RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
И В ТЕСНОТЕ, И В ОБИДЕ
21 июня 2007, 18:46
Автор: Дмитрий Антипин

Разрешится ли парковочный кризис в Саратове

«Вся дорога забита автомобилями, приткнуться негде. И в этот момент какая-нибудь девица на огромном джипе начинает парковаться, но у нее ничего не получается! А самое неприятное то, что все остальные водители вынуждены ждать окончания ее маневра!..» - эмоционально рисует картину стоянки авто на городских улицах главный архитектор Саратова Владимир Вирич в беседе с корреспондентом «Взгляда». Суть проблемы парковки чиновник администрации определил так - «в городе яблоку негде упасть». Пусть фраза и банальная, но звучит она сегодня для автовладельцев весьма злободневно. Вот только как разрешить «стояночный кризис» в городе? С этим, как выяснил «Взгляд», ясности пока нет.

«Эффектный пинок» от Вирича

Припарковать свое авто в центре Саратова - задача под стать боевой: каждый сантиметр стоянки приходится отвоевывать у конкурента, положившего глаз на вожделенный участок. И тут проявляется весь креатив души саратовской. Один из самых популярных способов ограничить круг посягающих на стояночное место - застолбить его. Эта практика распространена в утренние часы на обочинах возле торговых точек. Например, улица Радищева на участке от площади Столыпина до площади Чернышевского каждое утро зарастает коробками или иными искусственными препятствиями. Как только отгрузка товара заканчивается, зарезервированное место вновь становится общедоступным. Ко второму, чуть менее популярному способу ограничения доступа к парковке прибегают владельцы магазинов, кафе и ресторанов. Они обустраивают перед входом в свое заведение специальный парковочный карман и вывешивают знак «только для клиентов». Дополнительной защитой служат бронирующие фишки. Как заверили нас правоохранители, после согласования с областной ГИБДД такой дорожный знак вполне может считаться легальным. Однако у главного архитектора города иное мнение. «Дороги - это территория общего пользования, а карман - ее часть, поэтому эти знаки незаконны, - говорит Владимир Вирич. - Вам же никто не может запретить пользоваться улицами?» Сам чиновник на знак «только для клиентов» не реагирует, а с фишками-ограничителями поступает жестко: «Если нахожусь за рулем «жигулей», то сбиваю их, а если за рулем иномарки - потихоньку двигаю». Разговор с охраной у Вирича короткий: удостоверение работника администрации действует на них волшебно. Но как же быть рядовым саратовцам, у которых нет в наличии магической корочки с тремя стерлядками? Главный архитектор советует поступать так же, как он, а если свой автомобиль жалко - устранять препятствие «эффектным пинком». На возмущения же охранника, по его мнению, надо реагировать звонком в милицию.
Сами организаторы «карманов» с таким положением дел мириться не хотят. По словам владельца ирландского паба «Papa's Pub» и ряда бутиков Андрея Табоякова, борьба ГИБДД с фирмами и банками, незаконно выставляющими знаки с парковкой для своих, будет продолжаться до тех пор, пока не появится механизм, регулирующий такие споры. «Если бы я не благоустраивал территорию возле своих точек, на этом месте могли бы припарковаться только две машины. Я вкладываю деньги, расширяю пространство, благодаря чему появляется возможность для парковки четырех машин. По-моему, абсолютно логично, что два из них мне хотелось бы оставить для своих клиентов. А получается, что в кармане встают все, кто захочет. Если же предприниматель выставляет знак «парковка для клиентов», приезжает автоинспектор и снимает его», - недоумевает бизнесмен.
Пока чиновники и бизнес спорят, самым распространенным способом парковки автомобиля в центре остается банальное нарушение правил дорожного движения. Проигнорировать запрещающий остановку или парковку знак - дело для автовладельцев привычное, а 50 рублей для многих и не деньги вовсе. Иных методов борьбы с нарушителями на сегодня нет. «Эвакуировать машину мы не можем - по закону такого права у инспекторов дорожного движения нет», - пояснили нам в городской ГИБДД.

В щупальцах саратовского спрута

«Причина сложной ситуации с парковкой лежит на поверхности: центральная часть Саратова - бывший купеческий город, с узкими улочками, которые сложно расширить. Для этого надо сносить дома вдоль центральных улиц, но на это никто не решится», - убежден заведующий кафедрой строительства дорог и организации движения СГТУ Виктор Столяров. В комитете архитектуры Саратова добавляют: «Транспортная сеть города не трансформировалась уже в течение нескольких десятков лет, а мобильный парк увеличился за это время почти в два-три раза. Стремительными темпами растет количество частных автомобилей. Усугубляется это тем, что личные авто циркулируют между так называемыми фокусами транспортного притяжения, которыми являются крупные магазины, банки, здания администрации и т.д.». По меткому выражению председателя комитета по архитектуре и градостроительству Владимира Вирича, совокупность этих центров притяжения напоминает гигантского спрута. Голова его представлена Крытым рынком и цирком, туловище - проспектом Кирова, а щупальца расползаются в разные стороны по примыкающим улицам. Проблема в том, что людские и транспортные центры не справляются с парковочной нагрузкой, увеличивающейся за счет дневного населения территориального ядра города почти вдвое. Кроме того, играет свою роль неразвитость улиц-дублеров основных магистралей. Все вкупе приводит к тому, что обочины и тротуары загромождаются автомобилями. В конечном итоге это приводит к заторам на дорогах. В такой ситуации жалобы генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберта Винькова на «утыканный машинами центр, мешающими подъехать к остановкам муниципальному транспорту» кажутся наивными по сравнению с опасностью, которую таят в себе пробки, - затрудненный проезд через эти участки спецмашин «скорой помощи» и пожарных, создает угрозу для жизни горожан.

Карусель для машин

Как же решить сложившуюся проблему с парковкой в Саратове? Ответ на этот вопрос зависит от платежеспособности города, потому что предложения на этом рынке есть. Строительство механизированных парковок - один из вариантов. Сегодня они широко применяются в Японии, Китае и Корее, т.е. в странах, ощущающих острый дефицит земли в городах. Конструкция представляет собой карусель, на платформах которой, словно на гриле, размещаются автомобили. Владелец транспорта подходит к устройству, набирает номер ячейки - и к нему доставляется его авто. Размещать парковочное «чертово колесо» можно как в здании, так и на улице. Карусельная парковка на восемь машин занимает пространство в четыре этажа.
Первый образец механизированной парковки в городе уже есть, правда на карусели машины пока не катаются. Корейский агрегат, собранный на территории зуборезного завода, стал образцом для создания саратовской модели. От иностранного аналога наше устройство будет отличаться лишь начинкой - не доверяют на заводе корейской электронике. «К проектированию приступили прошлогодней осенью, - рассказывает директор завода Ильдар Гельфанов. - Основные чертежи уже собраны, но на этом этапе пришлось остановиться - нет финансирования. Городская администрация не заинтересована в серийном выпуске, хотя на начальной стадии осуществления проекта к нам приезжали и из мэрии, и из городской думы». Понять метания чиновников и парламентариев можно. Цена одной парковочной конструкции на восемь мест обойдется бюджету почти в три миллиона рублей. Цифра для скудной городской казны весомая. К тому же назвать точную сумму пока нельзя - опытный образец так и не был собран. По признанию Гельфанова, он безуспешно пытался продвинуть свой продукт офисным и банковским центрам. Зато инновацию по достоинству оценили в столице республики Татарстан, где власти активно интересуются внедрением на территории города автомобильных каруселей.
Второй вариант решения проблемы, оглядываясь на иностранный опыт, предлагает профессор Столяров из СГТУ. По мнению доктора технических наук, целесообразно строить перехватывающие парковки, которые будут располагаться в пригороде. В самом же Саратове надо развивать общественный транспорт. Идея академика интересна, но по сути является такой же тупиковой, как и механизированная парковка. Население регионального центра, в отличие от той же Москвы, не рассредоточено по пригороду, а проживает в городской агломерации - в Саратове и его верном спутнике Энгельсе, поэтому потребность в перехватывающих парковках у нас не так ощущается.

* * *
Главный городской архитектор называет все эти предложения «замечательными прожектами». Администрация Саратова остановилась на другом варианте решения проблемы. Вирич уповает на «растаскивание» территориального ядра. Проще говоря, на строительство альтернативного центра - в рамках разработанной институтом «Саратовгражданпроект» и утвержденной в 2002 году городской думой концепции развития центрального планировочного района. Ее итогом станет возведение нового центра, который разместится на территории между улицами Соколовая и Большая Горная, начиная от Сенного рынка и заканчивая берегом Волгоградского водохранилища. Конкретными проектными разработками занимается московская организация «Руспроект». Следующий этап будет заключаться в поисках инвесторов. По словам Владимира Вирича, один из них уже найден. Фирма «РТМ Девелопмент» заключила с городом и областью инвестиционное соглашение на постройку крупного торгового центра.
Этот проект, может, и хороший. Но и он не разрешает проблему парковки в центре города. Ведь из него не переедут в новые «центры» находящиеся здесь учреждения и магазины. Стоило бы рассмотреть еще идею подземных стоянок под существующими зданиями и обременять строительством таковых застройщиков новых зданий.
К сожалению, от обилия идей с парковочными местами месяц от месяца становится только хуже. Есть пока лишь рассуждения и споры о том, как нам обустроить стоянки автомобилей, а дальше власти города идти не спешат. Ответ прост: в городском бюджете на это нет средств. Но и бизнесмены не торопятся вкладывать деньги в этот сектор бизнеса. Гораздо прибыльней отвести кусок землицы и там соорудить наземную стоянку, нежели строить подземную или многоуровневую. Без стимулирования городскими властями бизнесменов проблема не решится. До тех пор, пока в поисках вложения новых капиталов строительные компании сами не придут к этому. А это произойдет еще не скоро. Гораздо позже того, как центральные улицы Саратова превратятся в сплошной транспортный стопор.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи