RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЭКЕТ
30 марта 2007, 12:13
Автор: Елена Налимова

Инспекция от мертвеца

Узнать новых рэкетиров нетрудно. Это все те же мятущиеся личности, не нашедшие себя в других отраслях развитой экономики. Внешне типаж может варьироваться - от «конкретного парня» с лицом, не отягощенным интеллектом, до молодого человека с горящим взглядом комсомольского лидера. Представляются нью-рэкетиры по-разному: «общественными контролерами», «инспекторами» или, более демократично, «проверяющими». Ходят чаще парами, иногда сбиваются в группы по 3-4 человека. При себе имеют «предписание на проверку» или более упрощенный, походный вариант - квитанцию на штраф. Это чтобы не затягивая процесс сразу перейти к цели визита. Оба варианта действуют на болезненную совесть коммерсантов безотказно.
«Слышь, кто у вас тут главный?» - с таким вопросом к продавцу одного из саратовских бутиков обратились двое краснолицых мужчин. На тонких ценителей мужской одежды класса «люкс» парочка не походила - грязные ботинки и пиджаки стиля «депутат сибирского села на съезде партии» усугублял легкий аромат перегара. «А что вам, собственно, нужно?» - вежливо поинтересовался подошедший директор, в то время как продавцы пытались удержать разбегающихся клиентов. «Проверяющие мы, - сказал как отрезал тот, что держался наглее, - из общественной организации по защите прав потребителей. Пришли проверить, все ли у вас в порядке». В подтверждение заявленной цели визита второй принялся деловито рассматривать этикетки дорогих костюмов. Тон, которым была начата беседа, не оставлял сомнений: в том, что нарушения есть, проверяющие уверены. Дело за малым - установить масштабы. В доказательство своей принадлежности к «обществу» мужчины извлекли из карманов кожаные корочки с фотографиями, на которых были засняты в форме, напоминающей прокурорскую. А затем главный документ - «предписание на проверку». «Позвольте, но адрес указан не наш, - запротестовал директор. - Поэтому перестаньте распугивать клиентов, покиньте торговый зал». Такой поворот событий в планы проверяющих явно не входил. «Ну, раз ты такой злой, - резко перешли они «на ты», - пеняй на себя». После интригующего финала парочка, хлопнув дверью, удалилась. Поначалу директор счел это явление досадным недоразумением, но через неделю в магазин пришел «акт о найденных нарушениях». На этот раз адрес магазина был указан верно. Выяснилось и точное название организации - СРОО «Популяризация и защита прав потребителей», и фамилии проверяющих. Особенно бросилась в глаза одна из них, странным образом совпадающая с фамилией заместителя руководителя областного отделения Роспотребнадзора.
По информации «Взгляда», связи в государственных контролирующих структурах - одна из популярных уловок в работе подобных организаций. Чаще всего используются семейные узы, чтобы фамилия ясно намекала на то, какие проблемы может получить несговорчивый предприниматель. Наиболее эффективно работают прокурорские, налоговые фамилии, а также намеки на связи с Роспотребнадзором.
Но директор бутика решил не пороть горячку и действовать последовательно. Для начала - поговорить с президентом общества «защиты прав» неким Г.В. Авиловым, чья подпись стояла под актом. По телефону, указанному в документе, ответил молодой женский голос: «Вы не волнуйтесь, приходите, мы тут порешаем, как с вами быть». «А нельзя ли поговорить с самим господином Авиловым?» - поинтересовался директор. «С Авиловым??? - на другом конце удивились. - Он умер. Еще в прошлом году». Предписание с неверным адресом, акт, подписанный мертвецом, - вырисовывалась картина безыскусного шантажа, и проверку решили забыть, как дурной сон. И снова - напрасно. Через неделю в магазин позвонили из РОВД: «На вас тут заявление поступило, общественники бьют тревогу...»

Схемы и уловки

«Так называемый «общественный контроль», который должен быть элементом гражданского общества, превратился в последнее время в разновидность бизнеса», - считает начальник правового отдела губернской Торгово-промышленной палаты Сергей Леонов. По его словам, юристам ТПП уже не раз приходилось защищать интересы предпринимателей, попавших в сети псевдо-общественников. Описанный случай - еще не самый критический. Как правило, ревнители потребительских прав применяют более действенные схемы. Наиболее популярны - «судебная» и «информационная». Начало всегда одинаково: проверка и составление акта о выявленных нарушениях, которые находятся практически всегда. Это может быть что угодно - от неверно оформленного ценника (в мелочах российское законодательство бывает очень дотошным) до отсутствия информационной доски на стене. Этот предмет - бич ресторанов и дорогих магазинов, уродливая доска катастрофически не вписывается в респектабельный интерьер. После первого визита магазину дается время подумать. Самые пугливые и сговорчивые платят сразу, не усугубляя положение. Более смелые двигаются дальше в расставленную в ловушку. На основании акта общественники составляют исковое заявление «О защите прав неопределенного круга потребителей». Такое право - обращаться в суд - закреплено за ними статьей № 46 Закона «О защите прав потребителей». Исход дела предсказать несложно. Предприниматель, нарушивший права граждан, суду мало симпатичен. «К сожалению, судебная практика в Саратовской области складывается не в пользу предпринимателей, - комментирует юрист ТПП Юлия Меженская. - Чаще всего суд удовлетворяет требования общественной организации и обязывает ответчика исправить нарушения и оплатить судебные издержки». Эта сумма и составляет разовый взнос в пользу общественников. 2- 3 тыс. руб. перечисляются на счет подставной юридической фирмы, которая якобы представляла интересы заявителя в суде. Некоторые идут еще дальше. Известная многим предпринимателям своими «рейдами» и «проверками» межрегиональная организация «Центр независимой экспертизы» требует не только оплатить судебные издержки, но и публикацию в собственной газете «Закон и бизнес».
«Позиция суда в таких вопросах удивляет, - говорит Юлия, - решение принимается только на основании показаний самой общественной организации, которая в данном случае является заинтересованным лицом, не привлекая свидетелей. Но оспорить такие однобокие решения нам пока не удавалось».
Вторая схема предполагает общение предпринимателя с общественниками без посредников. Владелец магазина, кафе, ресторана информируется, что нарушений в его заведении - масса. Чтобы исправить их, есть два пути - ознакомить с актом контролирующий орган или, что проще и безопаснее, - заключить договор об информационном обслуживании. Законодательство у нас сложное, убеждают общественники испуганных коммерсантов, за всем не уследишь, а вот составим договор, будете регулярно получать информацию о последних изменениях. И недорого - 5 тыс. в месяц. Схема рассчитана на состоятельных и просвещенных клиентов. С одиночками, торгующими на рынках, общественники вообще не церемонятся - требуют деньги сразу. Сбор в пользу «обиженных потребителей» происходит во время так называемого «чеса» в районах - гражданская бдительность общественников не ограничивается тесными рамками областного центра. Режиссура минимальная - за беглым осмотром сразу предъявляется квитанция. В основаниях указывается допущенное нарушение. Оцениваются они по-разному. Уже знакомой нам СРОО «ПЗПП» берет в среднем 500 руб. Их коллеги из «Центра защиты потребителей» просят 200.

Право на коррупцию

По информации Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, ведущей реестр зарегистрированных на нашей территории общественных объединений, в настоящее время о соблюдении наших с вами прав как потребителей печется 62 (!) организации. Это всевозможные фонды, движения и объединения потребителей. Названия - одно другого краше. «Добро», «Фемида», «Щит потребителя», СРОО «Защита прав потребителей в третьем тысячелетии». Если учесть, что все эти «щиты» и «фемиды» имеют полное право нагрянуть к частному предпринимателю с проверкой, вырисовывается безнадежная картина, никак не предполагающая бурное развитие малого и среднего бизнеса. По оценке самих общественников, откровенным рэкетом занимается около 30 обществ. Обширное поле для деятельности обеспечивает им наше несовершенное законодательство. Оно закрепляет за общественными организациями право проверять частный бизнес, но не оговаривает алгоритм дальнейших действий. В идеале общественник, выявивший нарушение, должен заявить о нем в соответствующий орган, но никак не подменять его функции. Правда, и такая схема зачастую работает против предпринимателя. Потому что по заявлению общественной организации может прийти милиция, аппетиты которой значительно превышают скромные запросы гражданских блюстителей. Не говоря уже о таких монстрах контроля и порядка, как налоговые органы и Роспотребнадзор. Так большая государственная коррупция порождает малую. Псевдо-общественники, как гиены, или подгоняют хищникам загнанную добычу или, если попадается слабак, - питаются сами.
«Проблема в том, - уверен Сергей Леонов, - что деятельность общественных организаций никто не контролирует. Над любой госструктурой есть вышестоящая, а общественников может проверить только регистрационная служба, и то только на соответствие их деятельности уставным задачам. Но раз контроля нет, значит, законность проверок, зачастую напоминающих рэкет, должна отслеживать прокуратура. Особенно в случаях, когда предприниматели сталкиваются с откровенным вымогательством».
Наши проблемы, конечно же, не уникальны. По данным, опубликованным в одном из столичных изданий, только за последний год подобным лже-контролерам удалось собрать с московского бизнеса урожай в 30 млн руб. Ущерб, нанесенный Саратову, пока никто не пытался подсчитать. «Общественные контролеры заявили мне: «все равно заплатите», - рассказала корреспонденту «Взгляда» директор известного в Саратове торгового дома. - Говорят: «вот ваш коллега из соседнего магазина не стал ссориться, сразу предложил расплатиться товаром, а вы что, закона не знаете?».
В редакции «Взгляда» имеются сведения о нескольких наиболее активных общественниках-рэкетирах, которые мы готовы предоставить сотрудникам прокуратуры для подробного изучения. А в будущем предлагаем создать областной перечень защитников потребителей, зараженных опасным вирусом коррупции.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи