RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Программный сбой
06 декабря 2012, 01:36
Автор: Елена Руденская

Министерство экономического развития и торговли области всерьез взялось за анализ программ социально-экономического развития муниципальных районов. «У каждой территории есть своя изюминка, важно лишь грамотно презентовать эти «точки роста» потенциальным инвесторам. Поэтому каждому району вслед за принятием областной программы до 2015 года дано поручение разработать аналогичную собственную, чтобы выработать единое направление в развитии экономики и социального сектора. Мы ставим амбициозные, но реалистичные цели», – заявлял ранее губернатор Валерий Радаев. И если раньше программы развития напоминали скорее формальные статистические отчеты, то сейчас правительство и лично губернатор, у которого главам администраций пришлось презентовать свои долгосрочные планы, требуют подойти к ним более серьезно. «Взгляд» проанализировал, насколько грамотно удалось районам представить главные документы, которые должны определить их развитие на ближайшие годы.

«Нам повезло»

«Лично для меня сама возможность подобной дискуссии стала сигналом того, что программы живые. Это не статичный, а динамичный документ, открытый для обсуждения, дополнений в силу неустойчивой мировой экономической конъюнктуры. Я бы сказал так: в своих целях мы не лишены амбициозности, но и не склонны к утопическим мечтам. Если для России задача – войти в двадцатку стран с наилучшим инвестиционным климатом, то для Саратовской области – попасть в число десяти ведущих регионов страны», – выразил свою позицию губернатор Радаев (цитата с сайта правительства области. – Авт.).
На сегодняшний день все муниципальные районы имеют программы социально-экономического развития до 2015 года или их проекты, которые должны быть приняты к концу года. Главный упор при их составлении, по требованию областного правительства, должен был делаться на «точки роста» – инвестиционные проекты, которые в свою очередь могли бы в перспективе стать опорой динамичного экономического развития районов.
 «Ранее это требование игнорировалось», – сообщают в министерстве экономики. Возможно, поэтому у многих муниципальных образований с этим пунктом возникли трудности. Большинство районов либо проигнорировали требование, либо не смогли предложить привлекательные для инвесторов проекты, поэтому не прошли с первого раза аттестацию у губернатора.
В правительстве отмечают, что «точками роста» для районов могли бы стать как существующие предприятия и традиционные виды деятельности, так и забытые промыслы, а также новые производства, развитие которых зависит прежде всего от притока инвестиций.
«На защите программ смотрели в основном на инвестиции и привлеченные средства со стороны: банковские, спонсорские, – подтвердил ситуацию «Взгляду» глава администрации Романовского района Алексей Щербаков. – У нас один инвестиционный проект – ЗАО «Русский колос». Мы планируем строить хранилища для яблок и производить натуральные соки по последнему слову техники. Яблоки  у нас будут храниться в закрытом помещении с системой охлаждения с добавлением инертного газа, который позволит им не портиться долгое время».
Поиск инвесторов, по мнению Щербакова, – сложный и долгий процесс. То, что Романовскому району удалось найти хотя бы одного спонсора, – дело случая: «Нам повезло, так как это наш земляк».
Если не брать в расчет инвестиционных «гигантов» в масштабе области: Балаковский, Саратовский, Энгельсский районы, а также случаи везения, то можно констатировать, что пока инвесторы неохотно идут в дотационные районы Саратовской области. Эксперты отмечают, что это связано прежде всего с административными барьерами и длительным сроком согласования всех необходимых документов. «Сохраняются барьеры для развития бизнеса – ограниченный доступ к инфраструктурным, земельно-имущественным и финансово-кредитным ресурсам; избыточная нагрузка со стороны надзорных, регулирующих и контролирующих органов», – признают в правительстве.
«Что греха таить»

Министр экономического развития Владимир Пожаров отмечает и другой фактор – низкий уровень проработки долгосрочных планов возрождения села, причем не только в содержательном плане, но даже в плане оформления отчетных документов. Он уверен, что при составлении в принципе не новых для районов программ социально-экономического развития территорий муниципалитетам необходимо кардинально перестроиться: «Большинство представленных проектов изначально были сырые, содержали неточности вплоть до орфографических ошибок».
Некоторые районы допускали смысловые казусы. К примеру, в Питерском районе не знают, что делать «с низкой скоростью сокращения селян». «Необходимо отметить отрицательный факт – сокращение темпа убыли населения», – говорится в самом начале их программы. А в Ровенском муниципальном образовании дневные стационары посещают «поциенты».
Но даже если не обращать внимания на общую неграмотность и невнимательность специалистов, готовивших документы, само оформление программ оставляет желать лучшего. И дело даже не в иллюстративном ряде, потому что все отчеты изобилуют графиками, диаграммами, таблицами. Отчеты «О состоянии и перспективах социально-экономического развития» практически полностью состоят из статистических данных. Самим же перспективам уделено незначительное внимание, и они из проекта в проект повторяются: увеличить зарплаты, стабилизировать рынок труда, увеличить ввод жилья, привлечь молодежь на село. При этом мало где сказано, как этого добиться.
«Главы районов, их подчиненные не настолько грамотны, чтобы составлять проекты. В них должен быть затронут целый комплекс вопросов. Специалисты нашего института в свое время в каждом районе Пензенской области побывали, до каждой деревни доехали. Мы узнали, что им конкретно нужно: школу построить или медицинский пункт необходимым оборудованием оснастить. Таких конкретных генеральных планов у районов, на мой взгляд, сейчас нет, – заявил «Взгляду» директор Поволжского НИИ экономики и организации АПК Анатолий Черняев. – У некоторых глав администраций нет даже понимания того, что действительно нужно каждому населенному пункту».
«Программы – это ориентиры, не надо их воспринимать как догму, они должны развиваться, дополняться. Лучше заявить меньше и выполнить, чем заявить больше и не выполнить, – советует проректор по научной и инновационной работе СГАУ Игорь Воротников. – В прошлых программах, что греха таить, мы видели неполное выполнение обещанных мер».

«Игра в одни ворота»

Пристальное внимание к содержанию документов связано прежде всего с тем, что Россия сейчас оказалась в условиях переходного периода при вступлении в ВТО. Формально членом Всемирной торговой организации Россия стала 22 августа 2012 года, переходный период для неё определён до 1 июля 2018 года, после которого будут действовать все правила организации. «Мы пока еще не ощутили на себе последствий вступления в ВТО, но все равно есть опасения, сможет ли наша продукция конкурировать с западной», – комментирует глава администрации Вольского района Игорь Пивоваров.
Одна из задач долгосрочных программ развития районов – помочь им адаптироваться к новым условиям, которые диктует рынок. «Это не какая-то дань моде, это насущная необходимость объединения наших общих усилий на всех уровнях управления областью. Наша совместная работа с руководством районов – это не игра в одни ворота. Это процесс эффективного взаимодействия и сотрудничества», – подчеркивают в правительстве. «Мы должны делать упор на экологически чистые продукты, – советует Анатолий Черняев. – А программы составлять по принципу бизнес-планов, в которых будут прописаны все наши преимущества».
Но пока для области в целом куда ближе проблема многомиллиардного долга. В том числе от того, насколько наши сельхозпроизводители готовы «затянуть пояса» и насколько они способны изыскивать возможности для развития, зависит, справится ли АПК области с долгами и социально-экономическими проблемами. «Много нерешенных вопросов накопилось за предыдущие годы. Районы на семьдесят процентов дотированные, мы все привязаны к бюджету области, средств хватает только на первоочередные задачи: на выплату зарплат, обеспечение топливом», – признается Алексей Щербаков.
В целом анализ всех представленных проектов позволил, по мнению экспертов, если и не предложить пути решения, то хотя бы подытожить основные болевые точки, с которыми область подошла к новому году.
Одна из них – неблагоприятная демографическая ситуация, которая определяется превышением смертности над рождаемостью, сокращением численности населения. За 20 лет с 1990 года уровень смертности в области вырос на 33 процента, рождаемость за этот же период снизилась более чем на 19 процентов. «Численность населения у нас, как и в большинстве районов и городов области в последние годы сокращается. Это связано не только с низким уровнем рождаемости, но и с миграционными процессами. Люди уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Сургут», – констатирует глава администрации Питерского района Виктор Дерябин.
Существенного улучшения требует и качество социальной инфраструктуры. Состояние имеющейся материально-технической базы социальной сферы, в особенности детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, обеспечивает лишь минимальные потребности населения в гарантированном получении социальных услуг. «Нам необходимо завершить капитальный ремонт ЦРБ, заменить машины «скорой помощи», постараться снизить возраст врачей и среднего персонала», – отмечает глава администрации Ровенского района Алексей Стрельников.
У всех районов остается актуальной проблема низкого уровня доходов населения и высокой дифференциации граждан по благосостоянию. Среднедушевые доходы населения области на конец 2011 года оцениваются ниже среднероссийских. В 2011 году они составили 12655 рублей при среднероссийском уровне 20700 рублей. Это 70-я (!) позиция в рейтинге показателя по субъектам Российской Федерации и 11-я – в рейтинге субъектов ПФО.
Главная беда в промышленной сфере – износ основных фондов, который в 2010 году достиг 49,6 процента. Не все в порядке и с сельским хозяйством. Правительство области отмечает недостаточную сбалансированность между производством сельскохозяйственной продукции и уровнем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, мощностями овощехранилищ и элеваторов.
Можно было бы и дальше перечислять слабые места губернии, и они, кстати, неплохо прописаны в отчетах районов. Однако отсутствие конкретики и реальных предложений по развитию, созданию новых рабочих мест вряд ли может хоть как-то поспособствовать изменению ситуации.


Публикация подготовлена в рамках совместного с министерством печати и информации Саратовской области информационного проекта «Стабилизация экономики – залог успеха».

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи