RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ПЛЫВЕТ, КОНЧАЯСЬ, ЛОДОЧКА
07 июня 2007, 17:40
Автор: Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Без бюджетной поддержки саратовская речная флотилия не протянет

На прошлой неделе в Саратовском речпорте наконец-то свершилось. Нет, увы, речь не идет о том, что постепенно дряхлеющий пассажирский речной флот обрел долгожданное пополнение - по всем, даже очень далеко идущим прогнозам, эти мечты еще не скоро станут явью. Повод для радости куда более скромный, хотя для посвященных весьма значительный. В последних числах мая с судоремонтного дока сошел старый новый «ОМ» - капитально отреставрированный теплоход, которому после первой столь значительной за последнее десятилетие реанимации специалисты пророчат пять, а то и все десять лет «активной старости». Все дело в неожиданном подспорье в виде 9 млн. рублей из областного бюджета. Но это только один «старичок». К сожалению, никто не знает, сколько еще ровесники модернизированного теплохода протянут без капитального ремонта.

Большому кораблю ...

Казалось бы, пассажирскому речному сообщению в Саратове надлежит оставаться на плаву до тех пор, пока не канет в Лету само понятие «дача». Причем не в виде участка с японским садиком, служащим исключительно для выработки созерцательного мироощущения у спрыгнувших с «джипа» хозяев, а традиционных шести соток, любовно усаживаемых огурцами, картошкой и помидорами. Не секрет, что большинство не имеющих собственного транспорта дачников по-прежнему предпочитает неспешные речные прогулки давке в автобусе. Эта истина лучше всего подтверждается цифрами: за навигационный период только прошлого года теплоходы «Речного управления» перевезли 115 тысяч пассажиров.
Со стороны вроде бы все замечательно. Есть и стабильный спрос, и предложение, которое, хотя и пережило все мыслимые сроки эксплуатации, этот спрос по-прежнему удовлетворяет. Стоит ли говорить, что невнимание правительства к отрасли за последние пятнадцать лет сумело преобразить ее до неузнаваемости. Хотя слово «неузнаваемость» в данном контексте звучит с легкой издевкой. Какими бы ни были дряхлеющие теплоходики, отвыкать от с привычных с детства «омиков» саратовцам еще долго не придется.
Если «Саргорэлектротранс» давно стонет не только от отсутствия должного финансирования, но и от нехватки подвижного состава, то с речным транспортом ситуация принципиально иная. На так называемых «дачных» линиях в распоряжении «Речного управления» числится шесть судов (четыре «ОМа» и две «Москвы»). При существующем потоке дачников это считается оптимальным. Другое дело, что пассажирский флот уже не один десяток лет не обновлялся. Стыдно сказать, но все «ОМы», которые сегодня имеются на балансе предприятия, родились в хрущевские времена и готовятся в недалеком будущем отметить свой пятидесятилетний юбилей, и это несмотря на то, что паспортный срок службы этих судов вдвое короче.
Не удивительно, что капремонт только одного раритета обошелся в пять млн. рублей. Хотя принципиально это ничего не меняет. Ввиду отсутствия денег и резервных мощностей к капремонту остальных судов здесь давно не прибегали. Все, на что может рассчитывать дряхлеющий саратовский флот, - текущее подновление, но и оно не страхует от поломок. В такой ситуации поручиться за то, что все эти теплоходы доживут до капремонта, никто не берется.

