RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Доходные голоса
13 декабря 2012, 00:48
Автор: Елена ТАЛПЭУ
Комментарии: 1

Как формируется партийный бюджет политических организаций в нашей стране? На какие средства кандидаты в депутаты организуют масштабные предвыборные кампании? Поводом обсудить эти и ряд других вопросов стали принятые 13 ноября этого года поправки в 33 статью закона «О политических партиях». В законопроекте говорится об увеличении в два с половиной раза государственного финансирования политических партий, набравших на парламентских выборах не менее трех процентов голосов избирателей. За принятие этого законопроекта проголосовали 445 парламентариев. Однако, единое мнение по поводу необходимости, а главное искренности и бескорыстности целей правительства есть не у всех саратовских партийцев. Оппозиционно настроенные силы вновь находят повод, чтобы упрекнуть власть в имитации либеральных реформ, а политологи отмечают ряд положительных моментов этой инициативы.

Проектом федерального закона предлагается увеличить объем государственного финансирования политических партий в два с половиной раза. Сумма вложений по закону рассчитывается в зависимости от количества проголосовавших за партию избирателей, и если сейчас она составляет 20 рублей за один голос, то в 2013 году «ставка» вырастет до 50 рублей.  Инициатором увеличения «премиальных» в октябре 2012 года выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его замыслу нововведение должно укрепить «финансовую стабильность партий».
Сумма затрат уже в 2012 году увеличится на 1,8 млрд и составит более 3,17 млрд рублей. Как сказано в пояснительной записке к документу, соответствующие ассигнования на период с 2013 по 2015 год предусмотрены законопроектом о федеральном бюджете.

Не взносами
едиными

У партий есть как минимум пять источников дохода: вступительные и членские взносы; предпринимательская деятельность партий; институциональные пожертвования; государственное и частное финансирование. При этом роль одних периодически падает, тогда как суммы поступлений в партийные бюджеты из других резко возрастают. 
В определенный период развития партии были материально самостоятельными, а главным источником финансовой независимости были именно вступительные и членские взносы. Однако роль взносов в формировании бюджетов партий значительно уменьшилась, когда стали появляться партии-«карлики». Фактически сейчас «рекордсменами» по численности являются только «Единая Россия» и КПРФ. Последние десятилетия партии борются не за увеличение количества их членов, а за рост числа сторонников.
В наши дни политические объединения финансово несамостоятельны. «Сегодня у партии очень мало источников дохода, самый главный из них – это спонсорская помощь от каких-то крупных предпринимателей. Не всегда такое сотрудничество является бескорыстным, потому что любой бизнесмен хочет получить определенную выгоду от вложений в политическую партию. Потом он требует от нее каких-либо преференций», – заявил «Взгляду» депутат Государственной думы от партии ЛДПР Антон Ищенко.
Есть государства, например Швеция, где весьма существенна роль профсоюзов в формировании партийной копилки. В России они вряд ли вообще могут составить весомый источник доходов политических ячеек, поскольку сами эти организации в материальном отношении малосостоятельны.
У нас партии существуют в основном за счет государственных и частных источников, а также благодаря возможности заниматься определенными видами предпринимательской деятельности.
Миллионеры
и миллиардеры

Включение государств в финансирование политических партий в западных странах произошло в 60-70-е годы ХХ в. Первой страной, которая законодательно закрепила это, была ФРГ. Госфинансирование партий в России было введено в 2001 году, после принятия нового закона о запрете на предпринимательскую деятельность для депутатов.
Конечно, государственную поддержку ощущают далеко не все партии. В России на нее могут рассчитывать только те, которые преодолели на выборах трехпроцентный барьер. По итогам последних выборов в 2011 году это пять партий: представленные в парламенте «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР, а также «Яблоко», которое не набрало пяти процентов голосов. Именно они в следующем году смогут оценить, насколько ощутимее стала финансовая помощь государства, ведь в большинстве стран государство выделяет на эти цели далеко не символическую сумму. Например, в Германии государство во времена до Евросоюза расходовало не менее 1 млрд марок ежегодно. Некоторые современные партийные объединения на 80% зависят от государственного финансирования.
В России его доля выражается намного более меньшей цифрой. Так было и ранее. К примеру, в 1999 году оно составило всего 1,5% от совокупных поступлений в избирательные фонды. Присутствие государственных финансов в фондах партий увеличивалось постепенно, однако, как считают сами партийцы, даже с принятием новых поправок до сих пор остается мизерным.
На последних выборах в 2011 году «Единая Россия» получила голоса примерно 33 миллионов человек. Таким образом, выплата ей за следующий год с учетом изменений составит примерно 1 миллиард 650 миллионов рублей. По мнению политолога Дмитрия Олейника, эти деньги, равно как и партийные взносы, не являются основным источником существования «Единой России»: «Это правящая партия, в которой состоит очень много богатых людей. Ей гораздо проще привлекать средства предприятий, организаций. Миллиард шестьсот пятьдесят миллионов рублей  в масштабах всей страны для нее я бы назвал незначительной суммой, а вот для начинающих или парламентских партий не очень больших она может быть неплохим подспорьем. Понятно, что они не получат миллиард, так как они получили значительно меньше голосов, но и эти деньги могут позволить содержать, допустим, региональный корпус».
Чем больше денег партия получает от государства, тем прозрачнее ее деятельность и меньше возникает вопросов о финансировании организации, отмечают эксперты. «Поскольку мы – самая маленькая партия, в общей сложности сможем получить 350 миллионов рублей. Это неплохие деньги и существенная поддержка региональных и партийных организаций. Мы сможем эффективно их потратить. Наши избиратели увидят реальные и качественные изменения в нашей работе, – уверяет Ищенко. – В любом случае мы отталкиваемся от интересов избирателей. Наша деятельность не зависит от того, какое количество денег мы получали или будем получать от государства».
Парламентарии, проголосовавшие в первом чтении за законопроект, считают, что денег никогда не бывает достаточно, но изменения позволят партиям проводить более яркие избирательные кампании.

Инвестиции
в гражданское
общество

Политологи в нововведении выделяют, по меньшей мере, два позитивных момента. С либерализацией партийного законодательства появилось очень много партий. По мнению экспертов, должна быть какая-то разница между партиями, имеющими поддержку избирателей, даже если они не представлены в Думе, но прошедшими трехпроцентный барьер, и теми партиями, которые появились на один день под конкретные выборы. Увеличение их финансирования будет, во-первых, способствовать развитию российской политической системы, появлению действительно сильных партий, которые могут не просто для галочки участвовать в выборах, а реально бороться за голоса избирателей. Во-вторых, вложения в партии можно рассматривать как определенные инвестиции в интеллектуальное развитие и становление гражданского общества. «Люди, у которых есть политические запросы, но не имеющие возможность себя реализовать в России, уезжают. Но они могли бы в нашей стране принести существенный вклад. Поэтому любой проект, способствующий развитию гражданского общества, в конечном счете, принесет и экономический эффект», – считает Олейник.
Саратовский политолог Александр Пантелеев уверен, что увеличение финансирования партий более чем в два с половиной раза связано только с экономической ситуацией. «Это реакция на инфляционные процессы. Партиям нужно обеспечить возможность аренды помещений, оплаты окладов помощников, типографские расходы и т.д. Нужно было сделать, так, чтобы парламентские партии смогли выкрутиться из сложившегося экономического положения».
Но далеко не все парламентарии так однозначно проголосовали бы за этот закон, будь у них такая возможность. «Я вижу те партии, которые находятся в тесном сотрудничестве с партией власти и легко могут с ней договориться. Сейчас им просто прибавляют денег, возможно, просто за лояльность, – размышляет лидер саратовского отделения партии «Демократический выбор России» Михаил Акимов. – Действительно оппозиционные партии не прошли в парламент, у них, естественно, финансирование отсутствует. Если бы я был автором законопроекта, то повысил планку финансирования для всех. Возможно, сумма для тех партий, которые преодолели трехпроцентный барьер, была бы одна, а для других –  другая. Но поддерживать надо всех. Так получается просто кормушка для системной оппозиции».
С ним солидарен и Александр Пантелеев. По его мнению, несмотря на то, что у нас вскоре могут быть зарегистрированы и двести партий, субсидии должны получать все, даже если это приведет к существенным государственным расходам. Правда, политолог оговаривается, что финансировать надо по результатам выборов: «Сколько набрали голосов, столько и получите. Некоторые партии набрали только сто голосов избирателей, вот и возьмите свои пять тысяч рублей. Хочешь больше денег – работай лучше».
Бывший «яблочник» Михаил Наместников, который не состоит сейчас ни в одной политической структуре, попытки власти поддержать финансовую стабильность партий считает не более чем «заигрыванием»: «Сейчас они пытаются, возможно, каким-нибудь образом заинтересовать функционеров».
В отличие от беспартийного Наместникова, представитель регионального отделения коммунистической партии РФ Сергей Афанасьев говорит о том, что, по крайней мере, странно слышать какие-то отрицательные оценки этого нововведения. «Оппозиционную партию можно обвинить на обывательском уровне, что она находится на содержании у государства, у власти, которую сама же частенько и критикует. Но фактически это деньги налогоплательщиков, которые ее поддержали».
Действительно, сложно найти тех, кто был бы недоволен увеличением своего партийного кошелька. Хотя и в этом случае появляются скептические настроения по поводу реальных целей нововведений. Но даже, несмотря на них, отказываться от денег никто, вероятнее всего, не станет.

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи