RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
УВИДЕТЬ АД И НЕ УМЕРЕТЬ
05 июля 2007, 18:00
Автор: Елена БАЛАЯН

 Сугубо традиционную, или как сейчас сказали бы, мейнстримовскую постановку Валерий Нестеров превратил в яркое красочное представление с элементами мистики и модерна. Историческим антуражем для воплощения любовной утопии хореограф выбрал язычество - эпоху, когда помыслы людей были так же чисты и «вечнозелены», как и окружающая их природа. Мускулистые парни и прекрасные девушки с венками на голове любят друг друга простой бесхитростной любовью. Их чувства прочны и надежны, как ветви стоящего посреди сцены декоративного дерева - безусловной удачи художника Сергея Болдырева. В стволе этого дерева-символа легко угадываются очертания мужской и женской фигур. Тела «древесных» влюбленных переплетены в единое целое, а «ноги» корнями уходят в землю. В этой выразительной и емкой метафоре - ключ к разгадке всего спектакля.
На фоне единства всего живого смерть кажется невероятной и кощунственной. Но повода для серьезных волнений в музыке Виктора Ковалева нет априори. То, что «наши» все равно победят - становится ясно уже с первых аккордов. Для композитора, творящего в духе соцреализма, такая схематичность борьбы добра со злом вполне естественна. Будь по-иному, балет с гордым лейблом «мэйд ин Саратов» в лучшем случае никогда бы не поставили. В худшем - его создателям пришлось бы «крутить фуэте» где-нибудь на Соловках...
Постановщик «кавер-версии» Валерий Нестеров всеми силами постарался уйти от жестких социальных аллюзий, заложенных в балете его создателями. Но и ему, в конечном счете, пришлось «плясать» от музыки. Глубоко лиричная и жизнеутверждающая, она достигает настоящих эмоциональных высот только там, где речь идет обо всем позитивном - молодости, красоте и т.п.
Попытки переосмыслить горьковскую поэму прослеживаются и на уровне героев. В балете Адашевского царь повелевает казнить героиню из одной только «классовой» ненависти. Нестеров вместо злого самодержца - душителя пролетарских свобод - выводит на сцену мифического Властелина. Образ загадочный и абстрактный, рассматриваемый постановщиком как персонифицированное зло или как некий мистический душегуб, возведенный на трон с единственной целью - мучить и ущемлять нормальных людей. Другой причины, по которой этот монструозный персонаж ополчился на бедную Девушку, проследить так и не удалось.
Смерть в исполнении Игоря Стецюр-Мовы - самое интересное, что есть в спектакле. Образ неоднозначный настолько, что понять, чего же в нем все-таки больше, белого или черного, «плюсов» или «минусов», практически невозможно. С одной стороны, это существо явно не бездушное. Есть даже моменты, когда Смерть откровенно любуется Девушкой, ее молодостью и красотой. С другой - пытаться договориться со Смертью - пустая трата времени, поскольку есть некая миссия, которую она волей-неволей обязана выполнять.
Все эти психологические нюансы Игорь Стецюр-Мова обыгрывает как настоящий драматический актер. Выразить оттенки чувств танцовщику не мешают ни маска, ни довольно сложный грим. При этом от его движений исходит такая мощная энергетика, что у особо впечатлительных зрителей временами замирает дыхание. И все же создалось впечатление, что рамки «старой песни о главном» оказались для артиста слишком малы. А львиная доля потенциала так и осталась нераскрытой.
Ад у Нестерова получился отнюдь не дантевским. По большому счету это литературный прием, не более того. В таком сказочном аду никто не мучается, наоборот - все неплохо проводят время. Понятно, что такой костюмированной преисподней никого особо не испугаешь. Победить ее тоже невозможно, ибо как можно победить то, во что не веришь?
Исчезает Смерть эффектно, как и было обещано. Приглашенный специально для этого трюка иллюзионист Владимир Свешников сделал все по высшему разряду. В финальной сцене от Игоря Стецюр-Мовы остается одна только черно-белая мантия. Сам он в это время куда-то незаметно испаряется.
Балет мог бы стать отличным брендом - одно название чего стоит. Но для полного счастья спектаклю не хватило драматизма. Того подлинного и глубокого, который есть в балетах гениального Чайковского. И который не позволяет относиться к смерти как к иллюзии, исчезающей с первыми лучами солнца...
Впрочем, есть момент, который отчасти компенсирует эту неоправданную наивность. Тот, кто внимательно следил за перипетиями борьбы, заметил, что Смерть исчезает именно тогда, когда Девушка перестает ее бояться. Будете смеяться, но Парень во всей этой истории так и остался «не при делах». А вы говорите - любовь-морковь...
Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи