RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
«Я бы порекомендовал политикам смотреть больше документальных фильмов»
27 сентября 2012, 00:09
Автор: Антон КРАВЦОВ

На прошлой неделе в Саратове завершился кинофестиваль «Саратовские страдания», в ходе которого прошли показы фильмов не для всех и встречи с известными режиссерами. Корреспондент «Взгляда» встретился с одним из участников фестиваля – кинодокументалистом из Перми Павлом Печенкиным. В мире кинодокументалистики он известен как организатор международного кинофестиваля «Флаэртиана» и куратор нескольких образовательных проектов в сфере документального кино. Разговор о роли и месте современного кино плавно скатился к вечным вопросам, как заработать деньги на кино и есть ли  будущее у гражданского общества.

–    Павел Анатольевич, вы часто посещаете разные города и фестивали. Какое впечатление оставил Саратов и «Саратовские страдания»?
–    Саратов очень перспективный город на Волге. Но все же есть ощущения легкой запущенности, наверное, это из-за слабого бюджета. Многие дома в плохом состоянии, много неожиданных строений, не гармонирующих с общим архитектурным обликом. Но в целом город красивый, находится в хорошем месте. Радует то, что у вас много вузов, молодежь очень образованная, мне кажется, что именно этот фактор определяет будущее города. Если говорить про фестиваль, то я увидел там людей, которые смотрят документальное кино и ходят на показы, людей, которые пытаются анализировать, что происходит с нами в нашем мире. Это то гражданское общество, к которому мы все стремимся. В этом смысле документальное кино просто необходимо как воздух. Ваш фестиваль постоянно меняется, в этом году у него огромная программа, направленная на студентов бывших и нынешних. И я думаю, что в этом будущее фестиваля, потому что с документальным кино нужно выходить в университеты.
–    Вы и сами являетесь организатором международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», расскажите, что он собой представляет?
– Фестиваль появился в 1995 году и сегодня сформировался в некое явление. Он стал одним из пиковых событий в культурной жизни Перми, у нас обширная аудитория, но самое главное, что вся работа происходит не во время фестивалей, а между ними. Именно тогда наша деятельность намного активнее, а фестиваль — это такое событие, которое позволяет привезти сюда людей из разных стран, устроить конкурсную программу  и пополнить архив. Те фильмы, которые к нам поступают, остаются в архиве и могут быть использованы для образовательных целей. Это, пожалуй, самое важное – ведь нам приходит около пятисот фильмов со всего мира каждый год.
–   Вы курируете несколько образовательных проектов в Перми, один из них – киношкола. На что направлена его деятельность, как происходят занятия?
– Киношкола работает на постоянной основе. Примерно два раза в год мы получаем от министерства культуры гранты на ее проведение. По сути, это международное мероприятие для профессионалов, для выпускников университетов, которые начали изучать документальное кино, но поняли, что у них не хватает знаний. Преподают у нас разные люди, например в феврале  преподавали французы, а сейчас будет польская секция. В нашей киношколе есть оборудование, монтажная, есть люди, которые читают лекции по разным направлениям и курсам. Это сессионные преподаватели, но для тех, кто хочет заниматься постоянно, я и мои коллеги читаем еще и лекции на постоянной основе.
–   Что для вас документальное кино сегодня? В чем его миссия?
–    Это мощный раздел гражданской аналитики. Документалисты – это те люди, которые в течение полугода-года работают по какой-то теме, а потом показывают фильм, который на самом деле является некоей упаковкой смыслов, очень плотной аналитической запиской. Потом этот сгусток смыслов дарят зрителю, привыкшему анализировать и умеющему это делать. На самом деле я бы порекомендовал смотреть документальные фильмы политикам, потому что часто они зацикливаются на рассмотрении законов и отрываются от реальной жизни.
–    Кто сейчас идет в документальное кино? Это хобби или профессия?
– Документальное кино нельзя назвать профессией с точки зрения зарабатывания денег. Это не бизнес, это некая форма социальной активности человека. В то время как игровое кино – это ярмарка тщеславия и соперничество денег, потому что это бизнес. Документальное кино – это язык, на котором люди разговаривают друг с другом. Желание высказаться здесь –самое главное. Это то, что называется «не могу молчать», но высказанное для зрителя в очень краткой и эмоциональной форме и сформулированное по закону искусства.
–    Многие кинодокументалисты жалуются на недостаток денег, как вы решаете эту проблему?
– На финансирование можно всегда жаловаться, но мы получаем деньги из самых разных источников, начиная с Еврокомиссии и заканчивая муниципалитетами. Мы просто научились убеждать руководителей в том, что мы необходимы, и это, наверное, самое главное. Фестиваль в этом плане нужен как мощный промоутерский проект. Чем больше таких фестивалей, тем больше вовлеченность людей в процесс потребления культурного продукта. Это мощный промоушн как для кино, так и для культуры, и для региона вообще. В нашей стране не так уж и много фестивалей документального кино. Питер, Москва, Екатеринбург, Пермь, Саратов, Иркутск – вот, пожалуй, и все.
– Какие тенденции вы можете назвать сегодня в кинодокументалистике?
– Меня радует активность молодежи. Количество людей, которые хотят заниматься кино, несмотря ни на что, увеличивается. Это значит, что появился некий тренд, который так или иначе приведет к появлению новых режиссеров, нового кино и его новых социальных функций.
 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи