«Кристина, ну, дава-а-ай!» – взрывается хором один из саратовских баров, но полузащитник Португалии Криштиану Роналду не попадает в створ ворот. Болельщик, наградивший одного из лучших футболистов мира новым именем, устало потирает лоб и заказывает очередную кружку пива. На прошлом чемпионате Европы Россия сенсационно победила голландцев со счетом 3:1, после чего футбол из сферы интересов профессиональных болельщиков превратился в модный тренд. За прошедшие четыре года отечественный футбол скорее потерял, чем приобрел, но фанатов у лучшей игры с мячом, похоже, только прибавилось. Теперь те, кто прежде путался в понятиях «форвард», «голкипер» и «хавбек», свободно перечисляют составы команд, ищут просчеты в тренерских решениях и играют на тотализаторе. И они болеют не только дома перед телевизором, а выбираются в спортбары и фан-зоны. Во время Евро-2012 провинциальный Саратов болел футболом, а местные заведения общепита открыли для себя сезон спортивного заработка.
«Для нас даже не стоял вопрос – показывать футбол или нет. Если это модно и на это гарантированно идут люди, то мы должны предоставлять услугу», – говорит хостесс ресторана «Местечко» Юлия.
В июне футбол показывали везде: в суши-барах, пафосных ресторанах, летних кафе и сомнительных забегаловках. На огромных экранах и ЖК-телевизорах. На фоне этого безумия футбольные трансляции в Доме кино уже не казались чем-то необычным.
Для большинства саратовских заведений Евро-2012 стал первым мероприятием, на котором руководство и персонал смогли отработать новую спортивную «опцию». Директор суши-бара «Фудзи» Оксана Нощенко говорит, что теперь трансляции значатся в виде дополнительной услуги заведения: «Мы могли разделить по разным залам тех, кто хочет или не хочет смотреть футбол. Но пока играла сборная России, таких проблем не было – болели поголовно все. С тех пор как наши выбыли, посещаемость значительно снизилась».
Российскую команду недобрым словом вспоминают во всех саратовских общепитах. Вылет сборной на ранней стадии отразился на доходах. И дело здесь не только в наполнении зала. Официанты подметили закономерность: если играют наши, болельщики больше волнуются, а значит, больше пьют и едят. К тому же размер чаевых в случае победы родной команды возрастает в несколько раз.
Проигрыш сборной России сборной Греции все саратовские заведения пережили без потерь. Но опасения по поводу сохранности баров были не случайны. В 2002 году после поражения от японцев в групповом раунде на чемпионате мира, разъяренные болельщики разгромили несколько суши-баров в центре Москвы и пошли в атаку на здание посольства Японии. Десять лет спустя закаленные в обидных поражениях фанаты буянить не стали. Вместо этого расстроенные люди спели грустные песни в караоке, продемонстрировали друг другу, как именно должен был отдавать голевой пас Андрей Аршавин, и посоревновались в придумывании хлестких прозвищ для футболистов.
При своем, даже после поражения сборной, остались спортбары. Здешние клиенты – опытные болельщики, которых не проведешь сенсационными победами и громкими обещаниями. В этих заведениях спортивные трансляции идут нон-стоп, в перерывах матчей проходят конкурсы на знание «предмета», а внутреннее убранство изобилует флагами и атрибутикой. «Мы до миллиметра знаем, где должен располагаться стол и как повернут экран. Клиенту должно быть хорошо видно то, что творится на поле, из любой точки зала, иначе нет смысла приходить в бар, – объясняет управляющий Irish papa’s pub Александр Ялов. – Спортбар – это свободная атмосфера. Чем больше крика, ора и крепких выражений, тем лучше».
Спортбары находятся в небольших, часто подвальных помещениях. Для торжества эти характеристики, может быть, будут не самыми лучшими, но для просмотра матча они практически идеальны. Администратор бара и ресторана «Волга» Марина Михеева говорит, что теснота привлекает фанатов: «Сколько раз мы уговаривали ребят пойти в большой зал. Там и экран больше, и просторнее. Но они сидят в маленьком баре, считают, что там уютнее и эмоций больше».
Отреагировало на спортивный тренд и Саратовское правительство. На стадионе «Локомотив» была организована первая в Саратове фан-зона. Правда, трансляции велись, начиная почему-то не с первого, а со второго матча сборной, поэтому посмотреть на огромном экране на то, как Россия одерживает единственную на турнире победу, саратовские болельщики не смогли.
Какой чемпионат покажут на стадионе в следующий раз и будут ли организованы новые фан-зоны? Ответить на эти вопросы в министерстве молодежной политики, спорта и туризма корреспонденту «Взгляда» не смогли, но признали опыт «Локомотива» положительным. «Мы с удовольствием переняли европейскую традицию трансляций на широкую публику. Считаю, что подобные мероприятия воспитывают патриотический дух футбольных болельщиков», – бодро отрапортовала министр Наиля Бриленок.
Еще одно увлечение, пришедшее в Саратов вместе с модой на футбол, – игра на тотализаторе. За последние два года количество букмекерских контор в городе увеличилось почти в два раза. Кассир одного из агентств Гульзира Джерликатанова вспоминает о другой причине повышенного внимания: «Народ к нам повалил после того, как закрылись все казино и игровые автоматы. Азарт никуда не денешь, а здесь можно заработать деньги на собственных знаниях». Только за период Евро-2012 в «Фаворите» на результат матчей, разницу мячей и футболистов, забивших голы, было сделано около тысячи ставок. Их размер колебался от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Пару раз счастливчикам удавалось сорвать банк порядка двадцати тысяч рублей. Кроме футбола знающие люди чаще всего ставят на теннисные, хоккейные соревнования и поединки боксеров-профессионалов.
А вот в спортбарах в фаворитах по-прежнему футбол и хоккей. Реже смотрят теннис, этапы «Формулы-1», биатлон и велогонки. Впрочем, ни на один из этих видов не собираются полные залы. «В теннисе надо разбираться, там сложный счет, да и эстетика совсем другая. Лично я не представляю себе толпы людей, скандирующих «Шарапова, вперед!» – рассуждает Александр Ялов.
***
Меньше чем через месяц начинается Олимпиада в Лондоне. Владельцы баров и ресторанов на сумасшедшую выручку в связи с началом главного старта четырехлетия не рассчитывают и в большинстве случаев показывать соревнования не собираются. Мода на приятное времяпрепровождение в спортбарах не успела кардинально изменить концепцию других заведений. К тому же любовь болельщиков нужно постоянно подпитывать победами или сенсационными новостями. Сборная России по хоккею за последние пять лет смогла трижды выиграть чемпионат мира. Модной и раскрученной и без того сильная команда по биатлону стала после того, как федерацию возглавил олигарх Михаил Прохоров. А вот футболистам, особенно после обидных высказываний, рассчитывать на всепрощающую любовь со стороны болельщиков не стоит. Все-таки «двенадцатый игрок» – это полноценный член команды, лучшим «гонораром» для которого будет победа любимой сборной.
Фото
Екатерины БАРАМИЯ
|