регины Дубовицкой. Если пол-зрительного зала в итоге умрет-таки со смеху - все, театру пора менять репертуар. Если нет, можно расслабиться и со спокойным сердцем отказать режиссеру Плетневу в гонораре! Пусть знает, как честным людям голову морочить! Шутка.
|