RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
В одном экземпляре
19 июля 2012, 02:20
Автор: Максим Хлебников

Был момент, когда на пресс-конференции Сергея Лисовского ему задали вопрос, и я мысленно поставил себя на его место. Есть ли у Лисовского (у меня) дома, в гараже или на даче что-нибудь саратовское? Сергей Михалыч не растерялся и назвал холодильник, кухонную мебель и какие-то инструменты. Я навскидку вспомнил только майонез. При этом понял, что патриотический дух мне совершенно не свойственен, поскольку даже с майонезом я веду жесточайшую войну, пытаясь заменить этот жуткий для желудка продукт белорусской сметаной.
Министр говорил, что латентное существование саратовской промышленности обусловлено характером продукции, которую производит наш регион. У нас ведь вагоны, троллейбусы, оборудование для газовой промышленности. Кто их видит?
Чиновник, безусловно, прав. Как человек судит? Ну вот в Америке хорошо развита промышленность? Вспоминает он большие американские автомобили и говорит: конечно, хорошо. А в Японии, Корее? Вспоминает аудио- и видеотехнику, те же автомобили и говорит: отлично. В Китае? Вспоминает вообще всё и отвечает: лучше не бывает. А у нас вагоны. Но наш человек не ходит в магазин, чтобы купить вагон. Он ходит за турецкой картошкой, импортным мясом, опять же, белорусской сметаной. Гражданину задуматься бы и возмутиться: как же так, ребята, ну ладно картошка в Турции быстрее созревает, но почему мяса саратовского в саратовских магазинах не встретишь? Возмущается пока только Ландо и безуспешно.
Говорят, что проблема нашей промышленности в том, что слишком много времени проходит от разработки новой технологии или нового товара до внедрения в производство и выпуска большими партиями. В единичном экземпляре мы можем произвести что угодно. В советские времена любили показывать умельцев, которые собирают снегоходы из консервных банок, старых утюгов и отрывных календарей. В фильме «Отпуск за свой счет» (о дружбе советского и венгерского народов) герой Костолевского едет почти на «Феррари». И гордо заявляет своей спутнице, что машину до последнего винтика собрал сам. При этом обгоняет он, кружа по Садовому кольцу, «Жигули» и «Москвичи».
Есть у нас таланты, как им не быть в такой огромной стране. Но большинство из них на один раз. Чтоб на спор подковать блоху. Наладить серийное производство, начать подковывать блох в промышленных объемах – нас уже не хватает. На авиазаводе, помнится, была создана летающая тарелка, причем чуть ли не двадцать лет назад. Стояла, пока не осыпалась под взглядами многочисленных делегаций. Серийно выпускать ее так и не стали. Мы работаем, чтобы доказать всему миру, что тоже кое-что петрим и даже много лучше, чем «хваленые канадские профессионалы». Но отворачиваются объективы телекамеры, зачехляют фотокорреспонденты, и интерес к блохе, тьфу, к тарелке пропадает.
Когда начинается будничная работа, качество перестает быть главным. Автоматически начинаем делать упор на привлекательную стоимость. Отсюда на дорогах страны ВАЗы. (Во вчерашнем эфире на «Эхо Москвы» Сан Саныч Пикуленко рассказывал о том, что одна из главных претензий к новой «Ладе Гранте» – это плохо или не по резьбе закрученные болты.)
У холодильника «Саратов» тоже привлекательная цена. Но куда его купит семья? В лучшем случае на дачу. По принципу – недорого, сломается – не жалко. Домой они купят более современную технику. О том говорил и министр. Вступим в ВТО, СЭПО придется улучшать качество своей продукции. Но смогут ли, если раньше не считали нужным этим заниматься?
… В прошлом году мы снимали дом в деревне. Соседями нашими были баба Маша и баба Рая. Милые отзывчивые женщины, коров держат, кур. Соответственно, мы каждый день у них приобретали яйца, молоко, сметану, творог. Ну что говорить, дети впервые увидели, каким должен быть желток, почувствовали, что у яичницы может быть свой и очень замечательный вкус. Чем кур кормили? Да, казалось, что особо и ничем. Бегали полтора десятка птиц по зеленой травке, что-то в ней находили. Дочка подкармливала их диковатым виноградом, который в изобилии рос в нашем дворе. Но как только производство яиц, молока и сметаны выходит на другие, более крупные объемы, вкус у продукта становится другим – пресным, блеклым, никаким. Потому что фермер сыплет курам что-то приобретенное по оптовой цене.
Вагоны – это замечательно. Есть регионы, которые отгружают продукцию вагонами, а мы отгружаем сами вагоны. Но как при этом почти миллионному городу можно не иметь собственного пивного и ликеро-водочного заводов? Это при том, что во все времена торговля спиртным являлась одной из главнейших статей доходов бюджета. Я помню саратовское пиво – оно было ужасным. (Но директор пивзавода угощал нефильтрованным, которое производил для особых гостей.) Помню саратовскую водку. Знаю, что были небольшие партии, которые можно было пить (для высоких гостей очищали ее каким-то необыкновенным образом), а всё остальное – лучше не надо.
В нашей стране работать качественно всегда было экономически невыгодно. Потому что платили за выполнение и перевыполнение плана. До сих пор чиновники отчитываются объемами произведенной и отгруженной продукции. О качестве не говорят. Это не та категория, которую можно перевести в проценты. Вступление в ВТО этот перекос выправит. Но очень интересно было бы посмотреть на саратовского пиводела, который ставит бутылку «Емельяна Пугачева» с двухмиллиметровым белым осадком на дне на одну полку с ведущими европейскими сортами. Повернулся бы у него язык сказать, что саратовское – значит лучшее?

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи