Идею полной самоокупаемости пассажирских перевозок в Саратове едва ли можно назвать жизнеспособной. Если верить главному областному транспортнику Валентину Кузнецову, сегодня эта цифра по разным видам транспортных предприятий, включая «Саратовгорэлектро-транс», колеблется в пределах 50%. При этом в трамваях и троллейбусах проезд возрос с 4 до 5 рублей меньше года тому назад, с 1 февраля. Не остались в стороне и владельцы парков маршрутных такси. Впрочем, их позиция в сложившейся ситуации очевидна. Замахнуться больше чем на пару рублей они пока не рискнули. Даже несмотря на то, что еще два года тому назад в качестве наиболее приемлемых для себя вариантов называли 10-15 рублей. В отличие от них, автобусные маршруты «держатся» вот уже два с половиной года. Между тем, по мнению директора МУ «Транспортное управление» Саратова Владимира Елизарова, насущная необходимость повышения тарифов назрела еще в прошлом году. Поэтому радоваться призрачному рублю транспортники пока не спешат. В других регионах проезд уже давно зашкаливает за 10, а то и за 12 рублей. И по самым оптимистичным прогнозам, спасением для саратовского автобусного парка могли бы стать как минимум десятирублевые билеты. Интереснее дело обстоит с горэлектро-транспортом, перед которым перспектива денежного уравнения с автобусами замаячила едва ли не впервые. Однако и здесь значительных подвижек от обсуждаемого нововведения, по большому счету, не ждут. - Мы все время балансируем на минимуме, на себестоимости низшего уровня выживания, - сокрушается заместитель генерального директора МУП «Саратовгорэлектротранс» Павел Кузнецов. - Если ничего не изменится, мы вынуждены будем пойти на крайние меры: либо уменьшить объемы перевозок, либо закрыть часть маршрутов. По прошлому году дотации в предприятие составили 94,6 млн рублей - почти на двести миллионов меньше необходимых трехсот. Однако даже не столько слабая бюджетная подпитка является основным камнем преткновения. Отрасль несет серьезные убытки от обеспечения льготных пассажироперевозок - а льготники, так или иначе, составляют до половины всего пассажиропотока. Целиком эти затраты не компенсируются, поэтому на горэлектро-транспорте фактически продолжает практиковаться система бесплатного провоза льготных категорий граждан. Незначительно - на двадцать копеек за каждый километр пути - возрастет проезд и в пригородных автобусных маршрутах. Неизменными должны остаться лишь тарифы на железнодорожные перевозки. Но, судя по всему, лишь до той поры, пока руководство ПЖД не выступит с инициативным предложением их пересмотреть. За прениями сторон не стоит забывать, что у процесса есть еще и третий участник - пассажир. Латать за счет собственного кармана финансовые прорехи в существовании даже любимого транспорта ему, возможно, покажется далеко не самым приятным занятием. Предложению еще предстоит пройти согласование в облправительстве - однако это, понятное дело, лишь формальность. Любопытнее позиция муниципалитета, наиболее чувствительного к интересам граждан. Правда, формировать ее здесь считают преждевременным. Пока. В пресс-службе гордумы нам сообщили, что по крайней мере на ближайшее заседание комиссии по промышленности (14 декабря) этот вопрос не вносился и вноситься не будет. Дело за администрацией, еще не подготовившей соответствующие документы. Если же проводить некоторые аналогии, то можно предположить, что меняющиеся в среднем раз в год тарифы и в этот раз не заявят о себе раньше января.
|