За ваши деньги любой каприз

Вплоть до последнего времени бюджетные дотации на содержание всего Саратовского речного флота умещались в цифру от 3 до 3,5 млн рублей. Тогда как приобретение нового теплохода, на которое сегодня саратовские речники даже не замахиваются, обошлось бы в сумму около 40 млн. Вопрос упирается не только в деньги. Дело в том, что те верфи, на которых строились попавшие на саратовский берег суда, давно не подают признаков жизни либо кардинально сменили род деятельности, сосредоточившись на производстве грузового транспорта и современного маломерного флота, охотно раскупаемого частными фирмами. В основном, это экскурсионные теплоходы, рассчитанные на 8 -13 мест, что не идет ни в какое сравнение с пассажировместимостью стареньких «ОМов», способных принять на борт до 242 человек. Впрочем, судоремонтные заводы, фаворитом которых считается проектно-конструкторское бюро, расположенное в городе Зеленодольске, не отказываются от работы по индивидуальным заказам. Однако именно эта система как раз и привела к удорожанию конечного продукта.
«Главным образом стоимость судна зависит от того, налажено ли его серийное производство или нет, - считает председатель совета директоров речпорта Игорь Зубатов. - Когда 20 лет назад все строилось серийно, себестоимость судна, естественно, была низкой. А на сегодняшний день заводы ориентируются на индивидуальные заказы, и даже если у клиента имеется готовый проект, чтобы воплотить его в жизнь, необходима перенастройка производства. Соответственно, цена на изготовление теплохода возрастает в 1,5-2 раза по сравнению с серийными моделями».
По мнению Игоря Александровича, даже если времена изменятся и такой заказ когда-нибудь состоится, это будет не что иное как «ОМ». Более того, преобразившийся после недавнего капремонта теплоход - судно с новыми главными двигателями, замененным корпусом, улучшенным салоном, сверкающее свежей краской - скорее всего, и стал бы основой проектной модели.
«Судно типа «ОМ» было построено оптимально, - говорит Зубатов. - Имеет замечательный корпус. Кроме того, принципиально новых конструкторских разработок в сфере пассажирских перевозок сегодня просто не существует. Потому что этот вопрос для страны неактуален».

Долгая дорога к пляжу

Чуть ли не каждое лето с открытием пляжного сезона горожанам приходится скорбеть и о другой утрате речпорта - отмене пассажирских рейсов на городской пляж, Сазанку и Зеленый остров. О том, что они когда-то были, уже впору и забыть. Шутка ли, последние экспериментальные перевозки отдыхающих предпринимались аж 10 лет назад. Затею до сих пор считают нерентабельной - дотировать пляжные перевозки власти наотрез отказались. Без бюджетной поддержки возобновить работу рейсов, в принципе, возможно, но для этого придется предложить поклонникам отдыха на реке переправляться на середину Волги примерно за 100 рублей. С трудом верится в то, что при таком раскладе саратовцев, решивших сэкономить на южном отдыхе, потянет в путешествия. Тем более что в Затоне с хорошо наладившими бизнес частными извозчиками всегда можно договориться за более разумную плату.
«Конечно, хотелось бы возобновить эти перевозки, хотя на сегодняшний день люди уже немного от них отвыкли, - комментирует ситуацию директор ОАО «Пассажирское речное управление» Эльвира Глумова. - Сейчас мы осуществляем лишь рейсы на Сазанку, и то по корпоративным заявкам.
Справедливости ради надо сказать, что экскурсионные рейсы исчезли не только в силу экономических причин. В недолгую пору их пробного возвращения теплоходы уходили от пристани полупустыми. И это притом, что раньше в период навигации стабильно перевозили до 30 тысяч человек. Видимо, без целенаправленного комплексного развития регионального туризма, которого в области сегодня, по большому счету, нет, воскресить экскурсионные речные маршруты вряд ли удастся».
По сути, на прогулочных линиях сегодня работает лишь один теплоход - «Волга-1». Он же ориентирован и на поступающие заявки от частных организаций. Второй катамаран «пристроен» едва ли не более благополучно. Вот уже который год он находится в аренде и по вечерам развлекает скучающую молодежь дискотеками на воде. Блюдо это далеко не первой свежести, но в городе с ограниченным набором развлечений поглощается с завидным энтузиазмом. За счет своей коммерческой деятельности оба катамарана пока весьма прибыльны. Впрочем, позиция руководства речпорта на их счет недвусмысленна: «Волги» должны зарабатывать сами на себя, считают в руководстве речпорта. Что, собственно, они и делают. А учитывая относительно «юный» возраст судов («Волга-1» и «Волга-2» сошли с верфи Астраханского судостроительного завода в 1980-82 годах), можно предположить, что проблемы капитального старения теплоходов нарушат эту идиллическую картину еще не скоро.
Несмотря на то, что стабильное и, главное, ощутимое финансирование для саратовских речников пока скорее мечта, чем реальность, в «Речном управлении» всерьез поговаривают о возобновлении хотя бы части утраченного. Ею могла бы стать отмененная несколько лет назад дачная линия «Саратов - Пристанное». Уже сейчас ясно, что затея обойдется дорого. За то время, пока маршрут простаивал, на мелких участках реки произошло заиливание, а посему необходимы серьезные очистные работы. Но для начала надо понять самое важное - нужно ли это хоть кому-нибудь?

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи