RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Нужна ли детям православная культура?
23 августа 2007, 17:04
Автор: Вадим РОГОЖИН

«Уже 16 лет наша страна разрешает церкви преподавать в школах религию на добровольной основе, вне рамок обязательной программы. Все родители могут по желанию отправлять своих детей на эти занятия. Однако массового желания посещать такие уроки не отмечено. И вот теперь появляется инициатива реставрировать феодально-монархические порядки и заставить детей изучать православное вероучение под названием «православной культуры»! Между тем, это – вопрос добровольного выбора родителей, имеющих право обучать или не обучать своих детей религии в соответствии со своей верой», – говорится в заявлении.

 

«Ну, не верю я в искренность исламских призывов в защиту светского характера российского государства, – говорит в ответ Нафигулле Аширову (одному из подписантов письма, сопредседателю Совета муфтиев России) известный православный миссионер диакон Андрей Кураев. – Не верю, потому что ислам вообще не признает разделение духовной жизни людей и государства. Если Аширов решил пересмотреть эту норму ислама – я буду этому рад, но пусть тогда он прямо объявит себя модернистом. А раз таких заявлений нет – значит, Аширов – исламский традиционалист, мечтающий о евразийском халифате».

Стоит заметить, что подписанты – люди, которые прекрасно знают, что в Чечне и Ингушетии курс «Основы исламской культуры» в школах ввели в обязательном порядке. Не афишируя это мероприятие, проведя его без всякого шума. Мусульман Башкортостана призывают подписать обращение к президенту республики Муртазе Рахимову с просьбой ввести в школах аналогичный предмет.

Церковь, как доминирующая конфессия, относится толерантно и с пониманием к традиционным вероисповеданиям. Никоим образом не желая вмешиваться в деятельность религиозных конфессий, навязать свои представления об обрядах и традициях.

Но почему-то инициация введения в школьную программу факультатива «Основы православной культуры» на территории с превалирующим православным населением вызвала столь бурное неприятие атеистами и некоторыми не самыми яркими представителями верхушки российских мусульман. Ведь под обращением не подписались первые лица. В Центральном духовном управлении мусульман России не согласны с теми обвинениями, которые авторы заявления выдвинули в адрес Московского патриархата. Полпред Духовного управления в Москве Растам Валеев сказал: «Если бы сегодня РПЦ стояла в стороне от того, что происходит в стране, нам всем было бы намного сложнее жить… если Ашировы и Бибарсовы считают, что это так, то это их мнение, – они не могут выражать мнение большинства мусульман России».

Подпись Мукаддаса Бибарсова вообще вызывает удивление. Муфтий Поволжья всегда жил в добрососедстве с церковью, выступая с ней в союзе против проникновения на российскую территорию чуждых религиозных сект. Вспомнить хотя бы последнее совместное заявление хазрата Бибарсова и владыки Лонгина по поводу недопустимости открытия в Саратове дома мормонов. У него, как у влиятельного в Поволжье исламского деятеля была реальная возможность выступить с инициативой введения в Саратовской области в зонах компактного проживания мусульман «Основ исламской культуры» параллельно с «православным» предметом. Как это в следующем году произойдет в Мордовии, где уже учащимся 7-х классов преподают курс «Основы православной культуры». Но уважаемый муфтий не выдержал и ввязался в скандал. Выступив против преподавания предмета по религиоведению, имеет ли он теперь моральное право предлагать этот предмет к обучению? Или на правах представителя «ущемленной» религии имеет?

«Основы православной культуры» – это прежде просветительский и познавательный предмет. Это не Закон Божий, а именно православная культура, которая включает в себя широкий спектр: и эстетику, и искусство, и философию – все то, что оказывает влияние на формирование мировоззрения человека в патриотическом ключе. Школьникам об этом знать было бы полезно в век бескультурья, нигилизма и жестокости. Тем более что предмет предлагается преподавать факультативно, его могут не посещать не только мусульманские дети, но и дети, родители которых не желают воспитывать в них православное мировоззрение. 

Конечно же, было бы не допустимо навязывание этого предмета ученикам, что может привести к обратному эффекту – к выработке негативного отношения детей к православию. И это, уверен, патриархия понимает. Как можно понять клерикалов и в том, что веру в людях лучше всего прививать с детства.

Здесь есть предмет для дискуссии, но совершенно нет повода для резких выпадов с огульными и бестактными обвинениями оппонентов.

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи