RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Город, который достоин…
27 сентября 2007, 16:13
Автор: Дмитрий Воронков

Плоды Олимпиады-2014 Сочи пытается собирать уже сейчас

Жанр путевых заметок больше подходит для журналов о путешествиях. Да и мало ли где приходится отдыхать летом саратовским журналистам. Однако в этом году обойти вниманием тему главного города-курорта России совершенно невозможно. Сочи теперь, вместо Пушкина, – «наше всё»: гордость, вера, надежда и любовь в одном флаконе. Как выглядит столица Олимпийских игр 2014 года за 7 лет до своего главного события? Предлагаем вашему вниманию картинку «глазами саратовца».

 

Что такое Сочи? Это деньги. Перефразировать строку известной песни группы «ДДТ» про осень именно таким образом в последние годы, а особенно в настоящее время, есть абсолютно все основания. Главный российский курорт и раньше был недешевым удовольствием по сравнению с курортами зарубежных стран по соотношению «цена – качество». В последние же годы Сочи просто «ломится» от денег курортников и инвесторов. В город и окрестности пришли компании строительной индустрии, прежде всего из столицы. Результат: повсюду новые стройки и море билбордов на улицах с рекламой новых жилых зданий. Все, конечно, поголовно «эксклюзивные», «роскошные», «единственные» и «неповторимые». И, разумеется, многоэтажные!

Московский капитал не только взвинтил цену квадратного метра до столичного уровня, но и привнес на улицы города так любимую в Москве дурацкую языковую мешанину. Теперь и в Сочи на билбордах и растяжках то и дело попадаются неологизмы типа «Абрамян девелопмент», «Петров гроуп», «Изумруд билдинг», «Идеал хауз», «Сочи инвестмент риэлти», «Олимпик плаза» и прочая тарабарщина, из-за которой вскоре начинаешь теряться – а в какой вообще стране находишься?

12 миллиардов долларов государственных вложений в подготовку к Олимпийским играм, которые уже озвучены на самом высоком уровне, – сумма и вовсе запредельная. Ожидаемая лавина денег, а также сам факт победы Сочи на международном уровне, разумеется, ударили в головы местных жителей, каждый из которых – бизнесмен. Результат – выросшие цены. Простой пример – популярное у отдыхающего народа вино «в розлив» (про которое «народ» рассказывает друг другу, что всё оно – из концентрата, а настоящего, тем более домашнего, – «днём с огнём…»). Цена 100 граммов в Адлере начинается с 10 рублей и выше, то есть пластиковый стакан обходится, соответственно, от 20 до 40 рублей. А в Сочи на набережных цены ровно в два раза выше – там уже 100 граммов начинаются от 20 рублей. Другие товары и услуги тоже поднялись в цене, пусть и не в тех же пропорциях.

Можно не сомневаться, что гонка цен будет продолжаться и дальше – на Олимпиаде теперь намереваются заработать российские и зарубежные бизнесмены всех размеров и мастей, не говоря про местных жителей и чиновников.

Да что там Сочи и его районы – на Олимпиаду-2014 уже имеют большие виды и в непризнанной республике Абхазии. Когда приезжаешь на дачу Сталина на Холодной речке – угрюмое темно-зеленое сооружение, уникальное по целостности чистого «сталинского» стиля – экскурсоводы в один голос начинают рассказывать, что дача то ли уже продана, то ли скоро непременно будет. В качестве покупателя все называют российского олигарха Олега Дерипаску. Его структурам, кстати, уже принадлежат сочинский аэропорт и бывший санаторий «Родина», переделанный на деньги магната в роскошнейший отель. Суммы, которые Дерипаска уже то ли заплатил, то ли заплатит за дачу Сталина, называют в диапазоне от 2 миллионов долларов до 30 миллионов (при том что сообщения в СМИ об этой покупке появились еще пару лет назад и сумма называлась конкретная – 10 «лимонов» «зеленых»). Короче, каждый, рассказывая о продаже диктаторской дачи,  демонстрирует личные представления о «богатстве». Но главное не в этом. Главное в том, что в Абхазии очень рассчитывают, что Олимпиада-2014 и им непременно поможет преуспеть и улучшить свое печальное ныне положение. И, похоже, готовы смириться с тем, что русские миллионеры раскупят в республике собственность, лишь бы в экономику пошли деньги и появились оплачиваемые рабочие места.

 

Gateway с пробками

 

Будущая Олимпиада – предмет постоянного упоминания экскурсоводов на любых маршрутах. С улиц символика олимпийской рекламной кампании, в основном, исчезла. Образцы пропагандистских билбордов и больших плакатов с главным «мэсседжем», адресованным мировому сообществу – Sochi: Gateway to the Future (ворота в будущее) – в сентябре встречались редко. Чаще можно было увидеть логотип кампании – синий флаг со звездой и 5 разноцветных колец. Хотя и он в конце лета начал уступать место символике очередного экономического форума.

Зато любая символика во множестве встречалась в торговле. Майки, бейсболки, платки, банданы, футляры, сумки, кошельки, полотенца с логотипами… Уже сейчас каждый может почувствовать себя «приобщенным» к событию, которое еще только должно произойти через 7 лет – в Сочи на Олимпиаде начали делать деньги.

Одним из ожидаемых результатов подготовки к Олимпиаде должно стать улучшение инфраструктуры в Сочи. Городу такие перемены остро необходимы, ибо проблем – масса. Не хватает энергетических мощностей и периодически происходят отключения света, есть большие вопросы по поводу канализации. По сравнению с прошлым годом стали еще более длинными и автомобильные пробки. В Сочи, по сути, всего одна основная магистраль – Курортный проспект. И вот въезжаете вы по нему в город и сразу встаете в пробку. Рядом, еле пыхтя, ползет немолодой ПАЗик, набитый под завязку сочинцами и гостями города. Борт автобуса хранит следы рекламной кампании: «Сочи-2014. Вместе мы победим!». Переводя взгляд на дорогу, через лобовое стекло видишь впереди и позади себя бесконечные вереницы автомобилей. И как-то начинаешь сомневаться – а победим ли?

Общественный транспорт в Сочи – это вообще сплошная головная боль для любого туриста, прибывшего отдыхать не на личном авто. Транспорта просто мало, поэтому попасть в него – проблема. А уж когда в Сочи прибывает отдохнуть Президент или идет очередной экономический форум, то начинается и вовсе кошмар. Для проезда «сиятельных» авто с мигалками город перекрывается, и добраться куда-либо превращается в супер-задачу. Год назад, когда в Сочи отдыхал российский президент, а город готовился к инвестиционному форуму, на железнодорожном вокзале жители и гости города брали маршрутки в Адлер натурально штурмом. И ничего подобного обзывательствам в адрес нашего гаранта Конституции, которые позволяли себе громко отпускать те, кому повезло влезть в эти самые маршрутки, в саратовских «газелях» я не слышал никогда.

Поэтому единственный способ как-то передвигаться по Сочи и между ним и его районами – это такси. Год назад за вечернюю поездку из центра Сочи до Адлера таксисты просили 500 рублей. Причем торг, как говорил великий комбинатор у Ильфа и Петрова, был «совершенно не уместен». Даже попытки разговора о суммах меньшего размера приводили к тому, что таксисты просто теряли к потенциальным клиентам какой-либо интерес.

В этом году 500 рублей просят за то же самое автопутешествие уже средь бела дня. Сбить цену, разумеется, можно – все-таки кое-какая альтернатива в виде редких маршруток имеется. Но вечером безраздельно царствование таксистов возобновляется вновь. Если представить, что подобное «развитие» общественного транспорта сохранится в течение 7 лет, то даже врагу не пожелаешь поездку на Олимпийские игры-2014.

 

Город-сказка, город-мечта…

 

Несмотря на многочисленные стройки, изменения в Сочи все еще локальны. Повсюду – по-прежнему царство классицизма и сталинского ампира. Дворцы, колонны, ротонды, фонтаны, лепнина… Город остается удивительным заповедником чистого «имперского» стиля, которым его сделали при советской власти.

Лучшее пока уберегли. Поэтому, глядя сегодня на знаменитый дивный парк «Дендрарий» глазами жителя Саратова, просто диву даешься. Как это так: парк в центре города – и до сих пор без единого кафе?! И нет аттракционов? И дома еще только по периметру выстроены? И ни один этот дом не имеет персонального выхода в парк? Не-ве-ро-ят-но. Сознание «саратовца» сразу подсказывает: это ненадолго, скоро все застроят-отберут-оттяпают. Тем более что и за год перемены, что называется, налицо. С верхней обзорной площадки в сентябре прошлого года открывался дивный вид на зелень парка, которая обрывалась сразу в море. Вид слегка «возвращали в реальность» расположенные слева две бело-голубые башни нового жилого суперкомплекса. В этом году картинка уже не та: появилась новостройка и справа, да не одна, рядом маячат краны. Но в душе, конечно, теплится надежда: может, пощадят хотя бы «Дендрарий»…

Можно спорить – нужна ли олимпиада и гигантская закачка денег городу, который и так ломится от инвестиций? Придется набраться терпения, чтобы получить ответ на подобные вопросы. А заодно понять – действительно ли «вместе мы победим» или победы будут подобны пресловутой точечной застройке, а расходы на добычу олимпийского золота  будет конвертированы в чьи-то конкретные карманы. Ясно одно, Сочи и его окрестности в ближайшие семь лет ждут неизбежные перемены. Жители и курортники рассказывают друг другу, что Адлер и  абхазский курорт Пицунда закрываются на масштабный ремонт, чуть ли не на все семь лет. В любом случае хочется надеяться, что подлинный имперско-курортный стиль Сочи все-таки сохранится. Еще одного глобального новодела вроде Москвы, пусть и на Черном море, России не надо.

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи