За два года реализации в нашем регионе проекта «Модернизация региональных систем общего образования на 2011-2013 годы» 94% школ оснастили современным компьютерным оборудованием. В этом году для того, чтобы школы перешли на технические инновации, было выделено 1,2 млрд рублей. Между тем исследователи процесса модернизации образования до сих пор пытаются понять, что все-таки лучше – традиционный подход или новаторский. Так, на сайте Innovative teachers network (Сеть творческих учителей) недавно завершился опрос «Что станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году». Оптимистически настроенных педагогов оказалось немало. Основная часть респондентов (5628 человек) верит, что будущее за мобильными компьютерами, на втором месте вариант «по-прежнему мел и тряпка» (3801 человек). Корреспондент «Взгляда» отправился в учебные заведения, чтобы увидеть, какая она – школа будущего.
Во многих саратовских школах инновации начинаются уже на входе. Каждый ваш шаг фиксирует система видеонаблюдения, вместо привычного фэйс-контроля старого образца – домофоны. Лишь в некоторых учебных заведениях пройти в здание можно через турникеты с помощью смарт-карт. Такое оснащение предусмотрено не только для безопасности , но и для того, чтобы вычислить учеников, которые постоянно опаздывают на уроки или отсутствуют на занятиях. Так называемая «Электронная проходная» – это часть экспериментального комплекса «Электронная школа», куда также входят «Электронный журнал и дневник», «Электронная библиотека».
Говорят
и показывают
«Сейчас мы рассмотрим виды солнечной радиации. Итак, Рома, найди на доске клавиатуру, выбери цвет текста. Нам нужно выяснить, какое количество у нас приходится на тот или иной вид солнечной радиации. Рома, набери на доске, сколько у нас выходит на отраженную, поглощенную и прямую». В просторном кабинете географии средней общеобразовательной школы № 51 с помощью интерактивной доски учитель географии высшей квалификации Наталья Запорожцева вместе с восьмиклассниками разбирает новую тему – «Факторы, определяющие климат России». Рома мастерски выполняет все команды Натальи Викторовны: одно прикосновение к доске – и на экране всплывает клавиатура, на которой он быстро набирает нужную комбинацию слов.
Раньше бы на заполнение таблицы ушло намного больше времени: нужно было протереть доску тряпкой, подождать, когда высохнет, и лишь тогда аккуратно выводить мелом каждую букву, чтобы было видно сидящим на последней парте. Но для учеников этого класса мел и тряпка – что-то из прошлого века.
Интерактивная доска – это сенсорный проекционный экран, что-то среднее между компьютером и очень большим планшетом. На ней можно писать, рисовать и решать задачи. Наталья Викторовна познакомилась с интерактивной доской четыре года назад и уже успела оценить все ее преимущества. «С помощью новой техники я могу задействовать весь класс, так что все успеют ответить, заполнить таблицы, надписать на интерактивной карте названия стран или нарисовать значки полезных ископаемых, – говорит Запорожцева. – Новую тему прорабатываем на электронной доске. А для дополнительного закрепления использую компьютерные программы-тренажеры. Урок получается динамичным, увлекательным для детей и удобным для самих учителей».
Помню, когда сама была в выпускном классе, в нашей школе электронными досками оборудовали два класса. Тогда мало кто был знаком с подобной техникой, поэтому, боясь их сломать, в первый год учителя к ним вообще старались не подходить. Теперь каждый педагог прошел специальные курсы подготовки и знает, как эффективно применять это техническое средство на своих уроках.
По мнению преподавателя кафедры начертательной геометрии и компьютерной графики, преподавателя информатики в лицее СГТУ Сергея Рязанова, сейчас не следует дискутировать, что лучше – обычная доска с мелом или интерактивная. По его словам, в образовании настало время инновационного подхода. «Здесь вопрос в том, что надо просто правильно использовать эту технику, – говорит Сергей Анатольевич. – Есть масса книжек о том, как надо делать презентации, оформлять их в специальной программе. Как влияет новый подход на успеваемость учащихся, замечаю на своих лицеистах. Я им одновременно рассказываю и показываю основное на интерактивной доске, так они лучше воспринимают материал. Они потом показывают хорошие результаты на экзаменах».
Компьютеры и электронные доски стали неотъемлемой составляющей занятий – это и калькулятор, и географическая карта, и учебник. Правда, привычная нам комбинация «мел – доска» полностью себя не изжила. «В этом кабинете математики преподаватель вызывает к трем доскам учеников. Они решают формулы и уравнения, а учитель, сидя за партой, наблюдает за тем, как они это делают, смотрит на ход их мыслей», – показывает нам классический вариант кабинета математики после экскурсии по современным классам замдиректора по учебной работе физико-технического лицея №1 Сергей Карасев.
Виртуальный
контроль
Какую оценку на уроке географии получил Рома, его родители могли узнать в тот же день. Для этого им нужно было зайти через интернет в электронный дневник сына. Вырвать страницы из такого дневника с неудовлетворительной оценкой, как это делали раньше, невозможно.
В саратовской школе № 51, как и в других учебных заведениях города, варианты «забыл записать домашнее задание» или «болел и не знал, что задали» уже не проходят. Классный руководитель и другие педагоги оставляют послания с упражнениями и номерами параграфов на электронных страницах дневника. А с теми, кто заболел и сидит дома, учителя занимаются дистанционно. Благодаря современным технологиям таким образом, в частности, учатся и дети-инвалиды. По сведениям областного минобраза, дистанционно сейчас получают среднее образование 77% детей с ограниченными возможностями. До введения инноваций такая возможность была лишь у 16,8% детей-инвалидов.
«По указанию Министерства образования РФ электронный дневник должен внедряться в школах с 2014 года, но мы пошли на опережение и опробовали его в 2010 году. С того момента мы полностью перешли на электронный вариант», – рассказала «Взгляду» директор лицея СГТУ Светлана Муханова.
«Все родители зарегистрированы в нашей сети, имеют персональный логин и пароль», – запуская дневник на компьютере, объясняет замдиректора по воспитательной работе лицея Ирина Старостина. – Родители могут видеть только данные своего ребенка. В этом году мы начали работать и с онлайн-журналом успеваемости. Преподаватели-предметники заполняют его прямо во время урока, ставят оценки и отмечают пропуски. Если дети прогуливают занятия, родители это узнают моментально».
В отличие от журнала, дневник многофункциональный – это и обратная связь с мамами и папами, медиатека (видео- и аудиофайлы), библиотека, здесь размещают объявления, можно даже завести свою страницу. Практически аналог популярных социальных сетей.
Морковный сок вместо «колы»
Реформы в школьной системе коснулись и столовой. Вместо наличных денег дети расплачиваются за обед смарт-картами. Чем ребенок питается в учебном заведении, что покупает и на какую сумму, родители узнают из отчета в SMS-сообщении. Взрослые не только пополняют счет, но и могут ввести некоторые ограничения на еду, создав «черный список». Система запомнит, что именно ребенку запрещают есть родители или врачи. И если велено пить морковный сок, то «колу» купить точно не получится. По крайней мере, со своей карты.
«В тестовом режиме эту функцию родители наших учеников опробовали и одобрили, но практике она пока не используется, – рассказывает заместитель директора по ИКТ лицея № 15 Ольга Каболова. – Ребята пока сами регулируют свое меню. Но скоро электронная столовая будет контролировать и оберегать их здоровье».
В средней образовательной школе № 43 явное преимущество такой столовой видят еще и в том, что классный руководитель освобождается от сбора наличных средств на питание, а родители сами решают, каким будет меню их ребенка. Кроме того, сокращаются очереди в буфет. Как уверены педагоги, это экономит время и приучает детей пользоваться современными платежными средствами. Не менее важно и то, что новый формат столовой на стоимость обедов не повлиял.
Весомые знания
Обычные бумажные учебники еще не скоро потеряют актуальность, хотя в ряде регионов планшеты постепенно вытесняют и их. В саратовских государственных, да и в частных учебных заведениях эти гаджеты еще не получили массового распространения. Как выяснилось, на это есть две причины: электронных книг по государственному стандарту еще недостаточно, да и не все родители могут себе позволить такую технику.
Физико-технический лицей № 1 совместно с представителями компьютерной компании планирует опробовать эксперимент по внедрению планшетов в учебный процесс. «Безусловно, за этим будущее, – отмечает Сергей Карасев. – Но следует отработать некоторые моменты: нужно, чтобы они были у всех ребят, чтобы эта техника проходила по государственным стандартам. Правда, электронных вариантов учебников достаточно мало».
Педагоги надеются, что с переводом книг в электронный формат их ученикам не нужно будет носить с собой десяток книг, а на уроках они будут перелистывать страницы учебников на сенсорном экране.
Инновационные технологии, по мнению руководства школ города, значительно изменили образовательный процесс. Главное, чтобы модернизация образования и использование технических новинок не стали самоцелью и на качестве образования технологические перемены отражались исключительно положительным образом.
Публикация подготовлена в рамках совместного с министерством печати и информации Саратовской области информационного проекта «Модернизация и инновации в развитии области»
|