Пока представители разных лагерей ломают копья, споря об актуальности религиозного просвещения, неподкованные в тонкостях идеологических баталий граждане ждут ответа на простой вопрос: а чему же, собственно, собираются учить наших детей? Надо сказать, что ясности в этом вопросе нет даже внутри церкви. Так, дьякон Андрей Кураев считает, что для начала следует написать учебник для вузов, учить по нему будущих преподавателей ОПК, а уж потом приниматься за пособие для школ. Те же книги, по которым занимаются уже сегодня в четырех российских регионах, Кураев называет «откровенно слабыми» и сочувствует «этим бедным детям». Тем не менее, существует официально рекомендованный министерством образования учебник А.В. Бородиной. Составить рецензию на него мы попросили нашего нового автора – учащегося Саратовской духовной семинарии. Сам в недавнем прошлом выпускник школы, он попытался взглянуть на пособие и как рядовой ученик, и как будущий священнослужитель. Приступая к рецензированию, казалось бы, обыкновенного школьного учебника, я, признаться, немного растерялся. Все дело в тонкости и сложности «подопытного материала». Первым делом, как и положено, открыл оглавление. Сразу же после малоинформативной главы «Введение» шла первая тема «Что мы знаем о православной религии?». Где с первых же строк стало понятно: говорить во всех пунктах и подпунктах мы будем об одном – о православии. Радоваться этому или пугаться – вот в чем вопрос. «Взгляните на евреев и мусульман: национальность у евреев сложилась только после Закона Моисеева, хотя начиналась еще из Закона Авраамова, а национальности мусульманские явились только после Корана». Эта цитата из Достоевского, весьма к месту приведенная в главе «Роль Православия в жизни российского общества», на мой взгляд, напрочь лишает читателя морального права переживать за то, что под видом благих намерений его будут агитировать за «махровый клерикализм», которым нас так часто в последнее время пугают масс-медиа. Ни о чем другом, кроме как об укреплении национального единства, гордости за своих предков, давших нам возможность жить и исповедовать свою веру в свободной стране, именуемой некогда Святой Русью, речи в учебнике не идет. Тема вторая – «Возникновение Церкви…». Вот тут мой настрой слегка охладили. В духе старых добрых учебников истории, пособие Бородиной обрушило на меня термины, имена, даты и события. Например, все Вселенские Соборы. Зачем это детям в школе? Но министерству, конечно, виднее. В разделе «Истоки и традиции православного вероучения» я встретил знакомые любому воцерковленному человеку истины: догмат о Святой Троице, учение о Лице Господа Иисуса Христа, и более чем здравый совет «постигать суть вероучения не рассудком, а живой верой». Совет более чем здравый. Глава «Источники знаний о Боге» включала в себя информацию о Священном Писании и Преданиях. Ее я пропустил почти не глядя. Допустить ошибку в этой области Православная Церковь не даст даже патриарху, не то что составителям учебника. Другое дело – следующий ее подраздел о так называемых «естественных откровениях». О великой Божией книге под названием Природа, открывая разумное устройство которой, человек может вновь и вновь убеждаться в бытии Божием. Ярким, живым языком здесь рассказывается об одном из величайших чудес Православия – Туринской Плащанице. Да так что я даже позабыл на время о рецензировании и просто с интересом читал учебник как интересную книжку. «Православные священники никого не заставляют приходить на церковные службы: ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарностей не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?» Ответ на этот вопрос из раздела «Для чего строят храмы?» может, на мой взгляд, являться также и ответом на вопрос: почему люди все-таки верят в Бога? Можно ли заставить кого-то через силу пойти в церковь? Христос говорил: «Никто не может прийти ко Мне, если не призовет его прежде Отец Мой Небесный». В качестве еще одной темы для изучения предлагалось «Религиозное искусство». Но не сразу. Сначала – искусство народов мира, затем – наше, родное, выраженное то на холсте, то на бумаге, то в камне и глине. Но главное все же – в русской иконе. Почему икона главное? Да потому, что она – отображение целого мировоззрения, окно в духовный мир, святыня, дорогая человеку не меньше, чем сам храм, в котором она находится. Изучать православную культуру без знакомства с Казанской иконой Божией Матери, «Троицей» Андрея Рублева – все равно что нюхать розы в сети Интернет. Венчали учебник Бородиной краткие жития святых: Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и других святых. Создалось впечатление, что эта часть пособия дана как дополнение, которое учитель может преподать или нет – на свое усмотрение. Кстати, так выйдет даже лучше, потому что, как показывает практика, количества учебных часов никогда не хватает, чтобы пройти учебник полностью, что-то приходится читать самостоятельно. Что же в итоге? Учебник – он учебник и есть. Ни хороший, ни плохой, обычный, местами заумный, местами сухой, местами увлекательный. Думаю, что решать все будут кадры. Моя учительница химии умела преподать свой предмет, как сказку, а учительница литературы навсегда отбила у нас любовь к стихам. Так и ОПК преподавать может лишь глубоко верующий, образованный и любящий своих учеников человек. А какой использовать при этом учебник, не важно.
|