RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Флемминг Роуз: «Понятие «толерантность» стало трактоваться очень превратно»
01 ноября 2012, 03:03
Автор: Алексей ЗЕРНАКОВ

Слава к журналистам обычно приходит неожиданно. И зачастую имеет скандальный оттенок. Именно так широкая мировая общественность узнала о датском журналисте Флемминге Роузе, который будучи редактором отдела культуры копенгагенской газеты «Jyllands-Posten» опубликовал на страницах издания двенадцать карикатур на пророка Мухаммеда. Подобные рисунки печатались в европейских СМИ и до этого. Однако в тот раз эффект от статьи был подобен разорвавшейся бомбе, расколов мировую общественность на два фронта и вызвав беспорядки в отдельных мусульманских странах. О том, что побудило журналиста на такой опасный шаг, какие за этим последовали события и почему он сделал бы то же самое снова, господин Флемминг рассказал российским журналистам на семинаре «ЕС-Россия» в Калининграде. На мероприятии побывал и журналист «Взгляда».
  
   «Кучка оголтелых реакционеров»
  
   По словам Роуза, никакого злого умысла в действиях редакции  «Jyllands-Posten» не было – просто тема взаимоотношений с мусульманским миром давно вызывает в Европе множество вопросов. И, как и любой другой дискуссионный вопрос, периодически в той или иной форме выплескивается на страницы газет.
   «Моя задача как редактора – опубликовать новость. Пусть социальной составляющей занимаются социологи, социальные работники, политики, бизнесмены. Я не политик. Я не модератор конфликта. Я – журналист. И естественно, мы с конца 90-х годов публиковали статьи об иммиграции и вопросах ислама», – подчеркнул он.
   Впервые Роуз заинтересовался этим вопросом, когда услышал об истории, как некий автор, написавший детскую книгу о пророке Мухаммеде, с трудом смог найти иллюстратора. Несколько художников отказались от работы, сославшись на то, что боятся последствий (изображение пророка и вообще человека в исламе запрещено), а согласившийся потребовал, чтобы его имя и фамилия не фигурировали в выходных данных.
   Потом Европу всколыхнуло убийство исламским фундаменталистом голландского режиссера Тео Ван Гога. Это и ряд других событий заставили его обратить на тему пристальное внимание. Именно поэтому он позвонил своему знакомому, председателю ассоциации карикатуристов Дании, с предложением ко всем желающим нарисовать карикатуры на пророка Мухаммеда, при этом никаких установок или ограничений им дано не было. «Мы решили действовать по известному принципу журналистики: «Do not tell it, show it», то есть не рассказывать о проблеме, а показать ее, – рассказал Роуз. – Я не просил злых карикатур. Попросили художников нарисовать Мухаммеда таким, каким они его видят. Они все ведь очень разные – есть, например, вполне реалистичный рисунок пророка, который гуляет в пустыне. А на одной  из них и вовсе был нарисован школьник, который писал на доске, что наш отдел культуры – это кучка оголтелых реакционеров. Мы посмеялись и опубликовали и ее тоже».
   «Правильное слово – терпение»
  
   После того как публикация увидела свет, по словам Роуза, первая реакция последовала почти мгновенно – в редакцию позвонил один из распространителей, который, ссылаясь на то, что является мусульманином, отказался распространять издание, оскорбившее его. «Я не обратил на это особого внимания, нам ведь ежедневно поступает масса звонков. А уже через две недели полицейские задержали в поезде, едущем в Копенгаген, психически неуравновешенного мусульманина с ножом в сумке и частными адресами двух художников-карикатуристов», – вспоминал Флемминг Роуз.
   Дальше же протесты только ширились. Так, в частности, группа мусульман обратилась к прокурору Дании с требованием возбудить уголовное дело против газеты, однако правоохранительные органы не обнаружили в действиях журналистов никакого криминального подтекста. И если цивилизованную часть мусульманской общественности этот ответ удовлетворил (по словам Роуза, многие из них искренне верили, что было совершено уголовное преступление, и, когда узнали, что это не так, успокоились), то другие продолжали призывать к наказанию «неверных». Так, жестокое нападение было совершено на одного из художников-карикатуристов.
   «Мы все еще живем с последствиями этого дела. У нас вооруженная охрана. А чтобы попасть в свой кабинет, мне до сих пор приходится проходить через четыре металлические двери», – рассказывает журналист.
   Случай с публикацией карикатур вызвал в Европе широкую общественную дискуссию – люди попытались выяснить, как же соблюсти баланс свободы слова и религиозных традиций и не является ли это ее ограничением. Естественно, что, обсуждая эту тему, не получилось обойти стороной вопрос толерантности. «По моему мнению, толерантность – это немного не правильно. Правильное российское слово – это терпение. При этом я считаю себя довольно толерантным человеком, но на самом деле это понятие стало трактоваться очень превратно. На самом деле оно означает способность терпеть то, что тебе не нравится. Поэтому терпимость и терпение требуются не от того, кто публикует или рисует карикатуры, пишет роман, статью,  а от того, кто читает газету и которому ее содержание не нравится», – рассказал свою теорию Роуз.
  
   «Уважение
   заслуживают…»
  
   В ходе бурной дискуссии речь зашла также об уважении к вере других людей. И тут сразу же стало понятно, что спикер – человек из другой страны, хоть и хорошо говорящий по-русски. «Я считаю, что уважение заслуживают. Я не уважаю людей просто так. Я не уважаю фашистов, нацистов и радикальных мусульман. Уважение – это то, что каждый человек в отдельности решает сам для себя», – заявил Роуз.
   К тому же он еще раз подчеркнул разницу в таких понятиях, как «слово» и «дело». По его мнению, говорить можно очень многое (хотя тоже с некоторыми ограничениями – например, откровенную клевету Роуз считает тяжким преступлением), и пока слова не переходят в действия – это не преступление, а проявление свободы слова. Журналист посетовал на то, что в наше время граница между двумя этими понятиями стирается. «Ведь, например, хождение в короткой юбке – это не приглашение к изнасилованию», – привел пример он.
   «Почему я еще защищаю эту публикацию? Не только потому, что я работаю в этой газете. Скорее, я делаю это потому, что она стала исходной точкой важного разговора не только в Дании, но и в других странах Европы. Получается, что какие-то недовольные люди в Саудовской Аравии имеют право редактировать мою газету. Но я не хочу делать это по таким принципам. Я не хочу жить в обществе, где любой вопрос будут решать эксперты», – подчеркивает Роуз.
   Итог дебатам подвел глава департамента прессы и информации представительства ЕС в России Сорен Либориус: «Цена жизни в демократии – иногда терпеть то, что нам не нравится».
  

Фото автора

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи