RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
«ПИРАТЫ» САРАТОВСКОЙ АКВАТОРИИ
23 августа 2007, 17:11
Автор: Дмитрий АНТИПИН

Хозяин судна, приписанного к яхт-клубу «Наша гавань», натирает до блеска палубу: «Скоро друзья приедут – будем с ними кататься на водных лыжах, а потом, может быть, причалим к какому-нибудь острову и пожарим шашлык». По словам Вячеслава, катер он приобрел для «свободного» отдыха, чтобы «не быть привязанным к турбазам». Численность таких же «капитанов Врунгелей» как и Вячеслав, предпочитающих быть сами себе туроператорами, в последние два-три года в России неуклонно растет. Бум маломерных судов, который из подмосковных водохранилищ, перешел на Волгу, разумеется, отразился на популяции и саратовской частной «флотилии».

 

«Каждый в Советском Союзе был немного олигархом», – шутит директор саратовской технической школы № 2 Виктор Кузнецов. Его учебное заведение, называвшееся раньше морской школой, сегодня единственное в областном центре, где готовят судоводителей, если не считать частные курсы. Сам заядлый речник, Кузнецов, сидя в своем кабинете, ностальгирует о светлых днях в жизни саратовской гражданской флотилии. По его словам, наличие рыбацкого катера или прогулочной яхты в советской семье еще не говорило о ее высоких доходах: личное маломерное судно в СССР мог позволить себе почти любой работяга, ведь та же популярная в народе «казанка» – продукция судостроительного завода столицы Татарстана, была в разы дешевле отечественного автомобиля. Этим легко объясняются рекордные показатели советского частного речного флота. В советские годы саратовскую акваторию бороздили двадцать три тысячи маломерных судов: различных типов катера и парусные яхты. Нынешнее их количество после непродолжительного затишья в 90-х годах, по подсчетам Виктора Кузнецова вот-вот перевалит за двадцать тысяч. «По саратовской акватории, как в старые добрые времена, вновь снуют туда-сюда лодки», – радуется директор школы.

 

Дача на середине Волги

 

Бурный рост саратовского частного флота сегодня происходит, конечно, не за счет малоимущих любителей речных просторов, и в этом главное отличие от советского периода. Нынешние владельцы яхт и катеров – в основной массе представители местного истеблишмента и уж потом отдельные выходцы из растущего среднего класса. Они уже имеют жилье и хорошие иномарки, но для полного «счастья» им не хватает плавучей собственности. Для одних она выступает в роли очередной рейтинговой звездочки, повышающей статус своего владельца, а заодно дачей на воде. И лишь для меньшинства лодка – это «образ жизни», как выразился Вячеслав из «Нашей гавани». И хотя все судовладельцы, с которыми удалось пообщаться, уверяли, что обзавелись лодкой чисто из-за любви к речной глади, специалисты считают нынешний бум лишь веянием моды. Людьми движет желание быть хоть как-то похожим на олигархов.

Сегодня местный маломерный флот – это в основном недорогие прогулочные катера, которые можно купить в местных магазинах. Цены на отечественные лодки начинаются со 100 тысяч рублей, стоимость популярных импортных судов варьируется в пределах 75–115 тысяч долларов.

У Саратова в ближайшее время есть все шансы выбиться в лидеры по численности маломерных судов среди волжских городов. Преимуществом перед соседями Саратову может послужить тот факт, что в нашем городе катера не только продаются, но еще и строятся. Одна саратовская компания уже пять лет производит в Саратове пластиковые катера. За это время выпущено уже 6 моделей. Начальник производства верфи Андрей Умников рассказал, что с момента выхода первой лодки выпуск продукции увеличился почти в четыре раза. «Количество заказов по сравнению с прошлым годом выросло в среднем в два раза», – подтверждает повышенный интерес у саратовцев к отдыху на воде менеджер фирменного магазина Галина Быстрова. Катера саратовского производства по итогам тест-драйвов, проведенных профильными журналами, признаны оптимальными по соотношению цена-качество (стоят они от 150 до 500 тысяч рублей в зависимости от модели). В местном хит-параде подобные судна занимают лидирующие позиции. В этом можно убедиться, прогулявшись по причалам многочисленных лодочных станций областного центра.

Вячеслав – владелец одного из недорогих судов импортного производства, пересел на катер с гидроцикла, на котором рассекал по саратовской акватории два года. «Дурачество надоело, захотелось спокойных прогулок», – признался хозяин лодки. Катер Вячеслав нашел по объявлению прямо в яхт-клубе. Во сколько обошлась ему покупка, судовладелец предпочел умолчать. О наличии у него плавучей собственности Вячеслав также не распространяется на работе. «Знают близкие друзья, а остальные в неведении – боюсь, что не правильно поймут», – объясняет судовладелец. Сейчас у Вячеслава настоящая частная «флотилия»: гидроцикл и катер. О покупке парусной яхты он пока еще не задумывался, но пополнение флота в ближайшее время не исключает. Содержание речной собственности Вячеслав накладным не считает. Стоимость «парковки» катера длиной до пяти метров в Саратове стоит в среднем от двух с половиной до трех тысяч рублей в месяц. Некоторым в такую сумму выходит стоянка семейного автопарка.

 

Водная одержимость

 

Директор одной из саратовских фирм по имени Андрей, с которым мы встретились в яхт-клубе «Эдельвейс», к дачникам на воде себя не относит. Андрей – один из немногочисленных фанатов прогулок под парусом. «О собственной яхте я мечтал еще в детстве. Раньше была маленькая лодочка – на ней гулял по Волге, но потом загорелся идеей морского путешествия», – рассказал капитан судна. Яхта у Андрея самодельная. Ее строительством несколько лет назад занялись кустари из числа местных судовладельцев. В итоге получилась современная лодка с металлическим корпусом. От непрактичного пластика Андрей отказался сразу – «не для наших вод со свободно плавающими бревнами». «Построить яхту дешевле, чем купить», – признался хозяин лодки. По его словам, пластиковая яхта таких же размеров, собранная на европейских верфях, с учетом растаможки будет стоить около семидесяти тысяч евро. Во сколько обошлась его плавучая собственность, Андрей предпочитает не распространяться. «Я в нее вложил больше физических сил, чем материальных», – отшучивается саратовский «капитан Врунгель». Внутри яхта Андрея напоминает загородный дом: небольшая газовая плитка, уютная спальня и биотуалет, в каюте над кожаным диваном висит плазменный телевизор с хорошей акустической системой. «Я сюда часто после работы приезжаю, иногда даже ночую на яхте», – признался Андрей. Сервисом яхт-клубов, расположенных в саратовской акватории, он доволен. Единственное, о чем жалеет капитан, – волжские берега пока еще не напоминают порты европейских городов: путешественников мало, а причал весь занят приписанными к яхт-клубу судами. Сам Андрей в следующем году хочет осуществить свою главную мечту, ради которой и строилась лодка, – путешествие со всей семьей по Средиземному морю.

На  абордаж!

 

Фанаты своего дела как Андрей – лишь исключение из правил. Большая же часть саратовского маломерного флота – скоростные катера, за штурвалом которых сидят капитаны-лихачи. Молодой человек, попросивший не упоминать своего имени, на одной из саратовских лодочных станций рассказал о случившейся с ним пару недель назад аварии. Его катер на полном ходу протаранила более крупная лодка. Сам потерпевший спасся бегством, но «катер теперь остается только сдать на металлолом». «Хорошо этот лихач «нашел» меня, а то неподалеку дайверы плавали – убил бы он их – и не заметил», – добавляет молодой человек.

«Много сейчас таких горе-капитанов. Катера покупают, а плавать на них не умеют», – подтверждает слова судовладельца вахтенный лодочной станции «Орбита» Анатолий, помогая владельцу навороченного катера спустить его на воду.

«А эта штуковина как открепляется?», – спрашивал постоянно хозяин лодки.

С горем пополам катер все-таки оказался на воде и рванул на середину Волги.

«Большинство владельцев знают только, как за штурвал держаться, а все остальное им не нужно. Иной раз «подлетает» к причалу, капитану кричишь: «реверс тише!», но ему по барабану. Слышишь только: «ба-бах» – катер ударяет соседнюю лодку. Так раза два столкнутся с другим судном, только после начинают аккуратнее себя вести», – поделился своими наблюдениями Анатолий. Впрочем, о низкой культуре поведения на воде новоявленных судовладельцев спешат рассказать все опытные яхтсмены. «Носятся эти шальные на катерах – волну нагоняют. По-хорошему они должны возле пляжей или, проплывая мимо другого судна, сбавлять скорость, но «лихачи» наоборот вплотную подплывают и начинают вытворять «чудеса» на виражах. Как будто не видят, что на борту дети», – возмущается Андрей из энгельсского «Эдельвейса».

С таким хамским поведением новичков-судоводителей борются речные «гаишники» – сотрудники Государственной инспекции маломерных судов. Из ведомства с плохим оснащением ГИМС несколько лет назад превратился в «грозу» саратовской акватории. Пьяные капитаны скоростных лодок попытки уйти от наказания при помощи бегства свели к минимуму. «Просто занятие это стало бесполезным, – с гордостью говорит начальник Саратовской областной инспекции маломерных судов Геннадий Медведев. – Раньше хозяева катеров наглели: если видели, что судно ГИМС плывет медленно, ручкой еще помахать успевали. Сейчас у нас быстроходная техника, и жизнь теперь для нарушителей стала не такой уж безоблачной». Правда, по словам руководителя речных «гаишников» теперешние судовладельцы все еще пытаются с инспекторами ГИМСа выяснить, чей социальный статус выше, – сказывается опыт, полученный на городских дорогах.

 

***

Маломерный флот в Саратове, как и в советские годы, вновь становится массовым. С той лишь разницей, что массовым пока среди богатых людей. Однако специалисты уверены, что бум катеров и яхт находится на начальном этапе. А там, глядишь, дорогие судна, «припаркованные» к причалам лодочных станций, разбавят не такие броские кораблики растущего среднего класса, который будет вести себя на воде аккуратнее и спокойнее.

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи