RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ДОШАГАЛ ДО ШАГАЛА
10 мая 2007, 16:43
Автор: Елена Балаян

Все дело... в пластилине, из которого аниматоры и лепили свое мультяшное царство. Первым делом на свет появились куклы, олицетворяющие персонажей - самого Шагала, его жену, родителей, соседей и т.д. Затем домики, деревья и прочие предметы мультипликационного «антуража». Далее все это богатство снималось на специальном анимационном станке, переносилось в компьютер и раскрашивалось акрилом, акварелью, гуашью и маслом в специальной программе. В итоге и возник тот самый эффект оживших масляных картин, которого аниматоры всего мира и не думали добиваться, а наши взяли и добились.
Процесс оживления живописи заставил саратовских «уолтов диснеев» изрядно попотеть. «Поначалу мы даже не представляли, за какую сложную задачу взялись, - рассказывает Андрей Мельников. - И в какой-то момент испугались, что не справимся...».
Но страхи оказались пустыми: мультик «Страсти по Шагалу» получился прямо-таки волшебным и был принят на ура и взрослыми, и детьми. Неоднократный призер «Саратовских страданий» армянский режиссер Арман Ерицян, непонятно откуда взявшийся в тот день в Доме кино, на эмоции не скупился. Когда мульт-фильм закончился, ереванский гость долго кричал «браво!» и даже подошел к Мельникову, чтобы пожать руку. Актер театра драмы Владимир Назаров, чей голос звучит в мультфильме за кадром, прибежал на премьеру, запыхавшись, и тоже остался доволен.
В основу «Страстей» легла книга воспоминаний «Моя жизнь», которую Марк Шагал написал до отъезда в Париж. Большую роль в фильме сыграла музыка - ее сочинил Алексей Живайкин, музыкант популярного в Саратове ансамбля народных инструментов «Кристалл-балалайка». «Мне хотелось, чтобы звукорядом в мультфильме служила еврейская народная музыка клейзмер, - говорит Андрей Мельников. - И чтобы звук был не синтетический, а живой. Алексей Живайкин синтезировал целый ряд музыкальных произведений, написанных в стиле клейзмер, и привлек музыкантов, которые это все исполнили...».
Андрей Мельников по профессии художник, его картины украшают дома не только российских, но и западных коллекционеров. Мультипликацией стал заниматься в начале девяностых (тогда на канале «2-я Садовая» еще была своя мультстудия).
Потом государство перестало финансировать анимацию, и все, кто ею занимался, в том числе и Андрей Мельников, остались не у дел. Так продолжалось до 2000 года, пока в Саратове не появилась частная мультстудия «Аквариус-фильм» (продюсер Вадим Пегасов). На ней и был снят мультфильм «Страсти по Шагалу». У людей творческих так иногда бывает: шагает человек по жизни, шагает и дошагивает аж до самого Шагала.
Кстати, для Андрея это режиссерский дебют (до этого он делал мультфильмы в основном как художник и художник-постановщик).
На вопрос, почему он снял мультфильм о Марке Шагале, Андрей Мельников отвечает, что для него это вполне естественно, ведь Шагал - его любимый художник. Дух шагаловских картин, их жизнерадостность и глубина нашли свое отражение в мультфильме. Единственное, что вызывает удивление, - это ощущение недосказанности, которое остается после просмотра. Мультфильм заканчивается тем, что Шагал и его молодая жена эмигрируют в Париж. О том, как художник бежал в Америку, спасаясь от преследования нацистов, как к нему пришла мировая известность и о многом другом в мультике нет ни слова. «Но зрителя лучше немного недокормить, чем перекормить!», - говорит Андрей Мельников, и слова его отнюдь не пустой звук. 13 минут (именно столько идет мультфильм) пролетают незаметно, и ты ловишь себя на мысли, что с удовольствием отсидел бы еще столько же.
Мельников не скрывает, что в его мультипликационном портфеле было еще много творческих идей и интересных решений, связанных с Марком Шагалом. Но ради цельности мультфильма от них пришлось отказаться. Кроме того, создатели мультика были ограничены и финансово. Хронометраж анимационного фильма всегда зависит от суммы, которую предлагает заказчик. Денег, выделенных «Аквариус-фильму» федеральным агентством по культуре и кинематографии, хватило лишь на съемки 13-минутного мультика.
Сегодня многие отечественные аниматоры стремятся подстроиться под Голливуд. Но Андрей Мельников - большой поклонник именно нашей, русской анимации. Он считает, что в мультфильмах, сохранивших русский дух и русский менталитет, отсутствует жестокость, и в этом их главное достоинство и отличие от европейского или американского аниме. По его глубокому убеждению, анимация требует от своих служителей «серьезного посвящения и внутреннего призвания». «А если человек приходит и говорит, что ему нужно банально заработать денег, то у таких людей мало шансов стать мультипликаторами...».
То, что государство вновь начало финансировать анимацию, безусловно, большой плюс. Однако и для самого Андрея Мельникова, и для его коллег остается загадкой, почему то же государство не заботится о продвижении отечественных мультиков на широкую аудиторию. После демонстрации на фестивалях, где их видит лишь узкий круг профессионалов, русские мульты отправляются пылиться на полки Госкино. По телевизору их почти не показывают.
В будущем году «Страсти по Шагалу» покажут на фестивале в Суздале, где он непременно должен получить приз за новаторство. Впрочем, свою главную награду Андрей Мельников уже получил: его дети (числом четыре!) от папиного творения в полном восторге.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи