RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ГЛОНАСС не для вас
26 декабря 2014, 13:39
Автор: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Вчера в УФАС по Саратовской области завершилось рассмотрение жалобы ООО "Эргономика" на организацию конкурса по отбору регионального оператора системы ГЛОНАСС. Торги объявило государственное бюджетное учреждение "Управление пассажирских перевозок" (куратор – зампред правительства Василий Разделкин). Но к заявленной процедуре появился целый ряд вопросов у представителей антимонопольной службы, и они сочли необходимым конкурс отменить. В противном случае, по мнению экспертов, на рынке навигационных услуг появился бы мощный монополист, который рано или поздно вытеснил бы всех конкурентов.

 

Проведение в Саратовской области торгов и конкурсов на определение исполнителя государственных и муниципальных контрактов всегда притягивало общественный интерес. Довольно часто конкурсы сопровождаются скандалами, но, к сожалению, очень редко влекут за собой уголовные дела. Вместо этого чиновники, за которыми тянется вереница сомнительных историй, идут на повышение.

Сказанное выше может ассоциироваться с деятельностью нового зампреда правительства области Василия Разделкина, который, еще будучи главой транспортного комитета, по крайней мере дважды выходил сухим из воды: во-первых, после громкого скандала с задержанием топ-менеджмента "Автоколонны №40"; во-вторых, со срывом конкурса на определение речной компании-перевозчика. Несмотря на это Разделкин не только остается на плаву, но и демонстрирует заметный карьерный рост.

 

Раздел по-читински?..

В Саратовской области уже не первый год срывается конкурс на определение речной компании-перевозчика. По этой причине саратовцы стали отвыкать от мысли, что Волга может быть транспортной артерией. Вспоминать об этом приходится поневоле в связи с закрытием на длительный ремонт автомобильного моста Саратов – Энгельс.

После разрыва в 2011 году по инициативе транспортных чиновников договорных отношений с ООО "Фарватер", занимавшемся речными перевозками в течение двух лет, общество снова пытается участвовать в конкурсах, организуемых комитетом Василия Разделкина. "Взгляд-онлайн" уже писал об этом в статье "ПЕЧАЛЬНАЯ СТЕНКА". Однако ГБУ СО "Управление пассажирских перевозок" (подконтрольное комитету транспорта), по-видимому, делает все, чтобы перевозчик так и не получил заветный контракт. В связи с этим ООО "Фарватер" неоднократно обращалось с жалобой УФАС, и антимонопольщики отменяли конкурс по причине явных нарушений требований законодательства.

По схожему сценарию разворачивается теперь ситуация и вокруг открытого конкурса по отбору организации на осуществление функций регионального сетевого оператора системы ГЛОНАСС. Документацию к торгам комитет транспорта утвердил 14 марта, 20 марта объявление было опубликовано в "Саратовской областной газете". Организатором процедуры выступило то же ГБУ "Управление пассажирских перевозок".

Вдумчивое прочтение документа у людей искушенных породило целый ряд вопросов, связанных с соответствием заявленной процедуры действующему законодательству. Например, информация о поиске оператора не была размещена на сайте "Госзакупки". В принципе это объясняется безвозмездным характером заключаемого соглашения. Между тем, победившей в конкурсе организации будет предоставлено право заключения договоров на оказание именно возмездных, то есть платных, услуг по предоставлению информации владельцу транспортного средства, оснащенного ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Стоимость этих услуг устанавливается самим региональным оператором, и именно ему транспортные компании будут платить за информацию.

Но самое интересное, что победителя конкурса представители транспортного комитета, кажется, уже определили! Дело в том, что одним из условий, выдвигаемых к участникам процедуры, является "наличие программного обеспечения для приема, обработки, агрегации, хранения и передачи информации в региональных навигационно-информационных системах мониторинга и управления подвижными и стационарными объектами ST Matrix Rro или Ben complex, количество лицензий не менее 1000 штук".

Первое, что бросается в глаза, – это ошибки в названиях программ (сравните с оригиналами – ST Matrix Pro и Bn complex). Прием с нарочитым внесением ошибок в документы при проведении торгов и конкурсов широко известен и уже получил прозвище "читинской схемы". По этому поводу Следственный комитет РФ сообщал, что чиновники администрации Читы "искусственно ограничивали доступ к аукционам по приобретению квартир для детей-сирот".

"Для этого при размещении извещений о проведении аукционов в интернете чиновники заменяли в словах некоторые буквы русского алфавита на латинские, что затрудняло их поиск с помощью электронных поисковых систем. По результатам аукционов победителем признавалось одно общество с ограниченной ответственностью, квартиры у которого закупались по значительно завышенной цене", – говорилось в официальном сообщении ведомства Александра Бастрыкина.

Действия муниципалов были квалифицированы по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По данным следствия, с помощью коррупционной схемы из городского бюджета читинскими махинаторами было похищено почти 13 миллионов рублей, выделенных для приобретения квартир для детей-сирот.

Признаки "читинской схемы" просматриваются и в работе структур правительства Саратовской области, отвечающих за строительную отрасль (курирует зампред Сергей Канчер).

 

Ваше слово, товарищ ФАС!

Ситуация на саратовском рынке оказания навигационных услуг для транспорта пока была вполне стабильной, между компаниями сложились хорошие деловые отношения. Однако объявленный транспортными чиновниками конкурс неизбежно приведет к появлению монополиста, экономическому дисбалансу и удорожанию данного вида услуг. Такого мнения придерживается гендиректор ООО "Эргономика" Андрей Чудин, подавший в управление ФАС жалобу на действия транспортных чиновников.

Корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" он, в частности, рассказал: "25 апреля должен был состояться конкурс по выбору регионального оператора в сфере навигационной деятельности. Информация об этом была размещена на сайте комитета транспорта. Мы с ней ознакомились и увидели много грубейших ошибок. Большая их часть касалась необоснованных требований к конкурсантам – начиная с наличия в штате не менее восьми диспетчеров с опытом работы в системе управления транспортом не менее трех лет и заканчивая владения базой (в собственности или в аренде) в виде офисного помещения в Саратове площадью не менее 500 кв. м".

По мнению эксперта, наиболее любопытной показалась система распределения баллов за соответствие тем или иным критериям. Например, 20 баллов давалось за то, что у конкурсанта есть помещение оговоренных размеров, еще 25 баллов начислялось за пользование строго оговоренными программными продуктами (ST Matrix Rro или Ben complex), по остальным параметрам шло занижение требований. Чудину стало интересно, к чему все эти тонкости, почему не 499 или 490 кв. м? С этими вопросами он обратился в юридический отдел комитета транспорта. Однако ничего вразумительного ему там не ответили.

Стало ясно, что конкурс уже изначально под кого-то заточен, и, по всей видимости, этот "кто-то" – ОАО "Центральная диспетчерская служба" (предприятие, подконтрольное комитету транспорта). Руководство ООО "Эргономика" в оперативном режиме 31 марта подало обращения в областную прокуратуру и УФАС. А уже 2 апреля с ними связались представители антимонопольной службы и пообещали, что жалоба будет рассмотрена в кратчайшие сроки – до проведения конкурса.

Чтобы понять, как именно "читинскую схему" намерены использовать подчиненные Разделкина, нужно знать, какую роль на рынке играет ОАО "Центральная диспетчерская служба". По мнению Чудина, этой организации предназначена функция тарана для зачистки лишних предпринимателей:

"ОАО "ЦДС" – это дочернее предприятие комитета транспорта, 100 процентов акций которого принадлежит правительству Саратовской области. В настоящее время она контролирует около 10 процентов рынка; у нее на обслуживании находятся транспортные парки предприятий, подконтрольных чиновникам ("Межгородтранс", "Автоколонна №40" и другие). Предоставляя услуги на 20-30 процентов дороже, чем у других операторов, ОАО держится на плаву благодаря добровольно-принудительному обслуживанию тех, кто зависит от областного правительства. Кроме того, из собственного опыта и общения со своими коллегами у меня сложилось представление, что в данном вопросе правила игры для всех разные.

После подписания соглашения комитет транспорта безвозмездно делегирует победителю конкурса право на заключение возмездных договоров на обслуживание, и стоимость этих договоров будет определять сама выигравшая организация. То есть, грубо говоря, строго определенной компании дадут право собирать деньги с тех, кто в законодательном порядке должен оборудовать свои машины системой ГЛОНАСС. А это весь общественный транспорт, такси, перевозчики опасных грузов, школьные автобусы… Представьте, что было бы, если б завтра правительство объявило, что в области остается только один официальный оператор сотовой связи? А тут все делают без зазрения совести. В результате доля "ЦДС" на рынке вырастет до 30-40 процентов. Между прочим, общий объем прибыли по данной отрасли можно оценить в границах 5-6 миллионов рублей в месяц.

В других регионах тоже созданы региональные операторы, но там игра идет по правилам и взаимодействие с другими участниками рыночных отношений выстроены на принципах сотрудничества. У нас, судя по всему, это вряд ли получится", – грустно резюмирует гендиректор "Эргономики".

Андрей Чудин упустил из виду, что в других регионах на факты, мягко говоря, недобросовестно проводимых конкурсов довольно оперативно реагируют правоохранительные органы. В Саратовской же области случаями искусственной монополизации рынка занимается исключительно ФАС, у которой, к сожалению, нет права возбуждать уголовные дела.

Ссылка по теме:

УФАС признало незаконным конкурс по определению оператора ГЛОНАСС

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи