Каким хулиганствам научил своих студентов любимец саратовских театралов
Давно так не зажигали. «Проделки Скапена» – так называется дипломная работа студентов 4 курса театрального факультета консерватории (художественный руководитель – заслуженный артист России Игорь Баголей, режиссер-педагог Любовь Баголей). Первый дипломный спектакль этого курса уже идет на Малой сцене театра – «Выглядки, или Колыбельная для взрослых».
«Проделки Скапена» – последняя и самая жизнерадостная пьеса Мольера, в которой смешалось все: романтическая любовь, интриги, конфликт отцов и детей, кулачные бои, плащи, шпаги, кочующие пройдохи-цыгане и нагромождение семейных тайн со счастливым концом, что твоя Санта-Барбара. Но самое замечательное здесь – Скапен, с острым умом и лукавым характером, без которого было бы невозможно разрешение стольких невероятных ситуаций. Вы легко узнаете в нем черты Труффальдино и Фигаро, ибо он – гениальный слуга-плут, чье имя стало нарицательным. Именно Скапен всегда в центре событий, он находит выход из любого положения, он всегда рискует, не боясь последствий – умный, искрометный, обаятельный. Он – стратег и автор действа. Помогает всем влюбленным, наказывает обидчиков, вершит справедливость. Весело творит атмосферу, придумывает, поощряет, руководит и устраивает счастливое разрешение всех проблем.
Казалось, подумаешь, дипломный спектакль. Что необычного могут показать студенты в своей отчетной работе? Но спектакль совсем нельзя назвать дежурным, проходным. По азарту, с которым играли ребята, было видно, что спектакль сделан не для галочки, а для удовольствия и радости. Как зрительской, так и своей собственной. Нужно отдать должное Игорю Баголею – его вкус и режиссура заслуживают высоких похвал. Но главное – простой, вполне в площадном духе юмор Мольера был подан со вкусом и во вполне современном ключе. Спектакль получился хулиганский, очень смешной, но без претензий – эдакий студенческий капустник. Постановщики простебались над всеми современными жанровыми клише – от гангстерского боевика до фильма ужасов. Когда один из персонажей Мольера выходит на сцену с бензопилой, на ум сразу приходят сцены из популярных ужастиков, только вывернутые наизнанку. Или мольеровские, представьте себе, девушки, только не в кринолиновых платьях, а в черных чулках и с автоматами Калашникова наперевес – тоже очень стильно и смешно.
Иногда юмор пересекал грань фола, но тому есть оправдания. Жанр комедии положений редко обходится без милых пошлостей. Но молодость и талант искупают многое. Молодые люди и девушки играли вдохновенно, как только и могут играть студенты, и показали все, чему научились за эти годы, – от владения разными жанрами до пластических этюдов. Танцы спектакль очень украшают, и если судить по программке, поставил их один из студентов. Энергично и сексапильно. Тот редкий случай, когда не надо думать, а можно просто сидеть и получать удовольствие.
|