RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Под крылом самолета о чем-то поет пока неизвестная саратовская деревня
02 августа 2007, 18:17
Автор: Дмитрий Воронков

Идея с переносом саратовского аэропорта настолько стара, что уже у большинства жителей региона основательно навязла в зубах. С идеей строительства в Саратове международного аэропорта экс-губернатор Дмитрий Аяцков выступил чуть ли не в первый месяц после прихода на пост главы региона. И еще в 2001 (!) году в местных СМИ появлялись новости о том, что вопрос о переводе аэропорта на военную базу в Энгельс «практически решен».Причины, по которым эта идея возникла, сегодня очевидны всем. Аэропорт – бывшая база сельхозавиации – давно устарел. Длина нынешней взлетно-посадочной полосы и ее конструкция не позволяют принимать большие самолеты. Удлинить полосу нельзя, поскольку аэропорт со всех сторон зажат городскими постройками. А отсутствие свободных площадей вокруг летного поля и транспортных коммуникаций не позволяют развивать логистическую составляющую любого нормального аэропорта – грузовые терминалы. Продать аэропорт Существовало несколько проектов размещения аэропорта. Одним из них – и, без сомнения, самым «любимым» и «пинаемым» местной прессой – была идея Аяцкова сделать «ворота города» на базе аэродрома саратовского авиазавода. Тогда предполагалось продлить его взлетную полосу до Казачьего острова с помощью песчаной намывки. Проект был весьма нетривиальным, к тому же рядом с аэропортом тогда оказывался Увек с его нефтехранилищами. Поэтому вскоре Казачий остров с «повестки дня» сняли. Среди других вариантов Аяцков называл деревню Сабуровка и даже  Кумысную поляну.Затем остановились все-таки на Энгельсе. Несколько лет назад, когда Аяцков еще и не думал покидать пост главы региона, вопрос с переносом, казалось, был и правда «практически решен». В областном правительстве проходили различные совещания на эту тему, готовилось постановление правительства РФ по внесению энгельсского аэродрома в список аэропортов совместного базирования. В рамках перестройки предполагалось «прирезать» к энгельсскому аэродрому кусок земли размером в 365 га для гражданского сектора – аэровокзал с пропускной способностью в полторы тысячи пассажиров в час и грузового комплекса на 800 тонн. Были обнародованы планы, согласно которым новый аэропорт должен был бы принимать не менее ста рейсов в сутки и пропускать 3 млн пассажиров в год. Для самого ДФ проблема переноса одно время, похоже, вообще не существовала. Пять лет назад, принимая очередную немецкую делегацию, он заявил, что новый международный аэропорт будет частным, а часть акций пообещал немецким компаниям, которые примут участие в сооружении ряда объектов. По замыслу Аяцкова, в государственной собственности должна была остаться только взлетно-посадочная полоса. Стоимость переноса экс-губернатор оценивал в 100 миллионов евро. Причем говорил даже, где собирается их раздобыть: продать территорию старого аэропорта.У энгельсского варианта до сих пор есть и сторонники, и противники. Первые отмечают, что в Энгельсе есть собственно аэродром с готовой взлетно-посадочной полосой, что расположен он на 120 метров ниже уровня саратовского аэропорта и практически не закрывается по метеоусловиям. В случае переноса аэропорта в Энгельс там можно принимать любые воздушные суда, включая такие тяжелые, как ТУ-154, ТУ-204, ИЛ-96, ИЛ-76. А это значит, что география воздушных перевозок из Саратовской области сразу значительно расширится. Примеры совместного использования аэродромов Минобороны в России имеются. Противники отмечают, что «под носом» у пассажиров международных авиарейсов оказываются стратегические бомбардировщики ТУ-160, что военный аэродром тоже находится в черте города и возникает много вопросов относительно транспортных, коммунальных и прочих коммуникаций. Где будет «город-сад»? Второй вариант решения проблемы аэропорта – перенос его в принципиально другое место. За последнее время кроме Сабуровки появился еще и вариант «Клещевка» в качестве площадок под будущую стройку.В отделе транспорта областного министерстве транспорта «Взгляду» не смогли предоставить какую-либо информацию о месте будущего аэропорта, сославшись на то, что до решения вопроса на федеральном уровне комментировать ситуацию нет смысла. Между тем, один из представителей этого «федерального уровня», вице-спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин, в последнее время сделал сразу несколько заявлений по будущему аэропорту, из которых можно сделать по меньшей мере один вывод: новый аэропорт будет находиться не в Энгельсе. По словам Володина, вопрос о переносе саратовского аэропорта за черту города может стать одним из пунктов предвыборной программы «Единой России». Министерство транспорта РФ поддержало инициативу партии, а под выбор площадки и разработку проекта будет выделено 30 млн рублей. По оценке Володина, этот проект станет крупнейшим на территории области в ближайшее десятилетие» и будет иметь огромный экономический и социальный эффект.Затраты на строительство Володин оценивает в 10 млрд рублей – таких огромных инвестиционных проектов в Саратове действительно еще не было. Кроме того, он дает понять, что строительство аэропорта «с нуля» открывает перспективы создания аэропорта-хаба – то есть крупного транспортного транзитного авиаузла, где пересаживаются с рейса на рейс пассажиры региональных авиакомпаний.Развитие аэропортов страны в качестве хабов – модная тема у российских транспортников в последние годы. Как указано в Транспортной стратегии России, стране требуется «создание сети высокотехнологических пересадочных узлов (хабов), способных в долгосрочной перспективе выполнять функции узловых аэропортов». В качестве синонима понятия «узловой аэропорт» слово «хаб» вошло и в откорректированную подпрограмму «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Поскольку федеральные программы подразумевают распределение бюджетных средств, то неудивительно, что сама идея построения хаба в Саратовской области привлекательна во многих отношениях. Однако оснований для этого пока не так много. Плотность производства и населения в прилегающих регионах имеется, но они и конкурируют с Саратовом по полной программе, одна Самара чего стоит.Высвобождение территории аэропорта – а это 20 гектаров почти в центре города – позволит решить целый комплекс вопросов. Кроме снижения непосредственных рисков от наличия аэропорта, его огромная территория  закупоривает транспортные потоки, идущие из города в крупные жилые микрорайоны и поселки: Юбилейный, Солнечный и на Молочку. А строительство мостового перехода через Волгу у села Пристанное сделало и без того загруженное «дачное» направление на Усть-Курдюм настоящей транзитной трассой. Перенос аэропорта позволит спроектировать новые транспортные развязки и построить новые дороги. Как сообщил Володин, они говорили с Павлом Ипатовым о необходимости строительства новой четырехполосной объездной дороги с разделительной полосой. Кроме того, освободившуюся территорию можно будет застраивать жильем для тех, кто отселяется из ветхого и аварийного фонда. Доходный инсайд Как заявил на днях Володин, уже сформирована специальная рабочая группа и начался выбор подходящей площадки. И определение ее – пожалуй, самая большая и главная интрига всего проекта. В России вообще и в Саратовской губернии в частности в последние годы отлично поняли, какую ценность представляет собой информация. Сведения о том, какая именно «кузебаевка» рядом с Саратовом будет выбрана под аэропорт, способны принести их обладателям большие и конкретные финансовые дивиденды. Как рассказал когда-то Аяцков, только на информации о планах компании IKEA в Саратове участки, которые могли бы подойти ей, подорожали в несколько раз. В истории переноса аэропорта в Энгельс тоже фигурировали разработки областного  комитета по имуществу по выкупу земельных участков в районе будущего аэровокзала у их владельцев. Отсутствие ясности относительно расположения нового аэропорта – это возможность для тех, кто в числе первых получит доступ к информации и окончательному решению, «сделать деньги» на продаже земли (спешно скупленной, разумеется) под государственный мега-проект. Территория вокруг будущего аэропорта тоже станет большой «точкой роста» для разного рода бизнеса, а значит, тоже будет пользоваться спросом. А уж какие роскошные возможности для «распиливания» денег появятся у мастеров этого дела при освоении гигантского бюджета… Впрочем, если этот проект возьмет под свой личный контроль Вячеслав Володин, все может сложиться иначе. Для него это не просто партийный проект, он должен стать еще одним доказательством того, что самый влиятельный саратовец федерального уровня решает архиважные задачи  успешнее своего бывшего и некогда столь же влиятельного соперника, как Дмитрий Аяцков. А жителям Саратова от того будет только польза.  
Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи