RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
БОЙЦЫ, БРИГАДИРЫ И ЗАГОНЩИКИ
27 сентября 2012, 00:04
Автор: Алексей ЗЕРНАКОВ
Комментарии: 3

Любое серьезное политическое действо, к которым относятся и выборы, подразумевает перемещение немалых финансовых средств из одних рук в другие. Во время электоральных войн одна из главных расходных статей – агитация. Кандидаты и избирательные объединения тратят десятки миллионов рублей. Причем происходит это даже в том случае, если исход голосования предрешен и победитель известен. Гонорары профессиональных политтехнологов достигают нескольких сотен тысяч рублей за избирательную кампанию, тогда как обычные уличные агитаторы готовы работать за небольшое вознаграждение. И хотя по убеждению экспертов более эффективным площадками являются телевидение и Интернет, отказываться от прямой агитации политики пока не спешат. 

Утро обычного дня – середина недели. На площади Чернышевского саратовцев  атакуют агитаторы с дежурными улыбками на лицах. А прямо около входа в Липки развиваются знамена эсеров, раздающих мамам и бабушкам с детьми очередную порцию предвыборной макулатуры. «Патриоты России» расположились чуть поодаль, наверное, для того, чтобы знамена избирательных объединений, выполненные в единой цветовой гамме, не сливались. Вскоре эсеры исчезли, и их место заняли пикетчики в белых жилетах, с плакатами, извещающими, что их кандидат крайне озабочен вопросами экологической безопасности. Для наглядности на специальном раскладном стенде прикреплена фотография кандидата в противогазе. В паре сотен метров от площади Чернышевского, на проспекте Кирова, несколько молодых людей азиатской внешности в безрукавках с логотипом «Молодой гвардии» раздают листовки. По отсутствию удивления на лицах прохожих и все возрастающему напряжению самих зазывал, чувствуется – до выборов остается всего три недели.

ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ

Активные участники электоральных баталий обычно имеют постоянный круг работодателей. Многие из кампании в кампанию представляют интересы своих партий или отдельных кандидатов. Обычно такие бойцы не только имеют преференцию в трудоустройстве и возможности карьерного роста, но  и получают надбавку за выслугу лет. Эта сумма оговаривается индивидуально. И если рядовому агитатору могут попросту не заплатить, то ветерану, тем более считающемуся бригадиром команды, выплаты  задерживают редко.
«До сегодняшнего дня на пикетах мы получали по сто рублей за час. Стояли по желанию – четыре часа или восемь. Сейчас плату повысили до 120 рублей за каждый  час. «Загонщики», насколько я понимаю, получают примерно также – это те, кто ходят по подъездам и собирают народ на встречу с кандидатом. Свою зарплату я, если честно, не знаю. Но сказали, что не обидят, и я верю», – рассказывает Сергей, работающий не первый раз на одного из кандидатов-одномандатников от оппозиции.
У кандидатов от партии власти ситуация иная. Центральный предвыборный штаб предоставляет им штатных подготовленных агитаторов (около 60 человек на округ). Плюс к этому они набирают и своих бойцов (до 200 человек в зависимости от величины округа). При этом руководство «ЕР» настаивает, чтобы продвигали идеи Путина–Медведева в массы исключительно партийцы, даже если это так называемые полевые агитаторы.
На местных выборах каждый кандидат от «ЕР» сам решает, сколько платить своим агитаторам, тогда как на выборах в Государственную думу была договоренность об определенной сумме за услуги.
Как правило, работают агитаторы в три «прохода». В первый раз рассказывают жителям о выборах, кандидате и партии, во второй, выяснив, в каких квартирах избиратели наиболее активны, приносят им агитационную литературу. Текст агитационной речи спускается на места из городского штаба «ЕР». Во время третьего, контрольного «прохода», электорату рассказывают о том, где находится избирательный участок и даже вручают приглашения на выборы, хотя раньше этим занимались только члены избирательных комиссий.
Штатные партийные агитаторы получают за каждый «проход» по три тысячи рублей, итого по девять тысяч за компанию. Кандидаты же платят своим людям по договоренности – одни в зависимости от количества разнесенного материала, другие за каждый отработанный день или месяц.
Одними из традиционных распространителей печатной агитационной продукции в преддверии выборов являются работники «Почты России». «УФПС Саратовской области направило уведомительные письма в региональные представительства политических партий на предмет возможности распространения агитационных материалов», – сообщили нашему корреспонденту саратовские почтовики. По их словам, тарифы на распространение агитматериалов у них такие же, как и на доставку другой рекламной продукции и зависят исключительно от формата материала. Однако представители оппозиционных партий по традиции заявили о притеснениях и в этом секторе. 

«НЕЗАЛИСТОВАННЫЕ»

Партии активно пользуются услугами уличных агитаторов. Так, руководство регионального отделения «РПР – Парнас» разместило в сети объявление о наборе людей, готовых за вознаграждение разносить листовки, рассказывающие о демократической коалиции. Набрав указанный телефон, долго слушать длинные гудки не пришлось. И без того бодрый собеседник, узнав, что звонят по поводу распространения листовок, заметно оживился: «За один комплект, доставленный на один адрес, платим 70 копеек. Практика подсказывает, что выгоднее работать в больших домах – сразу по 50 комплектов в подъезде разбрасывать. О количестве материала не беспокойтесь – если надо, мы вас завалим листовками. У нас один «боец» за день зарабатывает по тысяче–полторы рублей. Если есть машина, вообще замечательно. Можете ездить в любой «незалистованный» район».
В отличие от чистосердечного «Парнаса», в «СР»  утверждают, что даже кандидатам в депутаты по одномандатным округам неизвестно, сколько платят рядовым агитаторам, работающим в поле. «Создан единый предвыборный штаб, и все  финансовые вопросы проходят исключительно через них. Мы вообще не в курсе происходящего», – рассказал один из них на условиях анонимности.  Эсеровские агитаторы также настаивают, что работают «не за деньги, а за идею». Предположить, что определенное число идейных есть среди представителей различных партий, действительно можно. Особенно среди старшего поколения, традиционно поддерживающего социалистическую риторику, например КПРФ и эсеров. Однако  молодежь работать бесплатно соглашается редко.
Депутат Госдумы РФ Ольга Алимова говорит, что агитаторам от КПРФ поставлена задача не раздавать листовки на улицах абы кому, а разносить их по квартирам. При этом она уверила, что партия никому не платит, хотя и не исключила, что отдельные кандидаты вполне могут мотивировать своих представителей. «Если Полещиков или Мальцев захотят платить, это их личное дело», – заявила Алимова.
Руководство «Яблока», в свою очередь, сделало упор на волонтеров, которых удалось завербовать в ходе прошедших избирательных кампаний и последовавших за ним протестных акциях. Как следует из информации, полученной «Взглядом», отдельные кандидаты по своим округам, как и коммунисты, материально стимулируют агитаторов. Денежные вознаграждения предусмотрены также за участие в запланированных массовых акциях. «Но пока мы  ничего и никому еще не платили», – сообщают наши источники.

«БЕЗБАШЕННЫХ СТАЛО МЕНЬШЕ»

Практически сошел на нет рынок «черных агитаторов», которые всегда считались наиболее высокооплачиваемыми участниками агитпроцесса. По воспоминанию «полевых» работников прошлой думской кампании, за одну надпись о кандидате, сделанную на видном месте и сообщающую о его реальных или выдуманных грехах, платили по тысяче рублей. В то время как плата обычным «бегункам» колебалась от 300 до 500 рублей в день. Повышалось вознаграждение  и за агитационную работу в «день тишины», предшествующий выборам.
Опытный боец электорального фронта Сергей с улыбкой вспоминает свои приключения: «Как-то раз поймали меня тогда еще милиционеры со стопкой листовок за день до выборов, когда агитировать было уже нельзя. Спасла находчивость: я заявил, что работаю на «Единую Россию» и только что отобрал агитки у какого-то негодяя. Меня тут же отпустили».
Правда, большинство «черных агитаторов», включая самого Сергея, за подобные действия попадали в отделения милиции. Но обычно поствыборные скандалы не получали продолжения,  а квитанции с небольшими штрафами отправлялись в мусорные ведра.
«За риск всегда платят – и эта работа не исключение, – рассказывает еще один профессиональный агитатор Александр. – Правда, в последнее время ловить стали лучше, и мало кто соглашается рисковать. Да и по морде можно получить от представителей  других кандидатов. Хотя побить могут, даже если просто раздаешь листовки, особенно если поймают где-нибудь в темном дворе. Многое зависит от кандидата – некоторые играют по правилам. Но и предложения о незаконных операциях поступают от «клиентов» регулярно».
Тем не менее, в последнее время агитационная работа практически полностью перешла в правовое русло – политтехнологи ограничиваются проведением пикетов, раздачей листовок и прочей прямой работой с электоратом вместо попыток очернить кандидатов-оппонентов. И если эксперты рассуждают о росте политической культуры, сами в недавнем прошлом «черные агитаторы» говорят о  повсеместной установке камер видеонаблюдения и ужесточении наказания за подобные правонарушения. «Безбашенных товарищей стало меньше – времена не те. Именно поэтому стало меньше чернухи. Люди научились думать головой и поняли, что мало деньги заработать, их нужно еще и потратить, для чего желательно остаться на свободе», – размышляет Сергей.

***
Впрочем, без чернухи не обошлась и кампания по выборам в Саратовскую областную думу пятого созыва. Так, недавно, в районе пересечения улиц Мичурина и Октябрьской, на заборе появилась фамилия одного из претендентов на думский пост с пояснением: «гад, обманувший вкладчиков». И хотя фамилия, спустя несколько дней, была замазана краской, но увидеть ее успели многие. А значит, хотя «безбашенных», по утверждению самих профессиональных агитаторов, и стало меньше, спрос на них по-прежнему существует.
 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи