С внедрением в общеобразовательные школы технологических инноваций изменилось многое, в том числе и подходы преподавания. Что такое инновационные методы обучения, можно представить на примере интерактивной доски – она имеет внешнее сходство с обычной, но намного усовершенствована и адаптирована под новые требования. Как все это будет выглядеть на практике, подробно обсуждали весной этого года на II Всероссийской педагогической ассамблее «Образование XXI века: развитие человеческого потенциала». Тогда в Санкт-Петербурге в РГПУ им. Герцена собралось более шестисот преподавателей из разных регионов страны, включая Саратов, видных ученых, представителей Министерства образования и науки Российской Федерации. Эксперты затронули темы модернизации обучения, введения новых стандартов и нарисовали портрет современного педагога. По их мнению, учитель – это экспериментатор, который при разработке своих уроков умело использует традиции и инновации.
На педагогической ассамблее побывала и профессор кафедры русского языка Института филологии и журналистики СГУ, председатель научно-методического совета СГУ по педагогическому образованию Ольга Дмитриева. По ее мнению, инновационные методы лишь тогда станут эффективными, когда педагоги переосмыслят свой прежний опыт. «Безусловно, конечный результат внедрения новых методов во многом зависит от творческого потенциала самого учителя, от его желания искать новые и оптимальные формы организации учебного процесса», – объясняет Ольга Ивановна.
С доктором филологических наук соглашается директор средней образовательной школы № 51 Светлана Паршина, которая считает, что все должно действовать в комплексе: «Нельзя инновационные технологии рассматривать как панацею, так как слово учителя по-прежнему остается важным. Если учитель умело сочетает инновации и традиции, тогда виден и результат».
ШКОЛА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Нынешних школьников упрекают во многом, особенно в том, что они мало читают, плохо понимают учебную программу и не умеют правильно мыслить. Московский творческий коллектив педагогов задумался над тем, как изменить такое положение и разработал новую концепцию образовательной системы – «Школа-2100». «Три года назад наша школа стала экспериментальной площадкой для апробации этой системы в Саратове, – рассказывает заслуженный учитель РФ по русскому языку и литературе Вера Махова. – На мой взгляд, теперь дети стали самостоятельнее, глубже видят художественный и лучше понимают учебно-научный тексты, смело высказывают свои мысли. Правда, если кто-то из коллег придет к нам на открытый урок, то им покажется, что все проходит скучно. Просто еще остались стереотипы, что урок – это шоу, такой праздник. На самом деле так не должно быть, мы готовим школьников к следующей ступени – вуз, а там с них будут спрашивать намного серьезнее».
Педагоги заметили, что новый подход дает хорошие результаты. Каковы особенности этого инновационного метода, пожалуй, лучше понимают сами методисты и учителя. По словам Веры Николаевны, раньше литература проходила так: биография автора, чтение текста, ответы на вопросы, а затем словарная работа. Сейчас немного иной принцип, больше времени отводится на детальное рассмотрение произведения, на скрытый смысл. Непонятные слова, встретившиеся в тексте, сразу разбирают – так детей приучают к принципу «увидел незнакомое слово – загляни в словарь». Кроме того, ученики могут вступить в воображаемый диалог с автором, задать ему вопросы, предложить свой вариант продолжения рассказа или романа.
Помимо этого в методике «Школа-2100» предусмотрена такая система, когда ученики сами ставят себе оценки. «Таким образом, мы адаптируем детей к взрослой жизни, учим их объективно оценивать себя, – поясняет замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 51 Ирина Андрусенко. – Как правило, люди недооценивают себя или, напротив, переоценивает. За три года эксперимента наши ребята научились ценить себя».
НАНОШКОЛЬНИКИ
В некоторых частных учебных заведениях школьников готовят к студенческим будням более прицельно. Вместо привычных уроков они посещают пары, а лекции им читают ученые. Такой подход используют, к примеру, в лицеях СГМУ и СГТУ.
Методисты уверены, что так выпускники средних учебных заведений лучше адаптируются в вузах. «Здесь есть лабораторная база – усеченный вариант сложной научной лаборатории, – объясняет преподаватель СГТУ Василий Боженькин. – Несмотря на то, что установки практически аналогичные, задания для лицеистов даем немного упрощенные, они делают расчеты погрешностей, которые необходимы сейчас при разработке нанотехнологий. Все мы вузовские работники, я преподаю физику на кафедре, можно так сказать: мы готовим для себя ответственных студентов». Помимо этого десятиклассники проходят практику на кафедрах университета, где смотрят на то, как отчитываются студенты, что с них требуют.
Проще тем, кто уже определился с будущей специальностью, они заранее привыкают к серьезной нагрузке. Предполагается, что в дальнейшем непрерывное профильное обучение сделает человека более конкурентоспособным на рынке труда.
БЕЗ ЛИШНИХ СОБЛАЗНОВ
В просторной аудитории на большом расстоянии друг от друга стоят одинарные парты. Типичный американский класс, какие часто показывают в зарубежных фильмах. В лицее СГТУ аналогично оформили кабинет для тестирования. «Для наших учеников это обязательная ежегодная процедура проверки знаний, – говорит директор Светлана Муханова. – У нас при вузе есть Центр тестирования – официальный представитель федерального центра по Саратовской области. Мы там закупаем контрольно-измерительные материалы, чтобы подготовить наших учеников к прохождению ЕГЭ».
По словам директора, такая обстановка готовит учеников к тому, что на государственном экзамене они останутся один на один со своим вариантом и не смогут у кого-то списать или что-то спросить, к тому же здесь нет соблазна подсмотреть у друга по парте. «Помимо этого все учащиеся могут потренироваться в кабинете информатики на компьютерах в специальной программе-тренажере, – дополняет заместитель директора по учебно-методической работе Нарина Осипова. – В конце программа выдает ученику его результат и показывает те вопросы, на которые он неправильно ответил».
В средних образовательных школах чаще применяется дистанционная подготовка старшеклассников. «Учителя разрабатывают специальные курсы. Так, у нас есть сайт по физике, который согласован с кафедрой компьютерных технологий СГСУ, – говорит Светлана Паршина. – После уроков ребята по этому предмету дополнительно готовятся на сайте. Сами понимаете, конечно, все зависит от желания самих учеников».
Публикация подготовлена в рамках совместного с министерством печати и информации Саратовской области информационного проекта «Модернизация и инновации в развитии области»
|