RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
АЛЕКСАНДР КУРОЧКИН, ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ: «ПРОДАТЬ ФОТОАППАРАТ – ВСЕ РАВНО, ЧТО ПРОДАТЬ РЕБЕНКА…»
19 июля 2007, 14:54
Автор: Елена БАЛАЯН
Комментарии: 2

ОДА «ГЛОБУСУ»

 Собирать свою коллекцию Александр начал «чисто случайно», когда в его руки «попалось несколько интересных камер». Человек, в жизни которого есть «одна, но пламенная страсть» - фотография, устоять перед таким соблазном, ясное дело, не смог. Ну а дальше пошло-поехало. «Какие-то камеры мне дарили друзья, другие покупал сам, - рассказывает Александр Курочкин. - Сейчас в моей коллекции все типы фотоаппаратов, начиная с конца XVIII века и вплоть до наших дней. Больше всего немецких камер, но есть и американские, и японские. Есть уникальная камера «Глобус» 1870 года выпуска. Я купил ее в Саратове у директора портретного цеха производственного объединения «Зенит» Ивана Семеновича Дмитриева. Вещь достаточно профессиональная, сделана из красного дерева. До революции использовалась в фотосалоне на Немецкой. Самое интересное, что негатив у нее 30 на 40 сантиметров. Снимать таким фотоаппаратом можно и сегодня, но для этого и впрямь нужно быть миллионером. Заказать такой негатив очень дорого, не говоря уже о печати...»
Любопытно, что все фотоаппараты в коллекции действующие. Есть среди них и совершенно уникальные, созданные в одном экземпляре. «Был в Саратове человек, который занимался авторскими разработками фотоаппаратов, - продолжает Александр Курочкин. - Звали его Евгений Соколов, он был фоторепортером фотохроники ТАСС. Делал вещи революционные для того времени, которые даже на Западе были в диковинку. Но нашей промышленности все это оказалось по барабану, ей проще было копировать западные разработки, чем создавать что-то свое. В итоге мы потеряли выпуск фотоаппаратов, потому что когда подняли железный занавес, оказалось, что в этой сфере мы на уровне каменного века. Просто встать на ту ступень, на которой находилось производство на Западе, было нереально, не говоря о том, чтобы подняться выше.  Разработанные Соколовым фотоаппараты мне подарила его дочь. Жаль, что я лично не был с ним знаком...»
По словам Александра, широкопленочные фотоаппараты - это не просто антикварная безделушка. По качеству изображения они куда круче самых навороченных цифровиков. «Для работы я снимаю на «цифру», для души - только на пленку, - говорит фотограф. - Разница тут не только в качестве фотографии, но и в способе хранения. Мы не знаем, сколько проживет диск или винчестер, а вот негатив - это надолго. У меня есть дореволюционные негативы, некоторые из них я отсканировал и напечатал с них фотографии, получилось прекрасное качество. Что до бешеной стоимости цифровиков, то это просто маркетинговый ход компаний-производителей, не более того. В массовом восприятии «цифра» рано или поздно победит пленку, потому что это удобно и, в конечном счете, дешево, поскольку не надо тратить деньги на пленку и печать фотографий. На профессиональном уровне пленка не отойдет в прошлое никогда. Тут та же ситуация, что и с часами. Есть электронные часы, а есть механические. Электронные, конечно, более современные и удобные, но лично я предпочитаю механические, они хоть и стоят дороже, зато настоящие...»

СТРАСТЬ «ПО НАСЛЕДСТВУ»

 Любовь к фотографии Александр передал и дочери Наталье. После 9-го класса подарил ей дорогую японскую камеру, «чтоб не мучилась». О том, что такое «муки творчества», фотограф знает не понаслышке: «Когда я начинал снимать, отец подарил мне фотоаппарат, который назывался «Зоркий». Красногорский механический завод, 52-го года выпуска. Он рвал мне пленку, пока я его благополучно не продал втайне от отца. Потом добавил денег и купил новую камеру...»
Для самого Александра дорогие заграничные аппараты долгое время оставались недосягаемой мечтой. «В 80-м году я зашел в комиссионный магазин в Москве и увидел фотоаппарат, который стоил 10 тысяч рублей. На эти деньги тогда машину можно было купить...» - вздыхает «папарацци».
Однако сам по себе дорогой фотоаппарат еще не залог успеха. Мастерство фотокора - это труд, опыт, большое количество съемки, анализ того, что уже отснято, выявление ошибок. «Когда моя дочь училась фотографировать, я печатал все ее снимки - и плохие, и хорошие. Процесс не только трудоемкий, но и дорогой. Из 36 кадров хорошо, если два нормальных получалось. Но как иначе показать человеку его ошибки? Та мучительная практика не прошла даром: сейчас Наташа уже состоявшийся фоторепортер».
У каждого с опытом складывается свой взгляд на окружающий мир. Если на одном и том же мероприятии будет 10 фотографов, пусть даже с одинаковыми камерами, вы все равно не найдете у них ни одной одинаковой фотографии. «Фотоаппарат - это всего лишь инструмент, как и молоток: можно гвозди забивать, а можно выполнять чеканные работы. Все в конечном итоге зависит от человека, его индивидуального видения, умения выбрать точку съемки, нажать кнопку в нужный момент. Чисто технически научить фотографировать можно любого человека. Но чтобы эти фото нравились всем, необходимо мастерство. А еще нельзя экономить на камере. Чтобы нормально снимать, нужно потратить порядка 150 тысяч рублей, и это - только на начальном этапе. Чем серьезнее вы относитесь к съемке, тем дороже вам обойдется фотоаппарат...»
О цене своей коллекции Александр предпочитает помалкивать. Для него она бесценна, и это не пустые слова. Но главное, что подкупает - Курочкин собирает фотоаппараты не для себя. Его мечта - создать музей фотоаппаратов, чтобы коллекция стала достоянием людей, ведь в ней отражена история. И не только отдельной отрасли, но и всей нашей страны, ее культуры.

БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ

Музей фотоаппаратов - штука специфическая. Во всем в мире их насчитывается около 96, а в России нет ни одного. Есть, правда, экспозиция фотоаппаратов в московском политехническом институте, но до специализированного музея ей далеко. За границей к таким коллекциям относятся с большим трепетом. 130 фотоаппаратов - у них уже музей. У Курочкина 850 камер. А еще объективы, экспонометры, автоспуски и т.д. Всего около 2000 единиц хранения, как говорят музейщики. Поместить все это богатство в квартире невозможно - не хватит места. Необходимо специализированное помещение, но как раз об этом Курочкину пока остается только мечтать.
У местной власти идея с музеем энтузиазма не вызывает. К кому только Курочкин не обращался: и к Аксененко, и к Аяцкову - результата ноль. «С Аксененко с самого начала все было ясно: ему проще кафе или магазин открыть, какой уж тут музей фотоаппаратов... А вот Дмитрий Федорович вполне мог бы помочь. Ведь он тоже коллекционер, собирает часы. С ним очень интересно разговаривать, человек буквально преображается. Как ребенок часами может рассказывать об игрушках, так и ДФ - о своих часах.  Аяцков не просто любит часы, он разбирается в их механизме. Мог бы понять меня, как коллекционер коллекционера, но нет, не срослось...»
Выставлять коллекцию, вернее, лишь ее часть, Александру приходилось дважды - в Радищевском музее и в Вольском краеведческом. Но то все «разовые акции». Необходима постоянно действующая выставка. «В Минске открыли недавно свой музей фотоаппаратов, - рассказывает Александр Курочкин. - На днях директор звонил мне, просил прислать фотографию одного старинного фотоаппарата из моей коллекции. Говорил, что никогда не видел такого. Я спросил, а кто вам дал помещение? Оказалось - администрация. Совершенно бесплатно выделили из муниципальной собственности и передали музею. То есть тамошним властям это интересно, понимаете? Чтобы как-то выжить, музейщики открыли фотолабораторию и фотостудию, а все доходы направили на содержание музея. При этом даже налог на прибыль не платят, поскольку освобождены от него властями. Еще хотят издать книгу по фотоаппаратам - в общем, жизнь в минском музее кипит...»
Александр давно собирается составить коллекционный каталог, но из-за нехватки времени идея эта пока остается нереализованной. Каталог должен состоять из снимков и исследовательской части. В последней нужно указать, когда выпускался тот или иной фотоаппарат, какими фирмами и в каком количестве. Работа не на один год.
В том, что музей фотоаппаратов Саратову нужен, Курочкин не сомневается. Обидно, но сейчас его коллекция разбросана по городу, так что даже посмотреть ее целиком нет никакой возможности. Хранятся фотоаппараты в коробках, и это тоже не повод для радости.
Во власти разброд и шатание, говорит Курочкин, питать иллюзии по поводу выделения помещения при таком раскладе нелепо. Но с власти взятки гладки, как всегда. Ей бы свои шкурные интересы соблюсти. Может, найдется спонсор или меценат, способный оценить «красоту идеи»? Ведь создать единственный в России музей фотоаппаратов - это не только интересно, но и престижно. Как говорится в рекламе, ведь мы этого достойны...

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи