RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Уловка 27.13
20 сентября 2012, 01:55
Автор: Александр СОКОЛОВ

Поборы на штрафстоянках обсуждают в Саратове не первый год. Редкому водителю удавалось без боя заполучить транспорт после его принудительной эвакуации. В довершение всего содержание штрафстоянок и оплата услуг эвакуации ложились на местные бюджеты, которые были обязаны субсидировать все расходы по бесплатной эвакуации и содержанию автомобилей в первые сутки хранения. Ситуацию должны были исправить поправки в федеральный закон, принятые еще в 2011 году и вступившие в силу этим летом. Однако в Саратовской области до сих пор не принята местная нормативная база. На последнем заседании облдумы проект местного закона был рассмотрен лишь в первом чтении, принимать его будет уже новый состав народных избранников. А пока нормативная база отсутствует, ситуация позволяет владельцам штрафстоянок извлекать сверхдоходы от своей деятельности.

Подарок Федерации

Новый закон, а точнее поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) и ряд других актов, были приняты еще в апреле 2011 года. Однако вступили в силу нововведения только летом 2012-го. При этом как следует из закона, детальное регулирование должно быть отлажено в каждом регионе по-своему. Это закреплено в п.9 статьи 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации»: «Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации». За время, прошедшее с принятия поправок, как планировал федеральный законодатель, регионы смогут основательно подготовиться к изменению ситуации на дороге: разработать местную нормативную базу, провести инвентаризацию штрафстоянок и эвакуаторов. А также  разобраться в главном – будет ли в субъекте Федерации частная или государственная система эвакуации.
Приведем основные нововведения, в соответствии с которыми Саратовская область должна адаптировать местные законодательные акты. Во-первых, за целый ряд нарушений был существенно повышен размер штрафов. К примеру, за парковку в неположенном месте (являющуюся настоящим бичом нашего города) штраф увеличился с 300 до 1500 рублей. Но тут сложностей нет. Работники ГИБДД просто изменили цифры в квитанциях. В то же время основная новация заключается даже не в простом увеличении штрафа, а в перераспределении ответственности за эвакуацию автомобиля и первые сутки его хранения. Ранее расходы за эти услуги нес муниципалитет. Теперь п.9 и 10 вышеупомянутой статьи 27.13 КоАП РФ закрепляют: «Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства». Иными словами, теперь водители должны сами расплачиваться за нарушение правил дорожного движения, повлекшие эвакуацию авто. Ряд регионов озаботился этим вопросом, не откладывая дела в долгий ящик. Так, в Москве оперативно изменили законодательство еще в июле. А вот Саратов не может урегулировать вопрос до сих пор. Да и само обсуждение проблемы в нашем регионе началось только сейчас! На прошлой неделе проблемы, касающиеся эвакуации, были вынесены на рабочую группу облдумы.

Эвакуация через одного

Сейчас за разработкой нормативной базы следят сразу несколько ведомств. Это отметил  глава ГИБДД Павел Рогов в минувшую пятницу в ходе работы Общественной приемной: «Проблемой уже озаботились депутаты облдумы и прокуратура». Впрочем, по мнению чиновника, к проблеме стоит подходить осторожно, так как вопросы имеются не только к своевременному принятию законов. «Убирать поголовно все машины будет неправильно. Это спровоцирует большое недовольство среди водителей. Мы активно освобождаем от неправильно припаркованного транспорта основные транспортные магистрали или места, где альтернатива парковке на тротуаре или у остановки все же есть». В качестве примера Рогов  привел железнодорожный  вокзал и улицу Кутякова в районе ТК «Триумф-молл». Другое направление, которое выделил представитель ГИБДД, – это работа по освобождению улиц от машин при проведении ремонта или очистки улиц от снега: «Мы хорошо взаимодействовали этой зимой с городом при уборке улиц. Заранее ставили предупреждения, и лишь потом шла эвакуация транспорта. Также мы поступаем и при ремонте трасс». Соглашается с Роговым и юрист «Правового агентства помощи автовладельцам» Марина Иванова: «Сейчас люди, которые обращаются к нам за помощью, сами признают, что оставили автомобиль под запрещающим знаком». Павел Рогов особо подчеркнул, что работники ГИБДД стараются не эвакуировать транспорт, который припаркован не по правилам, но не создает существенных проблем для проезда или прохода пешеходов, несмотря на то, что изменения в закон позволяют это делать. По новым правилам убирать машины можно и с зеленой зоны, и с тротуара, то есть даже в том случае, если автомобиль мешает не дорожному движению, а исключительно пешеходам.
Впрочем, как отмечают оба эксперта, несмотря на подобную лояльность, дефицита в неправильно припаркованном транспорте нет, и работы у сотрудников ГИБДД и автоэвакуаторов хватает. Виной тому узкие дороги Саратова и отсутствие парковок. По этому поводу господин Рогов отметил: «Надо думать о парковочных местах еще на том этапе, когда проектируется новый дом. Иначе водителям приходится занимать и зеленую зону, и детские площадки, и обочины». Дефицит обнаружился в другом секторе – как выяснилось, в Саратове есть нехватка эвакуаторов, которые могут убирать с дорог элитные и крупные авто. «В области всего два автопогрузчика, при помощи которых можно освободить дорогу от неправильно припаркованного крупного джипа, автомобиля представительского класса или автомобиля с автоматической коробкой передач», –  заявил господин Рогов.
Если с элитными авто все ясно, их сложно эвакуировать из-за размера, то с машинами с коробкой-автомат дело обстоит сложнее. Их конструкция такова, что если машину, стоящую на режиме парковки, протащить хотя бы полметра на обычном канате, то уже одно это сможет стать причиной серьезной поломки, компенсировать которую придется компании, проводившей эвакуацию. Впрочем, пока о подобных случаях не известно не только полицейским, но и юристам из агентства помощи автомобилистам. Юрист Иванова отмечает: «Увозят все автомобили – и отечественные, и иномарки. Но владельцы действительно дорогих авто все еще могут чувствовать себя в относительной безопасности». Отсутствие большого количества специальных эвакуаторов приводит к тому, что основные клиенты фирм, занимающихся эвакуацией, это по-прежнему владельцы бюджетных российских или зарубежных авто. Но, несмотря на то, что штрафстоянки занимают в основном недорогие авто, эта услуга продолжает расти в цене.

Деньги любят хаос?

Разберем, во сколько обойдется нарушение, повлекшее эвакуацию автомобиля. Общие расходы водителя состоят из нескольких составных частей. Во-первых, он обязан уплатить штраф, выписанный в ГИБДД. Его размер определен Федерацией (КОАП РФ) и практически для всех регионов составляет 1500 рублей. Исключением являются только Москва и Санкт-Петербург, жителям которых придется раскошелиться на 3000 рублей: «Деньги от штрафов направляются в дорожный фонд на ремонт дорог, установку знаков, разметку и прочее», – отмечает Павел Рогов.
Помимо этого водитель обязан оплатить услуги автоэвакуатора и хранение машины на специализированной стоянке. Здесь до сих пор наблюдается хаос. Закон прямо разделяет, что наказание за нарушение – это штраф. Отдельно существуют «расходы на эвакуацию и хранение транспорта», как это обозначено в кодексе. А значит, траты водителя не должны превышать разумного покрытия расходов фирм (безусловно, с учетом прибыли), вывозящих и хранящих авто. Однако в Саратове до сих пор действуют расценки, идущие вразрез с этими принципами.
Марина Иванова отмечает, что: «стоимость автоэвакуации и хранения достигает даже за первые сутки четырех тысяч рублей». Перечисленные суммы явно превышают расходы компаний. Если же обратиться к рынку услуг по коммерческой эвакуации, то легко обнаружить существенную разницу:  средняя стоимость услуги колеблется от тысячи до полутора тысяч рублей. Так, ООО «Саратовгруз» берет за свои услуги 1500 рублей, ИП Кузнецов  –1300 рублей, ИП Салапин – 1100 рублей.
«Но по хранению есть хоть какая-то нормативная база, –  говорит Марина Иванова. –  За каждый час нахождения легковой машины на штрафстоянке ее хозяева могут брать не более 100 рублей. По этому поводу был отдельный приказ минэкономики».
Но 100 руб. за час – это не рекомендуемая цена для Саратова, а самый верхний предел в стране, в том числе для Москвы с ее высокими ценами на парковки и заоблачной ценой земли под ними.
Но в отсутствие местных ограничений на штрафстоянках Саратова предприниматели берут за свои услуги по максимальному тарифу. Сутки содержания могут обойтись в 2400 рублей.  При этом даже парковки вблизи оживленных торговых центров:  в «Триумф-молле», Торговом центре и на Сенном рынке, берут за стоянку по 10  рублей в час или 240 рублей за сутки, то есть в 10 раз дешевле.
Чтобы оправдать такие «расходы», которые взимают с водителей на саратовских штрафстоянках, охранять их должна не менее чем дивизия автоматчиков с собаками, а авто должны каждый день мыть с шампунем. Подобные расценки более подходят для Москвы, где в пределах Садового кольца мэрия  начинает разворачивать систему платных парковок. И все равно власти мегаполиса не скрывают, что этой мерой они стараются выдавить транспорт из центра города. При этом нововведение предусматривает автоматические паркинги, въезд и выезд за которые можно оплачивать на месте через специальный терминал, смс или даже при помощи платежных систем Интернета. Более того, информация о парковках и наличии свободных мест на них будет интерактивной и доступной в сети. У нас же – 100 рублей в час берут только за принудительно эвакуированный транспорт.

Чужой карман

В сложившейся ситуации, когда все расходы оплачивает автовладелец, а должный контроль со стороны государства отсутствует, штрафстоянки становятся бизнесом со сверхдоходностью. Безусловно, ранее высокие расценки на хранение эвакуируемого транспорта были серьезной преградой для нарушителей закона, но теперь для этого предусмотрен штраф. Более того, когда первые сутки хранения и эвакуация оказывались бесплатными, только высокая стоимость хранения во вторые и последующие сутки могла хоть как-то компенсировать расходы штрафстоянок. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Глава регионального ГИБДД даже не берется оценивать прибыль от работы спецприемников автотранспорта. Павел Рогов не готов дать ответ, как будет развиваться этот высокодоходный бизнес и останется ли он таковым: «Сейчас обсуждается модель, по которой будет вестись эвакуация. Пока я не знаю, будет ли она частной или государственной. Мы занимаемся этим вопросом и будем заниматься дальше». В то же время в  ГИБДД признают, что у администраций пока нет свободных средств на создание муниципальных стоянок, на которых было бы возможно развернуть работу по приемке эвакуированного транспорта. К сожалению, муниципалитет пока не может изыскать возможности для того, чтобы перетянуть сверхдоходный бизнес на свою сторону, чтобы он способствовал обогащению городской казны, а не только индивидуальных предпринимателей, несмотря на то, что этот вопрос не раз поднимался на заседаниях городской думы. Так, Валерий Данилин еще в феврале 2012 года предлагал передать этот бизнес МУП «Городские дороги плюс». Для этого нужно всего 14 млн рублей. Но… «Сейчас бизнес находится в руках частников. Если бы он не был таким доходным, им бы не занимались», –  признает Рогов, но соглашается, что государственный контроль необходим. И прежде всего в вопросе ценообразования. 
 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи