RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
«Определенная неразбериха»
01 ноября 2012, 03:01
Автор: Алексей Зернаков
Комментарии: 1

Очередные поправки в федеральное законодательство, продолжающие реформу российского здравоохранения и призванные централизовать управление активами, оказались довольно сложными для реализации. На бумаге все обстоит просто: муниципальные больницы и другие объекты здравоохранения должны быть переданы на баланс области. На деле же процесс передачи явно застопорился. И проблемы имеют не только технический характер. Так, например, руководство крупных муниципалитетов (в отличие от своих коллег из небольших поселений) не горит желанием выпускать из рук такой важный рычаг, как медицина. В числе серьезных противников нововведений также явно выступают и некоторые главврачи, теряющие в результате реформы контроль над финансовыми потоками.

На сегодняшний день, как сообщили «Взгляду» в региональном минздраве, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право наделять полномочиями по управлению объектами здравоохранения органы МСУ муниципальных образований. «Законом Саратовской области №188-ЗСО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов  Саратовской области наделены вышеназванными государственными полномочиями на 2012 год, на основании которого бюджетам городских округов и муниципальных районов предоставляются субвенции из бюджета области», – пояснил в официальном ответе на запрос «Взгляда» министр здравоохранения Саратовской области Алексей Данилов.
По оперативной информации министерства здравоохранения, чиновникам необходимо передать на областной уровень 1896 объектов муниципальной недвижимости. «Здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года», – гласит один из пунктов Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 1.11.2011 г.
Однако, несмотря на то, что до назначенного федеральными законодателями «часа икс» остается всего два месяца, на сегодняшний день на баланс минздрава в полном объеме были приняты медучреждения и прочее сопутствующее имущество всего лишь двух (!) небольших районов области – Балтайского и Турковского. В большинстве других муниципалитетов с этим возникли различные сложности.
«Не в полном объеме подготовлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, подлежащей передаче, – 93,3%, и не оформлены земельные участки в 69,7% (в 14 муниципальных районах). В ряде районов имеется крупная кредиторская задолженность», – отмечает министр Данилов.
Кроме того, как напоминает министр, переход муниципальных учреждений на региональный уровень потребует внесения изменений  в нормативные правовые акты, в том числе и в региональный бюджет. А согласования и поправки, как показывает практика, обычно занимают достаточно продолжительное время.
Уже известно, что в следующем году система здравоохранения Саратова останется на балансе муниципалитета. Об этом  публично заявил спикер Саратовской гордумы Олег Грищенко после одного из последних заседаний муниципального заксобрания. «В Саратове медициной будет руководить город, по крайней мере в следующем году. Что же касается дальнейших перспектив, то здесь нужно разговаривать с губернатором: смотреть, какое у него видение развития медицины в целом. Но, вообще, на мой взгляд, медицину нужно объединять в одно единое целое. Потому что у нас сегодня есть федеральная медицина, областная медицина и городская медицина. Соответственно, есть определенная неразбериха: инфраструктура очень разрозненная. Поэтому, я думаю, решение будет в дальнейшем за губернатором области. Пока он оставляет это на нашем уровне, но скорее всего объединение произойдет», – заявил журналистам Олег Васильевич.
Таким образом, полная передача муниципальных объектов здравоохранения на баланс области к началу 2013 года пока, судя по текущим темпам, явно не просматривается.


Чтобы выяснить, как отразится на муниципальных медучреждениях переход в областное подчинение, «Взгляд» решил поинтересоваться мнением местных экспертов.


Игорь Водяненко,
управляющий
региональным отделением
Фонда социального
страхования:
«Восстановление
вертикали надо было
начинать давно»

– На самом деле, мы просто возвращаемся к тому, когда у нас была четко выстроенная вертикаль управления здравоохранением. Так проще контролировать и финансирование, и кадровый потенциал. Ведь когда настали времена «суверенитета», вертикаль была разрушена, и каждый был сам по себе. А так как финансирование на районных уровнях достаточно слабое, это плохо отражалось и на материально-техническом уровне больниц, и на многом другом. Они «варились» сами в себе.
Я уверен, что восстановление вертикали надо было начинать давно, ведь система обязательного медицинского страхования позволяет это сделать. Теперь, если все передадут на региональный уровень, федеральные деньги будут расходоваться намного более прозрачно. Мы уже давно говорили о том, что нужна нормальная система контроля. Например, купили на районном уровне шприцы, а в минздраве сразу же было видно почем и не завышена ли их стоимость. Если же найдены нарушения – сразу делать оргвыводы. Могу сказать по своему ведомству: у меня открытая для Москвы система, и, если мы купили пачку бумаги, им сразу же становится известно почем и зачем. Фактически, мы отчасти возвращаемся к советскому опыту. И, кстати, советская медицина была весьма эффективна, как и система ОМС. Нашу модель полностью скопировал Израиль. Правда, у них все получилось, а у нас до сих пор проблемы.

Вячеслав Липский,
экс-главврач 8-й
клинической больницы
г. Саратова,
заслуженный врач РФ:
«Я не вижу примеров,
чтобы у нас были
нормально
реализованные планы»

– По-моему, необходимо, чтобы на территории региона здравоохранением руководил один орган. Тогда не будет ненужного дублирования полномочий, никто не будет выстраивать под себя на низовом уровне всю систему здравоохранения, будет разработана всем понятная и четкая концепция. Наконец появится уровневое оказание медицинской помощи. Поэтому я считаю, что эти изменения позитивные как для системы здравоохранения, так и для получателей медицинских услуг. Дай-то Бог.
Но любую идею можно опошлить. И порой бывает важна не сама идея, а то, как она исполняется. Пока, к сожалению, я не вижу примеров, чтобы у нас были нормально реализованные планы. А все наши реформы выливаются в отъем денег или отъем собственности. А идея в принципе правильная, главное – как ее реализуют.
Андрей Саухин,
председатель
Территориального фонда
обязательного
медицинского
страхования:
«Конечно, будет намного
меньше лазеек
для коррупционеров»

– Когда будет единоначалие, это будет для системы здравоохранения очень позитивным шагом. Сейчас муниципальные медицинские учреждения подчиняются местным главам администраций (а в таких крупных городах, как Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, – еще и местным начальникам горздрава) и, параллельно, областному минздраву. Фактически, получается двойное подчинение. И отсутствие четкой иерархии всегда хуже, чем нормальный порядок. Если есть один начальник, система выстроена четко, правила работы известны и никаких разночтений в ней быть не может. И внедрение такого единоначалия в нашем регионе привнесет в управление учреждениями здравоохранения порядок. А если будет порядок в управлении, будет порядок и во всей системе. Ну и, конечно, будет намного меньше лазеек для коррупционеров».
Олег Костин,
главный врач
городской клинической
больницы № 9:
«Вертикаль власти
соблюдается и сейчас»

– Мое дело – лечить людей, и я лечу. У нас есть страховая медицина, которая как таковая не связана ни с министерством здравоохранения, ни с городской администрацией. Нужно понять, почему эта реформа задумана. Наш город вполне может управлять своим здравоохранением. А, например, Аркадак, Алгай – я сам работал в районах, поэтому знаю, что говорю, – не имеют таких возможностей и ресурсов. А называются и Алгай, и Саратов одинаково – муниципалитеты. Поэтому я думаю, что к этому вопросу надо подходить очень выборочно. Например, Москва – это вообще практически целая страна, и городское здравоохранение в таком мегаполисе должно быть однозначно. Поэтому уверен, что если мы даже перейдем в структуру Минздрава, там обязательно будет отдел городского здравоохранения. Ведь нужно понимать, что вертикаль власти соблюдается и сейчас –  приказы министерства для нас действительны».

Сергей Утц,
главный врач клиники
кожных и венерических
болезней СГМУ, доктор
медицинских наук:
«Сильнее всех будут
переживать главы
городских администраций»

– Вряд ли имеет смысл обсуждать норму закона, уже вступившего в силу. Правительство России приняло решение о подчинении всех учреждений здравоохранения областному правительству в лице министерства здравоохранения. Вполне возможно, что это разумно и со временем позволит эффективнее управлять системой оказания медицинской помощи на региональном уровне.
Наверняка найдутся главные врачи, которым такое объединение придется не по душе. Немного попереживав, они вспомнят, сколько модернизаций и инноваций они уже пережили. Успокоятся и продолжат конструктивную работу. Кто не успокоится, найдет себя в смежных областях или частном здравоохранении.
Для лечащих врачей ничего трагического грядущие перемены не принесут. Они как лечили больных, так и продолжат этим заниматься. Пациенты тоже не почувствуют особых перемен от замены вывески.
Сильнее всех будут переживать главы городских администраций. Но и они вскоре успокоятся. Здравоохранение, так же как и образование, достаточно хлопотная отрасль. Важнее другое. Преодолев трудности модернизации, здравоохранение должно было выйти на новый уровень оказания медицинской помощи. Обеспечить этот новый уровень будет гораздо сложнее, чем провести переподчинение учреждений. Тут нас поджидает очень много сюрпризов. Не все они предсказуемы и не на все вопросы есть ответы. Увы.


 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи