RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
«В культуре есть свои нюансы»
27 декабря 2012, 02:02
Автор: Елена ТАЛПЭУ
Комментарии: 2

В этом году, 26 января, во «Взгляде» стартовал уникальный для регионального медиапространства проект «Парные несогласные». Мы предоставляли нашу студию известным людям с одним условием – один из двух приглашенных должен выступать в роли журналиста, задавать вопросы своему собеседнику. С момента выхода первого такого интервью газета регулярно организовывала встречи и беседы политиков, актеров, врачей, общественных деятелей. За время проекта  в нем приняли участие Эльвира Данилина и Ольга Алимова, Виктор Марков и Дмитрий Коннычев, Александр Никитин и Александр Ландо, Яков Стрельцин и Юрий Моисеев, Ольга Королькова и Андрей Россошанский, а также многие другие. Завершают этот коммуникативный эксперимент министр культуры области Светлана Краснощекова и офтальмолог, фотограф Валерий Бакуткин. В канун Нового года деятели культуры поговорили о вечном – деньгах и талантах.
 
«ДОРОГОГО СТОИТ»
 
  – Светлана Владимировна, я хотел бы пообщаться с вами в таком контексте: все, что вы хотели узнать о культуре, но боялись спросить.
  – Уже интересно! Готова чистосердечно отвечать!
  – На меня когда-то большое впечатление произвели слова о том, что если сегодня не вкладывать средства в культуру, то завтра придется вкладывать в тюрьмы. Есть ли понимание этого наверху? Вы чувствуете, что нынешним руководителям нужна культура?
  – Сейчас как никогда ранее есть понимание того, что культура – имидж и лицо руководства любого региона и страны. Приезжают гости, и мы ведем их в музей, с гордостью показываем все достопримечательности. Мы знаем, что в нашем городе есть театры, памятники, музеи, другие учреждения культуры,  куда не стыдно привести туристов.
  Когда Валерий Васильевич Радаев заступил на пост губернатора, он подчеркнул, что культура будет приоритетным направлением. Это не просто слова. За них он несет ответственность. Да, на протяжении длительного времени в развитие культуры практически ничего не вкладывалось. Деньги не выделялись ни на модернизацию, ни на капитальный ремонт, ни на реконструкцию. Образованию и медицине повезло чуть больше.  По этим направлениям действует программа модернизации на федеральном уровне. Надеемся, что в 2014 году, который объявлен нашим президентом Годом культуры, такая программа будет подготовлена и для сферы культуры.
  – Культура – это определенный бренд города. Например, Екатеринбург считается родиной русского рока. Кстати, приехав в Екатеринбург, я обнаружил там выпускников Саратовской консерватории, несколькими музыкальными коллективами  там руководит Сергей Пронь, который  начинал свой творческий путь в Саратове. Что, по-вашему, является культурным брендом нашего города?
  – Екатеринбург считается продвинутым  в культурном плане городом. И там  все творческие начинания генерируются в  филармонии. Новосибирск тоже самобытный  культурный мегаполис, мощный творческий потенциал которого  формируется  за счет Академгородка.
  Саратов, безусловно,  славен своими знаковыми культурными проектами. Наш  бренд – это Собиновский фестиваль, который набрал силы  и доказал свою необходимость и востребованность. Фестиваль этот многогранный, многоуровневый. Например, внутри главного  конкурса исполнителей создан конкурс вокалистов. Это маленькая ступенька для участия саратовских вокалистов в международных конкурсах.
  В Саратове основан первый в мире детский театр. Это тоже визитная карточка Саратова.
  Как профессиональный музыкант, я поддерживаю еще один саратовский бренд – Губернский театр хоровой музыки. Сегодня у него есть поклонники во всем мире, на всех континентах. Артисты этого театра гастролировали по  всей России, Европе, были в Америке. А сколько замечательных исполнителей  подарила  миру наша Саратовская областная филармония! Гордость всей России и Саратова – Художественный музей имени Радищева, первый общедоступный музей в провинции, который основал Алексей Боголюбов. Наша гордость – первый в России стационарный цирк братьев Никитиных и первая в провинции, третья в России после Санкт-Петербурга и Москвы, консерватория. Все это дорогого стоит! Не каждый регион может похвастаться такими брендами и проектами.
 
«САРАТОВ – ЭТО ДЖАЗ»
 
  – Четыре года назад произошло очень знаменательное событие: по инициативе и при поддержке губернатора Самарской области был организован фестиваль «Рок над Волгой». Последний раз самарцы собрали почти четыреста тысяч зрителей – это рекорд в Европе. Я был на этом фестивале, это фантастическое зрелище. Туда приезжают знаменитые музыканты, в частности мне довелось  послушать Deep Purple. За короткое время удалось собрать огромное количество людей, организовать фестиваль, который сразу стал не только  всероссийским, но и международным. У нас ведь тоже очень хорошие традиции: в этом году 25 лет саратовскому рок-клубу, проводились и планируются проводиться рок-фестивали? Будет ли какая-нибудь поддержка в этом направлении от министерства культуры?
  – И я помню этот замечательный  рок-фестиваль. Рок-группы приезжали из Краснодара, Москвы. Мы проводили его на базе областного Центра народного творчества.  На мой взгляд,  в любом творческом направлении должен быть человек, который может выступить организатором какого-либо проекта. Как министр культуры, я готова поддерживать такие направления. Когда я работала в должности директора областной филармонии, мы  проводили немало рок-концертов.  Нас не пугало и не останавливало даже то,  что рок-музыканты не отказывают себе ни в чем: могут встать на поручни кресел, могут кричать. Последний раз это было, кажется, в 2005 году. Тогда рок-концерт собрал достаточно солидную публику. Приезжали даже музыканты из группы «Алиса». Интересно, что организовать этот фестиваль предложили ценители рок-музыки из Краснодара, они же выступили в качестве спонсоров, привезли группы. От саратовцев пока таких инициатив не поступало.
  – Насколько я знаю, что была помощь со стороны губернатора, которая гарантировала выплаты гонораров артистам. Все остальное организовывали и оплачивали спонсоры.
  – Я готова поддерживать любые начинания. Но бюджет отрасли на 2013 год спланирован и принят. Жаль, что этот вопрос не подняли ранее. Но в 2014 году, в Год культуры можно провести рок-фестиваль. На культуру необходимо смотреть с разных сторон, не только через призму классической музыки. И такая возможность у саратовцев будет!
  – Я помню, на Собиновский фестиваль приезжала группа «ДДТ», так что тесная связь рока и классики есть. Пусть Самара – это рок, но Саратов, на мой взгляд, – это джаз. Достаточно вспомнить Николая Левиновского, Бориса Золотарева, сейчас американских музыкантов, которые  заложили традиции джазовой культуры в Саратове. Музыкальные абонементы Даниила Крамера…Может быть, создать международный джазовый фестиваль? Я знаю, что этот проект  многие поддержат.
  – Джаз никто никогда со счетов не сбрасывал. Проблема  проведения  джаз-фестиваля в Саратове упирается в отсутствие достойных  концертных площадок.  Зал Саратовской областной филармонии, к моему глубочайшему сожалению, пока еще не восстановлен. В консерватории  зал маленький и не подходит для джазового исполнения. Когда люди платят деньги,  мы должны обеспечить им концерт с хорошей акустикой.  Сегодня есть основания говорить о том, что  в 2014 году концертный зал нашей филармонии будет возрожден и тогда мы обязательно проведем и джазовый фестиваль.
 
«НУЖНО ПОМОЧЬ»
 
  – Я хотел бы узнать про судьбу музея Павла Кузнецова. На мой взгляд, это один из самых интересных музеев в Саратове. Его работники давно бьются за то, чтобы расширить экспозиционные площади, был даже проект организовать их в расположенном рядом полуразрушенном здании. Есть ли перспективы расширения площадей музея?
  – Недавно мы рассматривали этот вопрос. Есть три ступени разграничения учреждений в зависимости от собственности, где они находятся. Музей Павла Кузнецова – это филиал музея Радищева. Это федеральная собственность. Министерство культуры  распоряжается только областной собственностью. Главная сложность – трехуровневая переписка при согласовании различных вопросов: «отдайте нам» – «содержать будем мы» – «мы попробуем отремонтировать» – «давайте передадим на федеральный уровень». Я как руководитель столкнулась с такими сложностями впервые. Музею Павла Кузнецова обязательно нужно помочь, и сейчас ведутся переговоры по этому вопросу. Близкая тема – отсутствие в Саратове  выставочных залов. Валерий Васильевич Радаев уже поставил задачу найти достойное помещение.
  – Снова обращусь к опыту Екатеринбурга, там прямо в центре города есть одна достопримечательность – старый особняк, где размещается музей фотографии. В нем экспонируется  уникальная коллекция фотографий, она постоянно расширяется, проходят выставки, есть школа для юных фотолюбителей. В Саратове давние фотографические традиции – 115 лет саратовскому фотографическому обществу. Многие фотохудожники: Геннадий Савкин, Сергей Кармеев, Александр Мирошниченко, Юрий Набатов, известны не только в России, но и за рубежом. Как можно было бы предоставить экспозиционные площади, сделать их работы доступными для зрителей?
  – Вы сейчас подбросили замечательную идею, давайте над ней подумаем. Отсутствие в Саратове подобных альтернативных музеев – не от нежелания заниматься организационными вопросами, а от нехватки денежных средств. Свердловск – это регион-донор, который может себе позволить масштабные и  затратные проекты. В Саратовской области финансовая ситуация сложная, но мы изыскиваем средства, находим возможности, подключаем инициативных людей. Например, будем создавать музей самоваров на основе частной коллекции Семена Глозмана. Опять-таки долго обсуждалось, что нет помещения, но он сказал: «Я построю».
  В Саратове много состоятельных людей-коллекционеров, которые просят разместить их картины в музее Радищева. У нас нет других площадей. Бывая в Москве, я с удовольствием посещаю выставки проекта «Винзавод», мне очень нравятся подобные творческие решения. В центре Саратова тоже есть пустующие заводы и склады, где можно было бы организовать выставки. Только все это, безусловно, будет упираться в бюджет.
  – Культура может развиваться не только за счет бюджетных средств, но и благодаря спонсорской помощи. Насколько в Саратове развито меценатство?
  – Мы пробуем привлекать меценатов, и 2012 год в этом отношении был показателен. Первый международный конкурс виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого – нашего земляка – был полностью проведен за счет спонсорских средств. Осенью саратовская публика имела удовольствие два дня слушать заслуженный коллектив – Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Из бюджета на это мероприятие не было выделено ни копейки. В этом году благодаря меценатам наши одаренные дети – будущие музыканты и художники – отдыхали в оздоровительном лагере «Ровесник» под Марксом. Студенты Боголюбовского училища впервые за многие годы за счет спонсорских средств выехали на летний пленэр. Эти и многие другие примеры красочно иллюстрируют, что мировое бизнес-сообщество, в том числе и меценаты, больше внимания стали уделять именно классической культуре. Их уже меньше интересует шоу-бизнес…
  – В этом году я наблюдал фестиваль «Саратовские страдания» изнутри. Я был готов на собственные деньги поставить памятник его организаторам. Титанический труд, энтузиазм, благодаря которым фестиваль приобретает все большую популярность. Планируется дальнейшее расширение фестиваля?
  – Действительно, «Саратовские страдания» – одна из немногих визитных карточек Саратова в международном масштабе. Документального кино остается все меньше и меньше. И то, что этот фестиваль работает, безусловно, заслуга Татьяны Викторовны Зориной. Вот она – инициатива! И этот фестиваль достоин большего. Обидно, что на фестивале практически не были представлены саратовские режиссеры. Мы пока выступаем только как принимающая сторона.
 
 «ОЧЕНЬ СЛОЖНО
ПРОЖИТЬ»
 
  – Расскажите о поддержке молодежи. Видно, что наши музыканты, воспитанники консерватории и музыкального училища, дорастая до какого-то уровня, перестают видеть себя в Саратове, стараются уехать, реализовать себя в другом городе. Большая часть уезжает  в Москву. Есть ли программы, предусматривающие адресную поддержку?
  – В Саратове действует уникальная система поддержки одаренных детей, которые являются лауреатами и дипломантами международных конкурсов, есть губернаторские стипендии. В этом году обладателями стипендий стали семьдесят человек. Разработана и действует система  поддержки педагогов, которые занимаются с одаренными детьми. Упор  делается на предпрофессиональное образование.
   К сожалению, все специальные учебные заведения среднего звена в настоящее время испытывают творческий «голод». Когда я двадцать пять лет назад поступала в консерваторию, конкурс был по двадцать человек на место. Сейчас на некоторые специальности один-два претендента. Одаренных детей, которые оканчивают музыкальные образовательные учреждения, надо пестовать, холить и лелеять. Но где они, профессионалы, смогут себя реализовать?  Здесь много своих нюансов. В Саратове  два симфонических оркестра. Средний возраст музыкантов в них подходит к пятидесяти годам. Им нужно заработать пенсию. Наверное, существует своеобразное перепроизводство таких кадров. И при этом музыкальное образование – самое дорогостоящее. В  музыкальной школе есть такой предмет  – специальность. Так вот по специальности с каждым учеником  преподаватель занимается индивидуально. В какой еще сфере образования есть подобный подход к ученику?! 
  – Светлана Владимировна, в завершение нашего разговора я хотел бы поздравить вас с наступающим Новым годом. Эйнштейн сказал, что культура – это самое ценное, что создало человечество.
  – Это абсолютно верно. Я вас тоже поздравляю с наступающим Новым годом!

 

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи