RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Жизнь на педалях
12 июля 2012, 01:09
Автор: Антон Кравцов

В последние годы на улицах нашего города стало появляться все больше людей на велосипедах. Если несколько лет назад чуть ли не все «двухколесники» знали друг друга в лицо, то сейчас велосипедисты в буквальном смысле попадаются на каждом углу. В одной только группе в социальной сети «В контакте», посвященной велодвижению, состоят почти 400 человек. Точных подсчетов, естественно, никто не проводил, но с полной уверенностью можно сказать, что сегодня в Саратове уже сформировалась социальная прослойка, которая автомобилям предпочитает двухколесного друга. Умеренно катающийся корреспондент «Взгляда» две недели крутил педали, чтобы понять, что пока Саратов не приспособлен для велосипедистов, но в ближайшее время у общества может сформироваться запрос на велоинфраструктуру, и городу придется как-то его удовлетворять.

Предрассветные поездки

«Я заеду за тобой в 4.30 утра, и сразу поедем на сборы», – ошарашивает меня член саратовской велотусовки Виктор. «Велопокатушки MIX», в которых мы собираемся участвовать, начнутся в пять утра на 1-й Дачной. Я возмущаюсь столь ранним подъемом, но Виктор объясняет, что если выехать чуть позже, то покататься нормально не получится. Даже в пять утра в воскресенье на дорогах уже появляются автомобилисты, многие из которых не уважают велосипедистов или паркуются вдоль обочин, так что ехать на велосипеде в лучшем случае становится некомфортно, а в худшем – опасно.
«Придурков хватает. Мало того что нас не пропускают или не воспринимают всерьез, так есть еще и такие, которые специально прижимают к обочине. Или пролетают так близко, что тебя просто сносит», – жалуется мой новый велотоварищ, объясняя, почему многие выезжают на улицы либо рано утром, либо поздно вечером. В обычной жизни Виктор работает стоматологом, каждый день добирается до клиники на велосипеде, и практически каждый день ему приходится сталкиваться с хамством на дорогах.
На следующий день, благополучно проспав назначенное время, я вскочил от телефонного звонка и, забыв впопыхах половину вещей, помчался догонять группу. По проспекту 50 лет Октября ехать вполне комфортно: ровный асфальт, широкая дорога, обочины пустые, в лицо дует свежий ветер, а утреннее солнце приятно припекает спину. В идеале на подобных автомагистралях должны быть узкие велодорожки, выделенные специальным знаком, цветом или разметкой. По крайней мере, в большинстве европейских стран сделано именно так, но в нашем городе нет ни одной велодорожки, поэтому, следуя ПДД, велосипедисты могут передвигаться по обочине дороги или по ее правому краю.

Битва за обочину

Группу велосипедистов я догоняю только спустя час. Мы сидим напротив главного здания аэропорта и любуемся панорамой. Внизу просыпается город, неспешно ездят первые автобусы, дворники метут улицы, а по мосту через Волгу ползут одинокие легковушки. На «покатушки» собрались не меньше сорока велосипедистов и еще несколько роллеров. Подобные мероприятия устраиваются с завидной регулярностью, многие уже давно между собой перезнакомились и сейчас обсуждают последние события внутри тусовки. Кто-то купил новый велосипед со скидкой, кто-то съездил в поход, кто-то предлагает на продажу резину и запчасти. «Даже если по всему городу сделать велодорожки, то на них все равно будут парковаться автомобилисты, – делится своим мнением велосипедист в яркой футболке, когда я предлагаю устроить велопробег с требованием велодорожек. – Это в первую очередь вопрос культуры водителей. К тому же у нас слишком мало парковочных мест, и многие просто вынуждены ставить машины на обочине. Здесь проблему нужно решать комплексно, и, честно говоря, я сомневаюсь, что обустройство велодорожек будет первым пунктом в этом длинном списке».
Передавая по кругу бутылку с водой, мы пытаемся вспомнить, сколько в городе велопарковок. Спустя несколько минут, общими мозговыми усилиями нам удается насчитать всего семь парковок. «Ну вот, а ты говоришь про какие-то велодорожки… Нам хотя бы парковки! А то велосипед оставить негде», – говорит Сергей, крепкий парень в обтягивающем велокостюме.
Я интересуюсь, почему он пересел с автомобиля на велосипед. «Меня несколько лет назад лишили прав, я по дурости устроил погоню за собой, полицейская машина перевернулась… Короче, история прозаическая, но, если бы не она, я, может быть, никогда и не купил велосипед», – немного смущенно рассказывает Сергей. В обычной жизни он работает в каком-то городском комитете, каждый вечер, приходя с работы, садится на велосипед и колесит по городу с товарищами.

Велобратья

После небольшого привала мы отправляемся дальше. На дорогах уже появились машины, ехать становится намного сложнее, водители раздраженно сигналят и не пропускают велосипедистов. «Эй, чепушилы, куда прете!» – орет какой-то гопник из форточки своей побитой девятки. Никто из колонны не обращает на него внимания, все едут дальше.
Конечно, удобнее всего было бы крутить педали не по проезжей части, а по тротуарам или скверам. Но велосипед – это транспортное средство, а его водитель должен соблюдать ПДД. Об этом меня предупредили еще до поездки. Главное правило – быть заметным на дороге и  понятным для остальных участников движения.
Я плетусь где-то в середине длинной цепочки велосипедистов, и, чтобы не потерять свое место, мне приходится прилагать немалые усилия. Ведущий колонны вскидывает левую руку, все повторяют жест и плавно сворачивают налево. Спустя несколько сотен метров ведущий поднимает руку вверх, все останавливаются и паркуются на небольшом асфальтовом пятачке.
«Чувак, у тебя вон колесо спустило, насос дать?» – дружески говорит высокий парень в желтых спортивных очках. «Спасибо», – отвечаю я, проглатывая окончание и пытаясь отдышаться. «Да не за что, обращайся», – говорит он, протягивая бутылку с водой. Мне становится неловко от того, что со мной возятся, как с немощным. Я пока еще не успел понять, что велобратство – это не просто название группы в социальной сети, а что-то большее. Вряд ли такое есть среди автомобилистов. Однажды мне не посчастливилось оказаться на сломанной машине на трассе. Только спустя час рядом остановился водитель грузовика и предложил помочь.
«У меня тут велосипед недавно угнали, я кинул клич в Интернете, за два дня новость растиражировали почти пятьсот человек. Как только вел заметят, мне сразу же сообщат. Я думаю, что вместе мы его найдем, тем более он один в городе такой», – сидя на бордюре, рассказывает Виктор. По его словам, уже несколько раз байкеры устраивали рейды по городу в поисках велосипеда.
«Если бы у нас даже и были велопарковки, я бы не рискнул оставлять на них свой вел. Хоть ты десять замков на него навесь, соблазн у воришек все равно останется. Я работаю на режимном предприятии, охраняемая стоянка, я велосипед пристегивал толстенным тросом, и все равно в один из дней увидел на нем следы от кусачек», – рассказывает Леня.
В Саратове велосипед еще не стал привычной частью городского пейзажа, как, например, в европейских странах, поэтому пристегнутый к перилам байк производит на воров впечатление бесхозного. Ну а почему бы не взять то, что плохо лежит?

Опыт из-за бугра

Велокультура в России в целом и в Саратове в частности находится в зачаточном состоянии. Но сорок лет назад и на Западе было то же самое. Достаточно вспомнить Нидерланды – страну с одной из самых развитых велоинфраструктур в мире. Многие голландцы думают, что велодорожки на улицах городов были всегда, но это не совсем так.
В довоенное время они попросту были не нужны, потому что основной трафик и так составляли велосипедисты. После войны ситуация стала меняться, страна перестраивалась и развивалась, люди стали богатеть, обзаводились личными автомобилями. Появлялись новые жилые районы с автомагистралями, городские площади превратились в автостоянки, пришлось даже сносить часть зданий, чтобы проложить новые дороги. Взрослые пересели на автомобили, а на велосипедах катались в основном дети. Из-за отсутствия велосипедных дорожек участились аварии с их участием. В 1971 году по стране прокатились акции протеста, люди требовали прекратить убийства детей и, в конечном итоге, были услышаны.
В 1973 году грянул первый нефтяной кризис, и правительство Нидерландов было вынуждено объявить о снижении расходов и энергопотребления, причем постаралось сделать это так, чтобы уровень жизни не ухудшился. Логично, что, когда топливо значительно подорожало, многие решили пересесть на велосипеды. В середине семидесятых начались первые эксперименты по созданию велоинфраструктуры. Автомобилям был запрещен въезд на центральные улицы городов, а для двухколесников были созданы специальные дорожки. Правительство рассчитывало на то, что, создав должные условия, оно сможет популяризовать велотранспорт.

Бордюрный камень преткновения

Многие по праву считают Нидерланды страной для велосипедистов. Помимо того что для них созданы дорожки и парковки, в каждом районе существует несколько пунктов проката, ремонтные мастерские, специализированные магазины и кафе. В городе практически нет машин, люди оставляют их на больших паркингах у метро или вовсе едут на работу на велосипеде. Стоит ли говорить, что моментально отпала проблема пробок, экология улучшилась, а население стало намного здоровее. Вслед за Нидерландами потянулись и другие страны, в которых поняли, что велосипед гораздо выгоднее автомобиля. Теперь практически вся Европа окутана велодорожками, а машины все чаше используют только для дальних поездок.
В России в последние годы все же наблюдаются положительные тенденции. 20 мая состоялся «Единый день велосипедных действий», организованный московским движением Let’s bike it! В этот день по всей стране прошли велопробеги, собравшие десятки тысяч людей. В Саратове тоже прошла акция, в ходе которой собирались подписи за создание велодорожек, чтобы потом передать их в администрацию города.
Пока никаких изменений нет и не предвидится. «Мы не раз обращались в администрацию города с предложением по велодорожкам, но нам сказали, что в бюджете нет пока на это денег, – рассказывает начальник отдела видов спорта и образовательных учреждений регионального минспорта Ирина Мельникова. – Что тут говорить, если мы несколько лет добивались, чтобы дорожники укладывали бордюрный камень на бок, и велосипедисты или колясочники могли беспрепятственно въезжать на тротуар…».
В этой ситуации радует то, что о проблеме хотя бы начали говорить, и не только в обществе, но и в министерских кабинетах. На Театральной площади появился пункт бесплатного проката велосипедов и роликовых коньков. Правда, пока только для детей, но хотелось бы верить, что это лишь первый шаг по развитию велоинфраструктуры в нашем городе.


Фото автора

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи