RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ЖАЖДА – ВСЁ
19 июля 2007, 14:53
Автор: Дмитрий ВОРОНКОВ

 Саратовский рынок безалкогольных напитков, как и в целом по стране, состоит из нескольких сегментов. Это соки и нектары, молочные напитки, питьевая вода, минералка, квас, а также всевозможные «газировки». «Взгляд» в данном случае интересовал «летний» сегмент, то есть всевозможные воды, цветные и бесцветные, с газом и без, которые именно летом обретают большую популярность. Сразу следует оговориться, что полной картины на этом рынке не представляет в Саратове практически никто. В отделениях крупнейших исследовательских компаний России, занимающихся обзорами рынков («КОМКОН-Саратов» и «Ромир Саратов») «Взгляду» сообщили, что анализ сектора безалкогольных напитков именно в Саратовской области в последнее время не проводился. Данные самих производителей либо не актуальны, либо не систематизированы. Поэтому, как это, увы, часто бывает в Саратове, выводы нашему изданию приходится делать по принципу старой песни «Я его слепила из того, что было».

 

ДЕНЬГИ В ВОДУ

Большинство опрошенных экспертов и представителей компаний сходятся на том, что рынок безалкогольных напитков - это сектор экономики с крайне высокой конкуренцией. «Совершенно очевидно, что этот рынок перенасыщен производителями», - отмечает коммерческий директор группы компаний «Сахара» (выпускает напитки под одноименной торговой маркой, а также под маркой «Макс») Алла Кулакова.
Наверняка можно утверждать и то, что этот сектор являет собой один из ярких примеров глобализации (которая сейчас распространяется на рынки практически всех потребительских товаров), поскольку на нем уверенно и агрессивно доминируют крупнейшие транснациональные компании - Coca-Cola и PepsiCo. По данным «Коммерсанта», на продукцию этих двух гигантов, а именно на две их марки Bon Aqua и Aqua Minerale, приходится в общей сложности 40 % продаж одной только бутилированной воды в России. Весь этот рынок оценивается в 2,5 млрд литров в объемном и 1,2 млрд долларов в денежном выражении. А ведь у двух международных лидеров есть еще и главные «козыри» - разноцветные сладкие «газировки», которые и помогли им занять нынешнее место в мире. Впрочем, об этих напитках чуть позже.
Что же касается местной ситуации с водой в бутылках, то на вопрос о предлагаемом сейчас ассортименте можно получить ответ в любом крупном супермаркете или сетевом магазине города и области. Выбор питьевой и минеральной воды велик и разнообразен как по числу наименований, так и по ценам. В Саратове можно купить как дешевую отечественную воду «в пластике», так и куда менее доступную иностранную «в стекле», включая французские воды Perrier и Evian. Наиболее дорогая вода, которую удалось увидеть в местной торговле, - это Apollinaris, самая известная в Германии марка минеральной воды, производимая с 1852 года. Литровая стеклянная бутылка обойдется как минимум в 90 рублей.
При этом богатство названий минеральной и питьевой воды на прилавках не должно вводить в заблуждение о раскладе сил среди игроков. Присмотревшись к этикеткам, можно сделать простой вывод: подавляющее большинство марок в Россию завозят все те же Coca-Cola и PepsiCo.
Как сообщили «Взгляду» в областном министерстве сельского хозяйства, промышленным розливом минеральной воды, добываемой на территории области, сейчас заняты 8 предприятий, в том числе санаторий «Светлана», ЗАО «Георесурс», ЗАО «Пищевик» г. Калининска и другие. Ассортимент, который выпускают эти компании, насчитывает более 10 наименований, включая марки «Саратовская» (под номерами от 1 до 6), «Губернская», «Светлановская», «Аквариус», «Баландинка», «Вольчанка», «Живой источник» и другие. Только разведанных месторождений минеральной воды в Саратовской области насчитывается 13. А производство росло несколько лет подряд очень высокими темпами. Если в 2004 году у нас произвели 1171 тыс. полулитров воды, то в 2005-м - уже в 3 с лишним раза больше, а в прошлом году нарастили еще более чем в два раза (по сравнению с 2005-м, то есть в 7 раз больше по сравнению с 2004-м годом). В этом году динамика пока другая: за 5 месяцев производство составило 74,2 % к такому же периоду прошлого года. Однако, как говорится, «еще не вечер».
Добывать и разливать минералку здесь, на месте, как выясняют компании опытным путем, как правило, удобнее, чем везти ее из известных иногородных месторождений. К примеру, одна из местных компаний пыталась возить воду цистернами из Кисловодска. Однако все полезные соли оставались в цистернах, образуя там сталактиты. Чтобы не врать потребителям, от этого проекта было решено отказаться.
Питьевую воду в бутылки разных размеров разливают в области 7 компаний, в том числе ООО «Белый ключ», ООО «Чистая вода», ООО «Живая вода», завод безалкогольных напитков «Родничок» и другие. Последний, к примеру, добывает воду, которую продает под торговой маркой «Авита», в скважине на глубине
44 метра в поселке Еремеевка Саратовского района. Другие производители не тратятся на скважины, подвергая сложной многоступенчатой очистке «простую» воду, которую потом и продают. Как правило, все эти производители выпускают и воду в небольших бутылках для «обычных» покупателей, и большие бутыли для кулеров, которые поставляют в организации и офисы.

СИТРО
СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Рынок сладких газированных напитков, как уже говорилось, возглавляют транснациональные «монстры» Coca-Cola и PepsiCo. Именно они продают по всей России напитки разных ценовых сегментов, доминируя в верхнем сегменте со своими знаменитыми торговыми марками. Средний и нижний сегменты остаются местным производителям.
Даже просто внимательно посмотрев на улицы любого города в Саратовской области, нетрудно заметить примеры расходования огромных денег, которые Coca-Cola и PepsiCo тратят на свое продвижение в потребительские массы - фирменные холодильники с логотипами, наружная реклама, специальное оборудование для кафе с фирменной символикой. Кроме того, лидеры рынка тратят гигантские бюджеты на телерекламу. После этого уже не удивительно, что только Coca-Cola продает в России около десяти миллионов порций напитков ежедневно (!). И тягаться с ней и PepsiCo местным производителям очень сложно.
Кроме того, как дают понять участники рынка, огромное значение имеет доступ к торговым сетям, которые развиваются в Саратовской области все более активно и формируют основной поток потребительского спроса. Как сообщили «Взгляду» в администрации Саратова, на 1 апреля этого года только в областном центре работали 234 сетевых магазина. Разумеется, договариваться с руководством сетей гораздо более удобно и эффективно, чем объезжать и уговаривать небольшие продовольственные магазины. Однако попасть в сети непросто. А главное, это стоит денег.
Как сообщили «Взгляду» в министерстве сельского хозяйства, производством безалкогольных напитков в области заняты 30 предприятий. Наиболее крупные из них - группа компаний «Сахара», ООО «Дикомп-классик» и ОАО «Пивкомбинат Балаковский». Ассортимент напитков, которые производят местные компании, составляет более 30 наименований. Если посмотреть динамику выпуска за последних три года, то ее нельзя назвать равномерной. В 2004 году было выпущено 3676 тыс. дал напитков, в 2005-м производство снизилось до 2887 тыс. дал, зато в прошлом году увеличилось сразу почти до 6 тысяч дал. А всего лишь за 5 месяцев нынешнего года производители разлили по бутылкам в 4,7 раза больше напитков, чем за тот же период прошлого года.
Наиболее успешной местной компанией с точки зрения географической экспансии, безусловно, является «Дикомп», которая производит большой ассортимент напитков под торговой маркой «Радуга». Кроме завода в Саратове она запустила производственные мощности и в других городах Поволжья - Астрахани, Самаре и Ахтубинске. Председатель совета директоров группы Андрей Гордейчук в прошлом году в интервью журналу «Общественное мнение» оценил долю «Радуги» в 70 % саратовского рынка, отметив, что «похожая картина» наблюдается в Астрахани. В Саратове летом компания выпускает 2-4 миллиона бутылок, по России - до 15 миллионов штук. Другие участники в целом согласны с оценкой г-на Гордейчука, отмечая при этом, что доли производителей несколько меняются за пределами Саратова, в районах и других городах, где население предпочитает более дешевую продукцию других производителей, а также в зависимости от типа напитков.

ИМИДЖ - НИЧТО

Что касается предпочтений, то Алла Кулакова в числе нынешних лидеров продаж называет классические лимонады «Дюшес», «Буратино» и им подобные «старые добрые» напитки. По ее словам, на рынке напитков, как и на любом другом, можно наблюдать подъем и спад интереса к тем или иным продуктам. К примеру, раньше были очень популярны газировки типа «Лимон», а сейчас их в лидерах уже нет.
Каковы перспективы рынка? Алла Кулакова указывает на то, что местные потребители начинают переходить с цветных газированных напитков на неокрашенные, лимонадам предпочитают соки. А светлые «газировки», в свою очередь, меняют на газированную минеральную воду. В перспективе, скорее всего, они будут пить негазированную минералку, как это делают во всем мире.
Как сообщили «Взгляду» в областном министерстве экономического развития и торговли, «средний» житель Саратовской области выпивает в год 17 литров минеральной воды. Много это или мало? Судите сами: москвич потребляет 22 литра, житель Европы - до 50 литров минералки в год. Это значит, что сегменту минеральной воды явно есть, куда расти. А с учетом заботы о своем здоровье, которую начали демонстрировать российские потребители, включая саратовцев, тем более.
В целом же пока, как выяснил исследовательский холдинг «Ромир» в рамках общероссийского опроса в июне этого года (данные предоставлены саратовским отделением компании), более чем две трети респондентов утоляют жажду чаем, 43% минеральной водой, треть респондентов - квасом. А каждый пятый россиянин попросту пьет воду из-под крана. С учетом всевозможных фильтров, которыми теперь так богат потребительский рынок, «ужастиков» про добавки «Е», которыми переполнены СМИ и Интернет, а также цен на бутилированную воду, выбор «каждого пятого» представляется вполне разумным.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи