RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
СОСУД ГРЕХА, ВТОРОЙ СОРТ ИЛИ РЕБРО АДАМА?
17 мая 2007, 18:02
Автор: Константин КРАШЕНИННИКОВ
Комментарии: 1

Знания и домыслы

Отношения Церкви и женщины, отношения женщины и религии - область, наполненная многочисленными стереотипами и даже домыслами. А домысливают люди тогда, когда не хватает знаний. Часто приходится слышать, что «церковники» якобы утверждают: женщина - «сосуд греха». Через нее, мол, грех в человека вошел. И что первый и настоящий, полноценный человек - Адам, мужчина. А Ева - из ребра, значит «второй сорт». Но ведь и это не что иное, как домысел и стереотип. Творение в Библии описано дважды - второй раз, как творение «их», т.е. «они» равны по своему бытию для Бога. Даже не то что равны, а являются одним целым. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя человек, в день сотворения их» (Быт. 5, 1,2). Так что и Она, и Он тут - Человек. И увидеть в Библии какое-то «гендерное неравенство» можно лишь обладая воображением узко направленного действия и нешироким восприятием.
«Женщина - сосуд греховный» - это слова гностиков (а они всего лишь старая философствовавшая секта). Чаще это соображение встречается в католичестве, в православии же так вопрос вообще не ставится. У католиков святой отец принимает целибат - обет безбрачия. В православии - батюшкой не станешь и приход не получишь, пока не женишься. Какой уж тут «сосуд греха». У гностиков тело вообще (и мужское в том числе) считалось вместилищем греха. Впрочем, гностиков так из стороны в сторону шатало, из крайности в крайность водило, что наряду с теми же словами о «женщине как сосуде греха» у них было даже особое «Евангелие от Евы». Получается, что даже у гностиков отношение к женщине в религии под одну гребенку «женофобов» не причешешь.
Древнееврейское имя той женщины, которую мы зовем Евой, Хавва. Что значит «жизнь». По Библии - она дала жизнь всему человечеству. Она - источник жизни. Да, она была сотворена из ребра Адама, но это означает прежде всего ее органическую, духовную близость к мужу. Подтверждение этого повествования можно найти в арабской поговорке: «ты мое ребро», означающей «теснейшую дружбу, органическую близость и сообщество» (Христианство. Энциклопедический словарь). Что же до женской роли в грехопадении - несомненно, Адам соблазнился через Еву, но сделал он это осознанно и вполне самостоятельно, что тоже косвенно доказывает их равенство и для Бога, и для религии.

Патриарх или матриарх?

Небезынтересным, в связи с дискуссией по поводу роли женщины в христианстве, представляется и то, как сами женщины понимают свои отношения с религией и свое отношение к религии? Вот как ответила на этот вопрос девушка Юлия, приходящая в храм, по ее признанию, «только по праздникам»: «Религия для женщины - это возможность уйти от неудовлетворенности жизнью, от проблем и неудач. Поэтому женщины открываются перед верой на все 100%. А вот религия не всегда «допускает» женщин близко к себе. Женщины не могут быть папой римским, патриархом, священником. В мусульманских мечетях для женщин вообще отдельный вход. Не совсем разделенная любовь получается...». Очень женский ответ - с неразделенной любовью особенно. Любовь Церкви и религии к женщине - это любовь к ней, прежде всего, как к Человеку. По сути, речь идет не о религиозных «запретах», а об этнокультурных традициях. Ведь тот же так часто и всегда не добром поминаемый «Домострой» - это свод не религиозных, а этнокультурных правил жизни народа. Это вопрос не религии «самой по себе», а культуры в целом. Также как и русская пословица «дальше кумы - меньше греха» - не церковная, а светская, народная.
Другое дело - кто имеет больше прав и в социальной жизни, и в политике, и в вере. Это вопрос непростой. В последнее время по всему миру женщины идут в президенты. Там, где женщины сами поднимают свои «религиозно-женские» вопросы, там сила их явно на высоте. Взять, например, те же судебные тяжбы в таких уж «терпимых, толерантных» и либерально-демократических европейских странах по поводу платков и закрытых лиц у женщин и девушек в учебных заведениях. Скажут, а при чем тут религия? Вопрос в большей степени именно традиционно-культурный. И лишь потом женско-религиозный. Но ведь и в этом случае именно женщина высветила данную проблему. И многострадальный отечественный учебный курс для детей «Основы православной культуры» тоже создала женщина.
Да, женщине нельзя быть священником. Что обыгрывается и «раскручивается» уже довольно долго протестантами. И патриархом женщина не может быть. Потому, что он - патриарх, а не матриарх - священник воплощает в себе образ Христа. Женщина же может быть монахиней - Невестой Христовой. Дико спрашивать - кто важнее на свадьбе - невеста или жених? У них разные образы и функции и равноуважаемые в этом действе гендерные роли. Разве попробует кто-нибудь спросить на реальной свадьбе - кто из вступающих в брак лучше или важнее?

* * *
В христианстве, в православии - сын Божий пришел в мир через женщину. Она - лучший во всех смыслах человек, потому что в ней Бог встретился с человеком. Именно она однажды и навсегда «сняла» ветхозаветный вопрос о грехе Евы «как женщины». Почти половина церковных праздников в православии - Богородичные. Возможно, в современном мире и есть-то всего одна структура, один социальный институт - религия, Церковь, где женщина востребована и нужна именно как мать, сестра, дочь, а не как машина для детопроизводства, каковой она нужна государству, и не как объект для гламурного вымогательства средств, каковой нужна она торговому капиталу. Да и Церковь - слово в русском языке ЖЕНСКОГО рода.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи