Про то, как клоун Май американок по животам гладил - Евгений Бернардович, вы человек в возрасте. Не надоело всю жизнь по миру колесить? - Какое надоело, вы что! Да я дома сидеть не смогу - умру сразу... А потом это же так интересно - ездить в новые города, страны, встречать новых людей. Сегодня вас встретил, завтра еще кого-нибудь. А что вы улыбаетесь? Вот вы знаете, что беременные женщины в Рио-де-Жанейро ко мне в очередь выстраивались? - Беременные женщины? В очередь?! - Да-да, не смейтесь! У них же есть такая примета в Южной Америке, что клоун приносит счастье. И что если он погладит беременной женщине животик, то у нее будут легкие роды и ребеночек родится здоровым. - То есть они выстраивались в очередь, чтобы вы им погладили животы? - Ну да. Еще представление идет, а они уже стоят у манежа, на животы показывают. Еще и детей ко мне грудных приносили, чтобы я их целовал... - И вы целовали? - Конечно! И целовал, и гладил... - Здорово. А у меня вот подруга есть, она клоунов не любит, говорит, что в последнее время они стали тупые и пошлые, и даже дочку свою маленькую перестала водить в цирк... - Вы знаете, хороших клоунов действительно мало, это правда. Две-три пары я вам еще могу назвать - тех, кто на самом деле что-то из себя представляет. Но это именно пары, солистов я, к сожалению, пока вообще не вижу. Недавно в цирке на Цветном бульваре была премьера с символичным названием «Берегите клоунов». И там нужны были молодые ребята на роли Никулина и Шуйдина. Чтобы так же могли говорить, двигаться. Пересмотрели кучу народу - никто не подходит даже близко. Еле-еле нашли двух парней, которые сумели сделать что-то похожее... - Перевелись таланты на земле русской? - Не то что перевелись. Просто раньше педагоги учили за зарплату, а теперь учат за приличные деньги и в частном порядке. За каждую готовую репризу берут тысячу долларов. Хотя, по-хорошему, репризу надо не продавать, к ней надо готовить. Надо научить человека различным жанрам, азам актерского мастерства, выучить владению этой сложнейшей площадкой. Классные педагоги учить за бесплатно не хотят - у них и так зарплаты мизерные. А неклассные - что с деньгами, что без - ничему не научат... Про то, что шутки на манеже стали ниже плинтуса - Если не секрет: мизерная зарплата - это сколько? - 40 долларов за выход минус налоги. По-вашему, это деньги? По-моему, это просто смешно. И если я, народный артист России, получаю 13-14 тысяч рублей в месяц, то что говорить об остальных... - А каких-то дополнительных источников дохода, кроме зарплаты Росгосцирка, у вас разве не бывает? - Бывает, но редко. На день рождения иногда приглашают - пьяный народ посмешить, на праздники детские: приходите, мол, мы вам хорошо заплатим. Но я все эти гулянки не люблю и стараюсь на них не ходить. Во-первых, это халтура. Во-вторых, ну какие там большие деньги. За границей я за одно выступление получал 700 долларов. Самое маленькое - 200... Да Бог с ней, с зарплатой! Не это обидно, а то, что последние два года наше цирковое училище не выпускает ни комиков, ни эксцентриков. Акробаты, жонглеры, групповые, парные, сольные номера - это все есть. Пожалуйста, приходите, учитесь. В жанре же комическом, эксцентрическом вообще ничего не выпускается. Почему? Не знаю, сложно сказать. Возможно, потому что нет набора. Вот, к примеру, Уральский Семен Маркович недавно набрал себе студию из желающих стать клоунами. Человек 15-20 у него набралось. 15 человек со всей страны! Это же курам на смех! И еще не известно, что из этого получится. До этого у него ведь уже был такой опыт, а результат оказался почти нулевой... - А может, все дело не в деньгах, а в чувстве юмора? То, что шутки на манеже давно стали ниже плинтуса, это же о чем-то говорит? - Да, с чувством юмора стало сложно. Нас окружает пошлость. Она льется со страниц литературы, с улицы, с экрана. И если раньше в советские годы, после революции особенно, цирк считался искусством грубым, искусством низшего уровня, то теперь это самое невинное искусство из всех. Манеж - единственное место, где не ругаются матом, не раздеваются до гола. По крайней мере, пока... - Мата, может, и нет, зато есть плагиат. Все только и делают, что воруют друг у друга номера. Эти бесконечные пересаживания на стульях, эти лопающиеся шары давно набили зрителю оскомину. Куда только смотрит руководство Росгосцирка... - Я вам скажу куда. Года два назад у нас была экспертная комиссия, члены которой отсмотрели десятки клоунских выступлений. Многих после этого повыгоняли, в смысле уволили из Росгосцирка. Но оказывается, что уволить это дерьмо нельзя. Потому что есть профсоюз, суд, трудовое законодательство. И им по барабану, что человек профессионально непригоден. Вот и получается, что кто-то несет ответственность за свою работу, а кто-то нет. И если я, допустим, контролирую свои поступки на манеже и в жизни, потому что я окончил ГИТИС и мои сын и дочь окончили ГИТИС, то другие на этот счет вообще не заморачиваются и живут припеваючи. Про «фефекты» дикции
- Вы сказали, что окончили ГИТИС, а я слышала, что из-за проблем с дикцией вас в свое время не приняли ни в одно театральное училище... - Зато приняли в цирковое, и то условно (смеется). Я был так напуган, что уже через полгода получал повышенную стипендию. И потом, будучи уже профессиональным клоуном, лет десять не отходил от инструмента, шлифуя и оттачивая свою речь... - От какого инструмента? - От пианино. - А зачем вам пианино? - Разминаться. За час-два перед представлением я обязательно поднимался в оркестровку, подходил к роялю и пел гекзаметры из «Илиады». А что вы хотите? Школа, которую мы прошли, была самая профессиональная, сегодня такой уже нет. Сценическую речь нам преподавали вахтанговцы (актеры театра имени Вахтангова. - Авт.), а педагоги МХАТа учили актерскому мастерству. А еще нас обучали эквилибру, акробатике, воздушной гимнастике. Возьмите Олега Попова, Карандаша - они ведь умели все! Я, глядя на них, тоже делал и сложные трюки, и в полетах летал, и на саксофоне играл. - А что сегодня с гекзаметрами? Неужели все поете? - Нет, но времени на подготовку трачу ничуть не меньше. Что я делаю? Сначала просто сажусь и думаю, гримируюсь, слушаю шум зала. Потом начинаю разогревать суставы, все по часовой стрелочке, вот так (показывает). Потом идет сложная разминка: я приседаю, наклоняюсь, делаю батманы, разминаю голеностопы, позвоночник. Но главное тут даже не это, главное - внутренний настрой. Чтобы каждый, кто сидит в зале, почувствовал мою энергетику и ответил на нее. Про то, что гипноз - это страшная сила
- Расскажите о своем псевдониме. - Я придумал его, будучи клоуном, которого в верхах не очень любили. Потому что я был грустный клоун, клоун-лирик. Вот, к примеру, имелся у меня такой номер. Я выходил во фраке, в цилиндре, с саксофоном, и за мной шла собачка в луче прожектора, тоже во фраке и цилиндре. Я играл на трубе вальс свечей, а собака тоскливо выла. Потом мы вставали и уходили. Даже не кланялись на прощание. Или другой пример. Был у меня спектакль «Каштанка» по Чехову, и был гусь, которого звали Иван Иваныч. Во время спектакля он свешивал на бок шейку и умирал... - То есть, как это умирал? - Ну, как в рассказе гусь умирает. Нет, на самом деле он, конечно, не умирал, а засыпал, потому что я его гипнотизировал... - Ничего себе. Вы что еще и экстрасенс?! - А что тут удивительного. Я и детей своих гипнотизировал, хотите, покажу?! (смеется) - Ой, нет, спасибо, давайте лучше про гуся... - Ну, так вот. Гусь «умирал», детишки плакали, начальство кричало и требовало «прекратить это безобразие». Потом со временем я и сам понял, что долго сюсюкать нельзя. Все-таки люди в цирке должны больше смеяться, чем грустить. И решил добавить в номера буффонады. Вот тогда и появился клоун Май. Во-первых, это первые три буквы моей фамилии, а во-вторых, это месяц, в котором есть все, что необходимо артисту - красота, любовь к жизни, оптимизм. - Правда, что ваша жена мечтала стать врачом, но после вашего ультиматума, в котором вы пригрозили бедняжке разводом, вынуждена была податься в клоунессы? - Правда, только речь шла не о разводе, а о раздельном проживании. Я же все время был в разъездах, так что мы и так не видели друг друга месяцами. Поэтому я сказал: или едешь со мной, или разъезжаемся. И она поехала, и стала работать клоуном Куку. И до сих пор работает. В нашей семье все клоуны. Сын Боря - это клоун Бо-Бо, дочь Лена - Лу-Лу, внучка Нюся - клоун Ню-Ню, внук Женя - клоун Жу-Жу. А я Май. Иногда на вечерах клоунады мы все вместе выходим на манеж и шпарим! - Вы объехали весь мир. Скажите, российский цирк действительно номер один или это миф? - Действительно номер один. Последние все конкурсы и фестивали наши берут золото, серебро и бронзу. Цирков есть много хороших - американских, европейских. Очень интересный китайский цирк, канадский цирк «Дюссолей», агенты которого ездят по всему миру и выдергивают артистов, предлагая суммы в три, четыре, а то и в пять раз выше их официальных зарплат. Они приходят, кстати, и в ваш цирк, просто вы их не видите. И человек уезжает. В этих цирках 80-90% исполнителей - это наши артисты. Они работают там на износ, потом их выкидывают, и они возвращаются уже инвалидами. И это никакие не выдумки. Это факт...
|