RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ВЕЧНЫЕ СНЫ ОБ ИЗЯЩНОЙ ЖИЗНИ
19 апреля 2007, 17:13
Автор: Ольга КЛЮКИНА

Наверное, не случайно повесть «Дядюшкин сон» - одно из наиболее сценичных, востребованных театром произведений писателя. Ее интрига проста и забавна: богатого дядюшку-князя уверяют, будто во сне он женился на молоденькой девушке...
Главные герои готовы на обман, хамство и самые разнообразные неблаговидные поступки, лишь бы одурачить давно выжившего из ума старика, завладеть его деньгами, и в результате - урвать свой «кусок» красивой жизни.
И не важно, что в XIX веке такую жизнь называли «изячной», а сейчас - «гламурной». Человеческие сны о сказочном мире роскоши за прошедшие столетия по сути мало чем изменились, и уж тем более способы осуществления мечты о «случайном» богатстве.
Когда первая дама города Мордасова - Мария Александровна Москалева (засл. арт. РФ, лауреат Государственной премии РФ Елена Вовненко) - сочиняет свои интриги, не оставляет ощущение, что свое вдохновение она черпала из современных иронических детективов и женских бульварных романов. Гремучая смесь глупости, наивности и коварства до боли узнаваема во всех героях сценической вариации на темы Достоевского. А нарочито буффонадное решение образа князя (народный артист РФ Юрий Ошеров) и сильные актерские работы второго плана (Полковница - Нина Пантелеева, Афанасий Матвеевич - Алексей Ротачкой) делают спектакль по-настоящему смешным, ярким, гротесковым.
Спектакль «Дядюшкин сон» (из мордасовских летописей) в инсценировке Михаила Бочкова на сцене Саратовского академического ТЮЗа им. Ю.П. Киселева поставил известный грузинский режиссер Георгий Цхвираба. В свое время он был главрежем Екатеринбургского ТЮЗа, Казанского ТЮЗа, выдвигался на театральную премию России «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль года» и сейчас считается одним из самых востребованных современных режиссеров.
Его стиль подачи классики кто-то называет авангардным, но правильнее было бы назвать - смысловым, с непременной расстановкой современных акцентов.
Главной сверхзадаче подчинена и оригинальная сценография спектакля (Юрий Гальперин): все действие происходит на нарочито сплюснутом горизонтальном пространстве, где герои постоянно бьются обо что-то головами.
Режиссер словно хочет сказать зрителям: страсти, которые разгораются в городе Мордасове - это горизонталь жизни. Но есть еще и вертикаль, о которой и сами интриганы, и жертвы интриги даже не подозревают. Всего лишь на несколько минут одному из главных героев (сцена, когда Мозгляков в талантливом исполнении Артема Кузина курит на крыше трубку) удается приподняться над «суетливой скукой жизни», но и он тут же снова вовлекается в хоровод путаницы и обмана.
Ни один предмет на сцене не намекает зрителям на быт XIX века. Мало того, здесь нет даже ни одного стульчика или дивана, где герой мог бы уютно примоститься и хоть на минтуту о чем-то задуматься.
Перед нами - нарочитый театр жизни, шекспировские страсти, которые в исполнении «смешных человеков» из города Мордасова неизбежно оборачиваются фарсом.
«Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц, и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним», - признавался Достоевский.
Посмеемся и мы вместе с гением. А заодно и подумаем: не слишком ли мы все размечтались о красивой жизни за чужой счет?

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи