RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
НЕ МУЗЕЙ - КАРТИНКА!
07 июня 2007, 17:47
Автор: Елена Балаян

Саратовская Третьяковка встретила нас прохладой, на фоне удушающей жары показавшейся просто раем. И хотя основной ремонт красивейшего в городе памятника архитектуры завершен, на улице рядом со сквером еще вовсю идут сварочные работы. Парадная дверь заколочена. Нажав на кнопку домофона у черного входа, попадаем внутрь.
Уже с первых шагов в глаза бросается какая-то особенная, почти стерильная чистота. Даже в тамбуре, где нет ничего, кроме служебных помещений, царит идеальный порядок. Дежурящий у входа милиционер выглядит соответствующе. На его лице застыло выражение столь многозначительное, словно он и есть главный хранитель всех местных шедевров, которые вот-вот должны перевезти сюда из здания на Первомайской.
Отвлекаясь от его аккуратно начищенных ботинок и наглаженной формы, заметим, что ремонт исторического (или, как его еще называют, старого) корпуса Радищевского музея начался в 2000 году. Реконструкция была затеяна грандиозная, ничего подобного Радищевский не знал за всю свою более чем вековую историю.
В течение нескольких лет двухэтажный фасад музея стоял в лесах. Потом леса сняли, но внутренняя жизнь Радищевки по-прежнему оставалась тайной за семью печатями, в которую не посвящали даже журналистов.
Ремонт, затеянный с таким размахом, постепенно превращался в вялотекущий. Временами казалось, что одна из главных саратовских достопримечательностей не откроется никогда - настолько медленно все продвигалось.
Но чудо свершилось - около месяца назад хозяева музея закатили для местного культурного и политического бомонда что-то вроде пробной презентации. А в конце июня - начале июля Радищевку обещают открыть уже для широкого посещения.
... «Посмотрите, какая красота!» - восклицает директор музея Тамара Гродскова, восхищенно закатывая глаза. Мы стоим у подножия массивной чугунной лестницы, ведущей на второй этаж. Вид, который открывается сверху, впечатляет. Вмонтированный в потолок новый световой фонарь освещает новенькие с иголочки стены мягким неброским светом. Здесь же красуются три мраморные плиты - точь-в-точь как те, что висели при Боголюбове.
Сама лестница тоже выглядит весьма нарядно. По словам Тамары Гродсковой, чугунное литье реставрировали едва ли не вручную, очищая от многолетних наслоений каждую отдельную ячейку, чтобы был виден узор. Еще лестница прошла множество химических и термических обработок. В итоге миру был явлен настоящий шедевр в его, так сказать, первозданном виде.
Вообще все в музее сделано так, как было при Боголюбове. Исключение составляют, пожалуй, новые осветительные приборы, которые тянутся по всему периметру потолка. Да современнейшая система безопасности, которой будут оборудованы витрины с экспонатами прикладного искусства.
Еще одно важное ноу-хау - новая повесочная система. Говоря по-простому, это то приспособление, на которое будут вешать картины. Оно представляет собой тоненькую белую полосочку, расположенную у самого потолка. К ней крепятся тросы, тоже очень тонкие, почти невидимые, на которых в свою очередь и будут висеть экспонаты. По словам директора, эта система - последнее слово музейной техники. Она эстетична и удобна в использовании.
К новшествам следует отнести и аппаратуру для увлажнения воздуха, благодаря которой климат-режим в музее станет намного лучше.
Все, что можно было восстановить, воссоздавали по старинным слепкам. Это касается и расположенной между первым и вторым этажами чугунной решетки, в которую вмонтированы недостающие фрагменты, и так называемых лепных розеток на потолке.
На втором этаже тоже есть на что посмотреть. «Обратите внимание на напольное покрытие, это настоящий дубовый паркет, - хвастается Тамара Гродскова. - А люстра? Вы только посмотрите, ведь это испанский хрусталь!..» Легким движением руки Тамара Викторовна нажимает кнопку выключателя, и весь воздух в помещении загорается разноцветными огнями. На этот раз настала моя очередь восхищаться. «Дорогая, наверное?..» - спросила я совершенно без задней мысли, из одного любопытства. Вопрос вызвал у моей собеседницы бурю негодования. «Разве можно в музее спрашивать о цене?!» - воскликнула Гродскова, дивясь моему невежеству.
По словам Тамары Викторовны, все материалы для ремонта прошли многоступенчатую экспертизу. Каждое решение принималось на основе целой цепочки согласований, в том числе и с Москвой. Восстанавливать музей помогала московская фирма «Симаргл». Но основной объем работ пришелся все же на саратовскую «Стройреставрацию», которая в настоящее время ремонтирует Троицкий собор и консерваторию.
Переделано все - от фундамента до инженерных перекрытий. Продумана каждая деталь, вплоть до дождевых откосов под цоколем.
Но главное - музей поставлен на железобетонную плиту, и теперь ему не грозят ни подмывание подземными водами, ни движение почвы. Что до хранилища, то в будущем его ждет модернизация. Возможно, сделают открытый доступ к некоторым фондам. Но это потом, а пока все мысли музейщиков об открытии. Осталось подготовить экспозицию, а это большой труд. Праздник обещает быть помпезным. Будут гости из федерального агентства по культуре, Госдумы, правительства. Надо не ударить в грязь лицом...
Что до самой экспозиции, то она в основе своей останется прежней. Зрители, как и раньше, смогут увидеть здесь шедевры западноевропейского, древнерусского и русского искусства. Также откроют мемориальную зону, посвященную основателю музея Боголюбову. Хозяева музея обещают оборудовать для посетителей интернет-кафе, где они смогут совершить виртуальное путешествие по самым известным художественным сокровищницам мира.
В здании на Первомайской будут выставляться современные художники. Там же останется квартировать и дирекция музея. По словам Тамары Гродсковой, глобальные капиталовложения никак не скажутся на цене билетов. А значит, тезис об общедоступном характере высокого искусства по-прежнему в силе.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи