RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
САРАТОВСКИЕ СУЕВЕРИЯ, ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ – О ХРАМАХ «ЧЕРНЫХ», «ЧИСТЫХ» И «НЕНАСТОЯЩИХ»
12 июля 2007, 14:36
Автор: Елена НАЛИМОВА
Комментарии: 1

Начиная собирать информацию по этой теме (меня в первую очередь интересовали суеверия и приметы, бурным цветом расцветшие в нашей провинции), я не ожидала, что натолкнусь на такой мощный пласт «народной мудрости». Выяснилось, что обойтись небольшим обзором не удастся. Поверья и приметы плотно пронизали нашу жизнь. Они проникли не только в бытовую ее сферу, но, что удивляет больше всего, пробрались даже внутрь православных храмов. Поэтому исследование местных, и не только, суеверий пришлось разбить на серии. В первой я попыталась выяснить, почему саратовцы уверены, что не все храмы «одинаково полезны».

«ЧЕРНЫЙ ХРАМ»
С трудом укладывается в голове, что так в Саратове называют старейший Троицкий собор. Любая «продвинутая» старушка расскажет вам, что церковь эта - темная, черная. Поэтому не надо удивляться, если у зашедшего в нее человека вдруг разболится голова или еще какая-нибудь хворь случится. Причин у такого мистического явления несколько, разные источники расходятся в объяснениях. По одной версии, все дело в древности стен. Мол, люд саратовский многие годы приходил сюда со своими бедами, вот плохая энергетика и «налипла» на стены. По другой - черная энергия скапливается в Троицком благодаря низким потолкам и тяжелым сводам, которые как бы «давят» на человека. Есть и мистическая,якобы Троицкий облюбовали колдуны, которые незаметно совершают в его стенах свои ритуалы - втыкают иголки и произносят заклинания.
Священников такие рассказы удивляют: для христианина вообще не должно существовать понятия «порча». Порчу и вред православному, уверены они, могут нанести только его собственные грехи. Кроме того, в православии существует понятие «намоленная икона» - образ, перед которым многократно возносились молитвы, иногда не одним поколением. Не случайно почитаются родовые иконы, переходящие от отца к сыну, от матери к дочери. Так вот в Троицком соборе уровень намоленности, если бы его можно было измерить, просто зашкаливает. Согласно преданию, здесь молились еще стрельцы, которые и привезли в храм образ Спаса Нерукотворного. Для целого поколения, пережившего времена гонений на церковь, Троицкий являлся единственной отдушиной - одним из немногих действующих храмов в городе. Интересно, однако, что думает по поводу легенды о «черном храме» нынешний ключарь Свято-Троицкого собора игумен Пахомий (Брусков).
«Когда я впервые приехал в Саратов, этот храм произвел на меня неизгладимое впечатление, - вспоминает священник. - Для меня, как для человека, выросшего в Москве, в окружении древних монастырей, такие церкви представляются своеобразным критерием жизни епархии, хранилищем традиций. И только потом до меня дошла эта нелепая и малообъяснимая, как все суеверия, информация. Действительно, до реконструкции нижний храм был не в самом лучшем состоянии, стены и потолок от времени сильно закоптились. Но как это может влиять на святость храма? Во всех освященных храмах одинаково пребывает божественная благодать, несмотря на какие-то внешние обстоятельства. Особенно удивляют разговоры о якобы «накопившейся за века плохой энергетике». Что же тогда сказать про иерусалимский храм, построенный в 4 веке н.э.? Все это придумывают не воцерковленные, а околоцерковные люди».

«БАНДИТСКИЙ ХРАМ»
«Не повезло» не только Свято-Троицкому собору. «Меткий глаз» суеверных горожан нашел определение и для других саратовских церквей. Так, храм во имя иконы Божией матери «Утоли моя печали» слывет не просто «черным», но еще и «бандитским». Видимо, опять же сыграла роль теснота помещений, а также расположение. Не исключено, что в лихие перестроечные годы в «Утоли» часто захаживали так называемые бизнесмены первой волны в красных пиджаках и золотых цепях, чьи офисы, кафе и магазины были расположены неподалеку. Но это не более чем предположение, потому что логику в суевериях искать, в принципе, бесполезно. Чем иррациональнее легенда, тем скорее в нее поверят.
Зато Духосошественский собор, что на ул. Горной (в народе именуемый «Голубые купола»), у суеверных саратовцев в фаворе. Считается, что он самый «мощный» и «сильный». Строили его, как гласит народная легенда, в особом «чистом месте». Как вы уже догадались, никакого исторического подкрепления этот рассказ не находит, просто красивая легенда. Но тем, кто раз в год выбирается с семьей в церковь, этого и не требуется - важнее не промахнуться с храмом, тут любая информация пригодится.
Действительно, в православной традиции принято придирчиво выбирать место для храма, чтобы оно по возможности располагалось на возвышенности. К сожалению, в нынешней ситуации это не всегда бывает возможным.

«НЕНАСТОЯЩИЙ ХРАМ»
Настоятелям храмов, действующих в помещениях, еще недавно бывших магазинами, больницами, учебными заведениями, не раз приходилось слышать: «Храм-то у вас не настоящий!». Прочувствовал подобную придирчивость прихожан и настоятель храма в честь Святителя Тихона Задонского отец Александр (Домрачев). В здании на Огородной, 89, переоборудованном теперь под церковь, раньше был магазин. «Наше время можно сравнить с тем периодом истории, когда по окончании гонений при императоре Константине христиане покидали катакомбы, - считает отец Александр. - Тогда церкви перестраивались из бывших судов, рынков. Это те самые базилики, которые теперь прочно вошли в архитектуру православных храмов. То, что сейчас переживает православная церковь в России, тоже своего рода выход из катакомб. Нужно просто потерпеть и приложить усилия, чтобы Саратов вновь украсили многочисленные купола. У меня, например, уже имеется проект нового просторного храма, который станет украшением Заводского района».
* * *
Интересно, что, согласно исследованиям, в капканы примет попадают люди, считающие себя верующими. Священники объясняют это явление низким уровнем духовного образования, банальным дилетантством. Природа не терпит пустоты, и лакуны заполняются нахватанными от «знающих людей» сведениями. Так формируется религия внутри религии. «Человеку свойственно материальное понимание мира, ведь мы состоим из тела и души. Поэтому дилетант склонен воспринимать все происходящее в храме поверхностно: куда свечку поставить, куда встать, как записку написать, между тем, служба в храме - это, в первую очередь, духовная работа. Но воцерковление - это второй уровень. А церкви часто приходится буквально вокультуривать людей, вызволять из языческого невежества», - говорит игумен Пахомий.
 

Продолжение следует

 

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи