RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Борцы со злом, или стоит ли православным подаваться в джедаи?
02 августа 2012, 02:55
Автор: Елена БАЛАЯН

Кто бы что ни говорил, есть ощущение, что отношения Церкви и общества, анализ этих отношений, какими бы сложными они ни были, важен не меньше, чем внутренняя жизнь самой Церкви. Потому что именно там, за церковной оградой, находятся люди, которые завтра могут стать частью Церкви. А могут и не стать… Конечно, придет ли тот или иной человек к Богу, зависит не от наших усилий. Это тайна отношений между Богом и человеком. Но все же и человеческие усилия что-то значат. Чтобы уважать Церковь, люди должны видеть, что она не боится открыто разговаривать на любые темы, что Церкви нечего скрывать и что те,
кто ее составляет, готовы бороться со своими недостатками, одновременно свидетельствуя об истине.
А потому в рубрике «Открытый диалог» мы будем анализировать тенденции, общественные настроения и мнения, которые так или иначе касаются Церкви. Среди событий, произошедших за последний месяц, хочется поговорить о двух – это некоторые акции так называемых православных активистов и судебный иск, который Всероссийское общество защиты прав потребителей предъявило Церкви.
 
ПОДСТАВИЛИ ЩЕКУ…

«Я боюсь набирать словосочетание «православные активисты» в Гугле по тем же причинам, по которым я боюсь набирать «Богородица, Путина прогони». В обоих случаях зрелище кощунственных бесчинств глубоко удручает мои религиозные чувства…», – в этом признании известного православного публициста и богослова Сергея Худиева заключена не только его персональная боль, но и серьезная проблема, в которой сегодня часто упрекают Церковь. Когда молодой здоровый мужчина, называющий себя православным, бьет по щеке девушку, вышедшую на улицу поддержать заключенных панк-активисток, то тут уже неважно, насколько благородные чувства им руководили. Нельзя защищать Бога, лупя почем зря своих оппонентов. И когда православный каратист Андрей Кочергин призывает своих многочисленных сторонников бороться за святую Русь, разгоняя на улице геев и предавая анафеме тех, кто не хочет его в этом поддержать, становится понятно: резать наживую свою ногу гораздо легче, чем привести в мирное устроение собственное сердце.
«Да, православные люди должны занимать активную гражданскую позицию, не бояться прибегать к мирным и законным средствам для противостояния злу и утверждения добра… Но если «православный активизм» будет прочно ассоциироваться с уличными драками и бесчинствами (а я боюсь, он уже ассоциируется)… православная активность будет успешно маргинализирована…», – продолжает Худиев, и с ним трудно не согласиться. Потому что именно за такие выходки нас называют православнутыми. И болезнь отдельных членов Церкви начинает ассоциироваться со всей Церковью.
Святые отцы говорят, что ненавидеть надо грех, а не грешника. И уж тем более они нигде не говорят, что этого самого несчастного грешника надо дубасить по голове. Или по щеке. Но почему такая простая, казалось бы, мысль так плохо нами усваивается? Не потому ли, что ощущать себя эдаким благородным джедаем, радетелем за чистоту православных рядов гораздо приятнее, чем сопереживать человеку, отягченному грехом?
Когда московская газета «Культура» опубликовала в одном из своих номеров отрывок из будущей книги игумена Нектария (Морозова), где он мельком касается темы сексуальных меньшинств и отношения к ним Церкви, гвалт на православных сайтах и в ЖЖ пошел такой, что хоть святых выноси. Кипятились именно православные, упрекая священника по очередности то в гомофобии, то, напротив, в покрывательстве греха. Были и прямые оскорбления – верующие вроде бы люди совершенно не считались со священным саном, к которому они по идее должны испытывать элементарное уважение. А ведь мысль была высказана одна и простая – бороться надо не с внешним злом, а со своим, внутренним. Но у тех, кто размахивает шашкой, спасая мир от пучины греха, на это не остается времени. Есть у них дела и поважнее…

ПОШЛИ ВОЙНОЙ
НА FACEBOOK

Есть еще один вид православной активности – назовем его юридический. Это когда борьба со злом происходит с помощью различных писем во властные инстанции, сбора подписей и судебных исков. Когда люди требуют запретить «душевредный» концерт, призвать к ответственности «кощунниц», проверить на экстремизм устроителей «Серебряной калоши» и т.п. Совсем недавно Саратов в этом смысле прославился почти на всю страну: группа православных активистов во главе с Владимиром Росляковским выдвинула ультиматум известной социальной сети Facebook, требуя убрать с ее сайта картинки, символизирующие нетрадиционные отношения. Отныне при публикации сообщения о свадьбе пользователи имеют возможность в зависимости от полов супругов подобрать соответствующее изображение. Так, помимо традиционной «жених и невеста», это могут быть два «жениха» или две «невесты». Нововведение вполне объяснимо – первая картинка уже обнаружена на странице основателя Facebook Криса Хьюза, который известил о свадьбе со своим бойфрендом Шоном Элдриджем…
Я не юрист и не знаю, тянет ли это на пресловутую пропаганду с точки зрения закона, но психологически тут все понятно. Когда рядом с традиционной картинкой ставится нетрадиционная, причем совершенно на равных, отклонение начинает восприниматься как вариант нормы, чаши весов уравновешиваются. Грех позиционируется именно как норма – непритязательно, как бы между прочим. То, в чем еще вчера было стыдно признаться, сегодня просто часть твоего выбора, который другие должны… нет, не принять – уважать! В этом контексте такая вроде бы мелочь, как картинки в соцсети, становится очень симптоматичной и, как бы наивных активистов ни троллили, отнюдь небезобидной.
Но можно ли бороться с этим тем путем, который выбрали для себя саратовцы? Они обещают в случае отказа завалить исками всех провайдеров с требованием отключить доступ к Facebook в нашей стране. Соответствующее письмо уже отправлено в российский офис компании. «Православные активисты Саратова, который, по мнению журнала «Русский репортер», должен быть разрушен, настолько бесстрашны, что вступили на тропу войны с крупнейшей в мире социальной сетью, «население» которой едва не дотягивается до миллиарда». Другой епитимьи, очевидно, в данном случае и не придумать…», – хихикают в кулачок светские информресурсы.
Такой смех раздается часто. Всем очевидно, что никакие суды выиграны не будут, что доступ к Facebook в России никто не отключит – мир давно уже живет по другим правилам. И для богатейшей международной компании грозные саратовские телодвижения все равно что укус комара, безобидное шутовство. Так стоит ли бряцать оружием, давая поводы для насмешек, или, может, лучше заняться чем-то более конструктивным? Лично у меня на этот вопрос нет однозначного ответа…

БОЖЕ, ОКАЖИ УСЛУГУ! И НЕ ЗАБУДЬ
ВЫДАТЬ ЧЕК…

Еще одна презабавная тема – иск в суд, который подало Всероссийское общество защиты прав потребителей на Православную Церковь. Забегая вперед, скажем, что иск ОЗПП (не путать с ЗППП!) проиграло, но любопытна сама тенденция. Как сообщалось в пресс-релизе общества, иск оно подавало в защиту неограниченного круга потребителей, то есть, если убрать красивый юридический флер, фактически непонятно кого, после проверки, учиненной в Храме Христа Спасителя. Проверяющим не понравилось, что «товары народного потребления», как то: золотые и серебряные крестики, иконы, богослужебная утварь, пасхальные яйца и прочая – продаются с нарушениями закона о правах потребителей, то есть без кассовых аппаратов и чеков, без возможности возврата товара и т.п. Выдержки из пояснений ОЗПП своих претензий звучат, как песня. Читаешь и не знаешь, то ли люди шутят, то ли говорят всерьез: «Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара ненадлежащего качества, включая предметы культа, приобретенного в церковной лавке, на аналогичный, если тот не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации…».
Подобные возможности завораживают. Как жалко, что мы не знали о них раньше! То есть вот не понравился мне, допустим, фасон иконы Богоматери Казанской, чей праздник мы недавно отмечали. Да и габариты, как выяснилось после пристального осмотра «товара», какие-то не те…
Все. Иду в храм и говорю – не хочу больше эту икону, а хочу вон ту, с перламутровыми пуговицами на одеянии. Потому что с обычными мне не подходит. А если неграмотная свечница смотрит на меня, широко раскрыв от удивления глаза, и не понимает, чего я от нее хочу, тут же сую ей под нос вот эти золотые слова: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) религиозной организацией в любое время при условии оплаты фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В случае нарушения своих прав со стороны религиозной организации потребитель может обратиться в государственные контролирующие и надзорные органы, а также в суд…».
Хорошо, что про услуги тут тоже есть, а не только про товары. Помазали меня некачественно елеем – пишу заявление в надзорный орган: «Прошу привлечь клирика храма такого-то к ответственности». Или иногда еще исповедуют, знаете, как-то не очень, без души. А то, бывает, вообще скажут что-то неприятное, самолюбию не льстящее. Раньше-то мы смирялись, терпели, потому как закона о правах потребителей не знали. А теперь все, кончилась вольница, «давай, до свиданья!»
В принципе, можно пойти еще дальше и подавать в суд не на Церковь, а прямо на… сами понимаете, Кого. За то, что не всегда качественно и в срок – чего уж греха таить! – исполняет наши прошения. Или, не дай опять-таки Бог, не исполняет совсем – может ведь случиться и такое. А что это, как не безобразие и не форменный беспредел? Деньги-то за записку о здравии уплачены и где это самое здравие? Где сбыча мечт?! И почему небесная канцелярия не выдает мне чеки?
Пролить свет на эти и другие не дающие покоя вопросы уже без всяких шуток, всерьез согласился митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. 

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи