RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Леонид Чернощеков: «Наследство досталось сложное»
01 ноября 2012, 02:46
Автор: Елена ВЕТРОВА
Комментарии: 3

Осенью традиционно самой актуальной становится тема подготовки к зимним холодам, которую обсуждают политики и чиновники, руководители предприятий, население и журналисты. Как подготовились к этому периоду газовики? С этим вопросом «Взгляд»  обратился к генеральному директору ООО «Газпром трансгаз Саратов», депутату Саратовской областной думы Леониду Чернощекову.

– Леонид Николаевич, на очередном заседании правления ОАО «Газпром» было отмечено, что Единая система газоснабжения страны в основном готова к работе в предстоящий осенне-зимний период. Как себя чувствует ваше предприятие на пороге зимы?
– Возраст магистральных газопроводов, компрессорных станций, остальных объектов предприятия насчитывает от 40 до 60 лет, их износ несколько лет назад составлял около 80 процентов. Понятно, что с такими показателями говорить о надежности работы системы магистральных газопроводов не приходилось. Поэтому мы уделили большое внимание прежде всего вопросам диагностики объектов, на основании чего были определены приоритеты в реконструкции и капитальном ремонте. Кстати сказать, на протяжении последних 10 лет мы ежегодно ремонтируем в среднем по 100 километров магистральных газопроводов высокого давления диаметром от 0,5 до 1,5 метра.
Такой же, как у магистральных газопроводов, возраст и у наших газораспределительных станций, которые обеспечивают газом почти 5 миллионов жителей Саратовской, Пензенской и Тамбовской областей – это как раз зона деятельности нашего предприятия. По газораспределительным станциям (ГРС), а их у нас 217, мы также ведем большую работу и в год ремонтируем по 15-20 ГРС.
Не буду больше говорить о наших производственных мощностях, отмечу лишь, что наследство досталось сложное и есть над чем работать.
Что касается подготовки объектов к осенне-зимней эксплуатации, могу твердо сказать, что газотранспортная система общества «Газпром трансгаз Саратов» к работе в осенне-зимний период готова.
Кстати, отмечу, что Саратовская область потребляет всего лишь чуть более 6 процентов газа, который мы транспортируем по ее территории.
–  И, тем не менее, аварии на газопроводах происходят… 
–  К сожалению, никто не застрахован от аварий, различных нештатных ситуаций, стихийных бедствий... Здесь важно, как быстро удается локализовать и устранить последствия чрезвычайного происшествия. Ликвидация двух аварий прошлой зимы подтвердила готовность коллектива предприятия к подобным ситуациям. Аварийно-восстановительные работы велись круглосуточно, усиленными темпами, четко, грамотно, на крепком профессиональном уровне.
Многие жители районного центра Дергачи и близлежащих населенных пунктов, наверное, еще помнят последние дни февраля, когда из-за аварии на газопроводе – отводе в русле реки Большой Узень – прекратилась подача газа. Помнят они, и какая погода стояла в те дни. Из-за сильнейшей метели, снежных заносов, высота которых была более двух метров, остановилось движение по автотрассе Саратов – Ершов – Дергачи. Но, несмотря на это, в условиях практически полного отсутствия видимости аварийно-восстановительная бригада нашего предприятия пробилась к месту аварии и немногим более чем за сутки восстановила газоснабжение, проложив временный участок газопровода прямо по льду реки.
В ходе расследования комиссия установила причину разрушения: брак, допущенный при сварке стыка во время строительства газопровода-отвода в 1991 году. Но речь не об этом. Учитывая, что газ подавался по временному участку через русло реки, что приближались весенний паводок и распутица, необходимо было восстановить участок за короткое время с наименьшим перерывом снабжения потребителей газом. Был применен уникальный метод направленного горизонтального бурения, который позволил быстро восстановить участок по постоянной схеме до наступления паводка и без перерыва газоснабжения.
–  На прошлой неделе вы были награждены медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела», в том числе за ликвидацию этой аварии.
– Я считаю, что это заслуженная награда напряженной работы всех трудовых коллективов наших производственных филиалов.
Я уже отмечал, что газопроводы, которые эксплуатирует общество, одни из старейших в системе «Газпрома». Но это отнюдь не мешает нам быть уверенными в надежности нашей системы. Специалисты общества постоянно контролируют состояние трубы и знают о ней практически всё.
В этом году полностью выполнена программа комплексной диагностики линейной части магистральных газопроводов. Регулярно проводятся вертолетные обследования с применением лазерной установки по обнаружению утечек газа, приборно-водолазные обследования подводных переходов.
Отмечу, что сегодня в газотранспортной системе отсутствуют узкие места, ограничивающие транзитный транспорт газа в пиковый период зимней эксплуатации. Это хороший результат проведенных за последние годы ремонтов линейной части.
–  Вы упомянули о диагностике. С какой целью выполняются эти работы?
– Только по результатам диагностики можно правильно определить объемы и методы ремонта газопроводов, а иногда и предотвратить развитие аварии. Приведу пример месячной давности.
На газопроводе «Голубой поток», который подает газ в Турцию, благодаря проведенной диагностике было обнаружено механическое повреждение тела трубы:  экскаватор при строительстве задел газопровод ковшом. Не опасный изначально дефект в процессе эксплуатации из-за появления и развития трещины стал опасным. И если бы не своевременная диагностика, он мог бы стать причиной серьезной аварии.
Тщательная подготовка и умелая организация работ позволили устранить дефект за 10 часов, при этом подача газа не была прервана.
–  Компрессорные станции газотранспортной системы называют еще ее сердцем. Им тоже уделяется повышенное внимание?
–  Безусловно. Все компрессорные цеха, с помощью которых газ идет по трубам, ежегодно готовятся самым тщательным образом к эксплуатации в условиях низких температур: отремонтировано 12 газоперекачивающих агрегатов, подготовлены к эксплуатации в предстоящий осенне-зимний период технологические трубопроводы, объекты энергооборудования и системы теплоснабжения.
–  С каждым годом на предприятии возрастают объемы капитального ремонта объектов. Как сегодня в «Газпроме» организована эта работа?
– Если раньше в структуре нашего предприятия были собственные строительные управления, то с 2009 года мы работаем с единым агентом – ООО «Газпром центрремонт», стопроцентной дочерней компанией ОАО «Газпром». И уже «Газпром центрремонт» на конкурсной основе проводит выбор подрядных организаций. В этом году победителем конкурса на проведение капремонта наших объектов стало ООО «Стройгазмонтаж». Задача нашего предприятия – планирование, подготовительные и организационные работы, технический надзор за ходом выполнения работ и их приемка по объемам и качеству исполнения.
– В морозные дни прошлой зимы общее потребление газа в Саратовской области увеличивалось до 25 процентов. У саратовцев даже были опасения, что газа всем не хватит. Однако, насколько помнится, ограничения на поставку газа не вводились. Какие прогнозы на эту зиму?
– Несмотря на то, что наши газопроводы относят к разряду «возрастных», мы работаем с солидным запасом и прочности, и газотранспортных возможностей. Так, максимальный транспорт газа по газотранспортной системе общества достигает почти 400 млн куб. м газа в сутки. И это не является перегрузкой для системы, поскольку ее техническая возможность  более 600 млн куб. м в сутки, то есть запас прочности – полтора раза.
–  Известно, что в ближайшие годы, в том числе и на территории нашей области будет реализовываться проект «Южный поток», по которому газ пойдет в страны Европы. Что для предприятия означает участие в этом проекте?
– Это прежде всего развитие, уверенность в завтрашнем дне. Отмечу, что и в целом для области участие нашего предприятия в таком проекте весьма значительно. Это увеличение рабочих мест, бюджетных поступлений, укрепление инвестиционного фона.
Реализация проекта «Южный поток» будет проходить в два этапа. На первом планируется провести реконструкцию и ремонт действующего газопровода «Уренгой – Новопсков» и компрессорных станций в Петровском, Екатериновском и Балашовском районах. Второй этап включает в себя строительство нового магистрального газопровода диаметром трубы почти 1,5 метра, который пройдет рядом с действующим газопроводом «Голубой поток», и нового компрессорного цеха в Петровском районе.
Так что можно смело говорить, что предприятие «Газпром трансгаз Саратов»,  одно из старейших предприятий «Газпрома»,  с годами становится все более высокотехнологичным, надежным, занимая ведущие позиции как в экономике области, так и в структуре «Газпрома».
– Есть такой участок, в котором вы всегда стопроцентно уверены?
– Конечно. Вернее, это не участок, а главный фактор – это наши коллективы, сами люди, в профессиональном мастерстве которых, высокой ответственности я никогда не сомневаюсь.


 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи