RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
БИЗНЕС С ШАШЕЧКАМИ
10 мая 2007, 16:41
Автор: Дмитрий Антипин

И опасна, и трудна

«Автомобилиста, ни разу не «бомбившего» в лихие девяностые, можно смело заносить в Красную книгу», - шутит саратовский таксист Михаил. Он, как и многие «бомбилы» - частные перевозчики, работающие на свой кошелек, в этом бизнесе с самого начала. «Бомбить» Михаил продолжает и по сей день. Выезжать же на заказы в штате одной из многочисленных саратовских фирм он, в отличие от своих коллег, не собирается. «Невыгодно», - объясняет дорожный старожил.
Однако многие из числа «бомбил» - таких как Михаил - все же перебрались в саратовские фирмы такси, становление которых на рынке пассажироперевозок совпало с началом века. За семь лет своего существования количество этих организаций достигло порядка семидесяти, т.е. ежегодно в городе открывалось по десять фирм. «Поначалу появление пионеров этого бизнеса воспринималось «бомбилами» неадекватно, - вспоминает Сергей Куликов, принимавший участие в организации первых такси-фирм. - Частники на свое излюбленное место - пятачок перед железнодорожным вокзалом - автомобили частных фирм не пускали. Как правило, после угроз о порезанных колесах таксистам приходилось ретироваться. «Бомбилам» потребовалось пять лет на то, чтобы поделиться рынком: теперь, когда машина из фирмы подъезжает к вокзалу, водителя спрашивают, на вызов ли он прикатил. Если гость работает на заказ, от него отстают. В противном случае вопрос решается по старинке».
То, что разрешение на работу на традиционных точках «бомбил» новички из числа частников до сих пор получают как в былые времена, является основной причиной такого активного размножения специализированных фирм. В них хоть доход водителя и меньше, чем у перевозчиков, работающих на свой карман, но уровень безопасности несравнимо выше. «Корифеи среди частников получают, как президент, но бизнес этот всегда был рискованным. Из-за слухов о «несметном» богатстве таксистов многих наших лишали жизни грабители. Часто водителей убивали по причине отсутствия денег, чтобы оплатить проезд. В этом смысле таксисты в фирмах защищены лучше, чем мы», - говорит частник Владимир. Его слова подтверждает индивидуальный предприниматель Сергей Куликов. В его «Лидере» таксисты постоянно держат связь с диспетчером, а телефоны, с которых поступают заказы, фиксируются в специальном журнале, чтобы в случае необходимости можно было выследить преступника. И так поступают во всех фирмах, где беспокоятся о жизни своих сотрудников. «Если появляется информация о новых убийствах таксистов, мы своих водителей предупреждаем, чтобы не брали пассажиров с бордюра. Ведь последние чаще всех остальных клиентов фигурируют в криминальных сводках», - объясняет Куликов.

«Откупимся всегда»

Высокий риск «бомбилы» окупают повышенными расценками за оказанные услуги. Для частника отвезти пассажира с железнодорожного вокзала до магазина «Магистраль» за триста рублей - лишь легкий намек на наглость. Таксист из фирмы возьмет за это расстояние около шестидесяти рублей. «Ну, если сделать наглый вид и сказать, что нет десяток на сдачу, то стоимость проезда можно довести до ста рублей, - улыбается водитель такси «АС-Лада» Дмитрий. - Верх нескромности - это сто пятьдесят рублей». Но эта «нескромность» среди водителей специализированных фирм чревата. В уважающей себя компании есть специальные сотрудники, которые обзванивают клиентов с целью узнать, во сколько обошелся проезд. Если стоимость была завышена, то на первый раз водитель отделается штрафом. В случае «рецидива» с сотрудником прощаются. Столь жесткая политика позволяет компаниям держать марку самых дешевых перевозчиков. Сегодня минимальная цена за проезд по Саратову в специализированных фирмах колеблется около отметки в пятьдесят рублей. «Кроме дешевизны людей привлекает удобство вызова такси к подъезду. Сейчас уже редко встретишь голосующих на обочине. До людей дошло, что проще, сидя дома, набрать номер телефона, чем выходить на дорогу и ловить автомобиль», - рассуждает один из руководителей энгельсского такси «Пчелка» Илья Алексенко. Однако «бомбилы» по этому поводу сильно не расстраиваются. Их услуги, считают частники, будут востребованы еще долгое время. «Днем, во время пробок, машину по вызову приходится ждать минут тридцать, а то и больше. Пассажиру легче прыгнуть в авто «бомбилы», припаркованное возле бордюра неподалеку, чем ждать заказанную машину, - рассказывает автомобилист Сергей, таксующий на свой кошелек. - А таксисты из частных фирм не горят желанием принимать заказы от клиентов, голосующих на дороге».
Единственное, что теоретически может укоротить жизнь частников, - установка в автомобилях кассовых аппаратов со счетчиками. Автором идеи выступила налоговая инспекция. Но и это новшество, считают «бомбилы», порядок на рынке услуг индивидуальных пассажироперевозок не наведет. В 2005 году лицензирование для таксистов отменили. Предполагалось, что «бомбилы» подадутся в индивидуальные предприниматели и будут исправно платить налоги. Однако пассивность фискальных органов при проведении проверок привела к тому, что многие частники сейчас без опасений работают без надлежащих документов. По признанию самих нарушителей, откупиться от назойливого гаишника, упорно интересующегося наличием путевого листа, выдаваемого фирмой-извозчиком, можно всего за пятьдесят рублей. Все это приводит к появлению в бизнесе случайных лиц, что провоцирует высокую аварийность на дорогах и отрицательно сказывается на безопасности пассажиров. Но и среди фирм встречаются нечистые на руку игроки. «Большинство индивидуальных предпринимателей, занимающихся извозом, скидывают в налоговую инспекцию «нулевую» декларацию, хотя на самом деле это не соответствует действительности, - рассказывает о своих недобросовестных коллегах Сергей Куликов. - Из всех саратовских фирм такси хорошо если десять ИП-шников платят исправно налоги. Кроме того, чтобы открыть компанию, занимающуюся перевозками пассажиров, необходимо принять на работу медика и механика, но зачастую в фирмах их нет, а иногда нет даже трудовых договоров, имитирующих их наличие». Налоговиков законопослушные перевозчики видят в роли главного регулятора переполненного саратовского рынка такси, где в условиях высокой конкуренции выжить, особенно добросовестным новичкам, весьма трудно.

«Феминистка» за рулем

Остаться на плаву в бизнесе такси вновь пришедшим на рынок фирмам помогает новаторство. Сейчас сложилась практика, когда различные саратовские компании заключают соглашения с таксистами на оказание услуг. Последние вечерами развозят офисных сотрудников по домам за безналичный расчет. Эта новинка стала весьма востребованной среди юридических лиц. Также, чтобы привлечь внимание клиентов, «извозчики» в последнее время стали обслуживать свадебные кортежи. Ломать голову, на чем катать гостей, молодоженам больше не приходится. Не так давно таксисты взяли на себя роль спасателей: руку помощи они подают перебравшим на вечеринках водителям. Ну не знал человек, что попадет в «веселую» компанию, а тут к его услугам «автопилот»: таксисты за соответствующую плату отгонят его машину, куда клиент пожелает.
Однако последняя новинка нынешнего сезона на саратовском рынке - «розовое» такси. В них и водителем, и пассажиром являются исключительно женщины. Транспортным феминизмом в городе сегодня занимается пока одна фирма - «Леди». В штате всего двенадцать автомобилей. За три недели своей работы в Саратове компании удалось выйти на отметку в десять заказов в день, но эта скромная цифра сотрудниц фирмы не пугает - половина девушек работает по совместительству в других компаниях. Как только раздельное катание станет полноценным бизнесом, они обещают перебраться в «Леди» на постоянную основу. И у фирмы есть все шансы завоевать свою нишу. Во-первых, многие клиентки относятся с недоверием к мужчинам за рулем. По вечерам диспетчеров саратовских такси дамы особенно часто просят отправить на вызов водителя-женщину. Во-вторых, «розовое» такси часто становится не просто транспортом. Автомобиль с пометкой «Ж» - клуб по интересам. «У меня есть клиентка, которая вызывает только мое авто. Я для нее сродни психологу: проблемы мне свои рассказывает и просит помочь советом. Я ей из своего житейского опыта выход из ситуации подскажу, и она довольная выходит», - рассказывает водитель саратовского «феминистского» транспорта Татьяна. На вопрос корреспондента «Взгляда» планирует ли она покрасить свою машину в розовый цвет девушка с загоревшимися глазами начинает размышлять: «Вот видите, у меня даже телефон розовый. Перекраска автомобиля, конечно, влетит в копеечку, а вот салон можно сделать в гламурном цвете - все такое плюшевенькое и розовенькое, чтобы глазки отдыхали».
Таксисты введение новых «фишек» к веяниям моды не относят. Это, скорее, результат попытки сделать услуги перевозчиков более практичными. Саратовский бизнес такси таким образом пытается саморегулироваться. Высокая конкуренция заставляет шевелить мозгами даже «бомбил». За кем же будущее на рынке индивидуального извоза: за компаниями или частниками? Ответить на этот вопрос однозначно пока трудно. С уверенностью можно лишь сказать, что на вершине останется только самый продвинутый, а он же - самый востребованный перевозчик.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи