RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Замкнуть кольцо вокруг Саратова
05 июля 2012, 02:20
Автор: Алексей ЗЕРНАКОВ
Комментарии: 2

Проблему транспортного сообщения между правым и левым берегами Волги в районе Саратова российские  власти пытались решить с начала XX века. Тогда их планам по строительству моста помешали революция 1917 года и гражданская война. Интересно, что по первоначальному проекту мост должен был проходить в районе Глебучева оврага, рядом с действующим сооружением. Потом, в 1935-м, уже советские инженеры спроектировали и построили первый мостовой переход через Волгу – железнодорожный. Спустя еще 30 лет, в 1965-м, Саратов и Энгельс соединил автомобильный мост, ставший одним из символов областного центра и региона в целом.  Когда и он перестал справляться с все возрастающей нагрузкой, было начато строительство моста в Пристанном, который планировалось закончить, кстати, в конце 80-х. Но получилось примерно как с новым ТЮЗом, хотя театру пришлось ждать нового здания гораздо дольше. В любом случае, и мост в Пристанном не решил всех проблем региона, поэтому в Саратове уже давно обсуждают возможность возведения «дублирующего» перехода через Волгу в районе поселка Увек, южнее старого железнодорожного моста.
 
КОЛЫШЕК НА ПАМЯТЬ
 
  Когда стало понятно, что конструкции старого сооружения изнашиваются, ученые и железнодорожники, заручившись поддержкой комитета дорожного хозяйства, осознали необходимость строительства моста-дублера. Появилась идея сделать это сооружение двухэтажным, чтобы по нему могли двигаться сразу и  железнодорожные составы, и автомобильный транспорт. С появлением нового перехода, по идее, завершилось бы формирование транспортного кольца вокруг областного центра. Таким образом, транспортная система Саратова смогла бы заработать на полную мощность и полностью реализовать весь имеющийся потенциал.
  Предварительные работы над проектом начались в 2004 году. Дорожный комитет Саратовской области даже заключил соответствующий договор с изыскательской группой института «ГИПРОДОРНИИ». Кроме того, ОАО «РЖД» и правительство Саратовской области сформировали совместную рабочую группу по подготовке предпроектной документации, предварительно договорились о паритетном финансировании строительства. Была проведена камеральная проработка волжских берегов (работа с картами), а также выезд на место предполагаемого строительства. Изыскательская группа определила, где будет находиться «южный створ» (такое предварительное название проект получил среди его авторов). На этом месте даже была сделана памятная фотография и забит колышек.
  Тогда совмещение в одном объекте сразу двух функций было своего рода ноу-хау в проектном деле. К сожалению, Саратов так и не стал локомотивом инноваций в этом направлении в Поволжье – в настоящее время первая очередь такого «двухэтажного» моста уже сдана в Ульяновске. В нашем же городе проект был заморожен.
  «У нас, по сути дела, не хватало третьего места перехода, поскольку ближайшие находились либо в Балакове, либо в Волгограде. В свое время использовались разные схемы и предположения, где бы мог пройти мост. Мы тогда с главным инженером московского проектного института «Гипротрансмост» Борисом Моновым и главным инженером проекта Анатолием Ликверманом – именно он проектировал пристанский мост – работали над проектом «южного створа» и искали, где же может пройти сам переход. В итоге мы остановились на варианте в 300 метрах от действующего моста, в районе поселка Увек», – рассказывает доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ Игорь Овчинников. При этом он крайне негативно оценивает другой разрекламированный усилиями экс-губернатора Дмитрия Аяцкова проект строительства моста через Волгу – в районе Казачьего острова, длина которого должна была составить, согласно наполеоновским планам его идейного вдохновителя, 17 километров. «Если посмотреть по карте, все мостовые переходы построены в наиболее узких местах реки – это и железнодорожный мост, и старый автодорожный, и пристанский. Здесь же получается, напротив, самая широкая часть реки. Соответственно, проект будет дороже в несколько раз. Да еще и заболоченный энгельсский берег создаст серьезные трудности при его реализации, как это было, например,  при строительстве Пристанского моста. Другое дело – район Увека», – говорит Овчинников.
 
ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ «ВЕТЕРАНУ»
 
  Выбор на это место во многом пал из-за того, что там уже было досконально изучено поведение реки, ее влияние на различные конструкции, а также ситуация с грунтами. Ученый объясняет, что и десять лет назад, а тем более сейчас старый железнодорожный мост находится в не лучшем состоянии.
  Объект, подвергающийся серьезным нагрузкам на протяжении более чем 75 лет и помнящий еще немецкие авианалеты во времена ВОВ, изношен. Конструкции постепенно приходят в негодность, детали вырабатывают свой ресурс. Конечно, состояние такого значимого объекта не пущено на самотек, но ремонтируется он скорее «в пожарном порядке». Например, сейчас специалисты проводят обследование ряда конструкций моста, практически исчерпавших срок эксплуатации. По оценкам Игоря Овчинникова, которые он делает, ссылаясь на расчеты самих работников ОАО «РЖД», полная реконструкция железнодорожного моста через Волгу с применением современных материалов и технологий, чтобы увеличить его пропускную способность и позволить проезжать по нему тяжелым грузовым составам, может обойтись дороже, чем строительство нового. Именно поэтому в начале двухтысячных была высказана идея о возведении сооружения-дублера. На него можно было бы направить тяжелые грузовые поезда, в то время как более легкие пассажирские могли бы по-прежнему ездить по старому мосту. Также по нему планировалось пустить и пригородные электрички. Тем самым срок службы моста-ветерана удалось бы продлить. Выгоды появления нового маршрута для перераспределения трафика автомобильного транспорта тоже очевидны.
  «Сейчас ситуация действительно тяжелая. По сути, железнодорожный мост – однопутка, и он на самом деле очень перегружен. Это видно невооруженным глазом. И даже просто закрыть его на ремонт очень сложно», – считает профессор Овчинников.
  Бывший в те времена замминистра дорожного хозяйства области Олег Распоров рассказывает, что областная власть обратилась с письмом к замминистра транспорта РФ Александру Мишарину с предложением строить совмещенный мост. Однако затем железнодорожники неожиданно отказались от этой идеи, сославшись на то, что, если потребуется, они в состоянии самостоятельно построить необходимое сооружение. Сейчас в комитете транспорта Саратовской области подтверждают, ссылаясь на сложную экономическую конъюнктуру, что в планах регионального правительства строительство нового автодорожного мостового перехода через Волгу отсутствует. Причем его нет даже в самых смелых концепциях и программах стратегического планирования на ближайшее десятилетие.
  Часть экспертов предполагают, что отказ железнодорожников от реализации совместного проекта связан с тем, что высокопоставленные сотрудники РЖД просто не захотели делиться огромным дорогим подрядом с кем бы то ни было, поскольку ни для кого не секрет, что освоение средств в нашей стране – дело супердоходное. Другие эксперты  считают, что железная дорога решила держать свои планы втайне, чтобы не допустить выкупа земельных участков, расположенных в «южном створе» недобросовестными дельцами. Говорят, что такая неприятная ситуация сложилась при строительстве Волгоградского автодорожного моста и это серьезно повысило конечную стоимость проекта. Причем это только ближайший к нам пример – в стране ежегодно случаются десятки подобных ситуаций.
 
ЖДЕМ-С.
ДО НОВОГО МОСТА
 
  Однако, несмотря на закрытость структур ОАО «РЖД», некоторая информация все же просачивается. Так, экспертному сообществу стало известно, что два года назад московский проектный институт «Гипростроймост» все еще занимался проработкой этого вопроса. «Я предполагаю, что наше областное руководство вряд ли в этом деле принимает участие и в курсе всего. Железнодорожники, как отдельная держава. Они сами по себе. Конечно, если надо будет,  они выкупят землю у города. Может быть, проведут отселение или даже проложат трассу так, чтобы снос был как можно меньше, такая возможность существует. Известно, что какие-то работы ведутся, но их проводит московская фирма. В то же время доподлинно известно, что одновременно с этим готовится и проект реконструкции старого моста», – рассказывает Овчинников.
  Косвенное подтверждение этой информации можно найти в «Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы». Как и все прочие документы подобного рода, он довольно сух, однако содержит важную информацию. «Для обеспечения развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусмотрены мероприятия по совершенствованию и модернизации существующей инфраструктуры Приволжской железной дороги, направленные на ликвидацию ограничений и «узких мест», – гласит он. При этом в одном из подпунктов концепции значится, что среди задач, поставленных перед отраслью до 2025 года, планируются «реконструкция и строительство новых искусственных сооружений», в том числе строительство железнодорожного моста через Волгу в районе г. Саратов.
  В Приволжской железной дороге также не стали отрицать, что работы над проектом ведутся – об этом «Взгляду» рассказал начальник службы корпоративных коммуникаций Приволжской железной дороги Алексей Щуркин. «Взгляд» направил в ведомство официальный запрос, и в одном из ближайших номеров мы расскажем о том, как видят этот проект сами железнодорожники. Более откровенным был заместитель председателя правительства Саратовской области Юрий Моисеев. «Новый железнодорожный мост – это уже не проект. Насколько я знаю, на эти цели руководство «РЖД» уже заложило деньги. Я думаю, что строительство и моста, и новой железнодорожной развязки на энгельсской стороне положительно скажется на экономике нашего региона и позволит увеличить и грузо- и пассажиропоток. А если это увязать со строительством нового аэропорта, то регион без сомнения должен стать более конкурентоспособным», – пояснил чиновник.
  Тем не менее, экспертное сообщество не теряет надежды когда-нибудь увидеть новый Саратовский автодорожный мост рядом со старым – пусть даже это произойдет через десять или двадцать лет. Жаль только, что запрягаем мы традиционно очень долго. Такими темпами на быструю езду вокруг Саратова в обозримом будущем надеяться особенно не приходится. Хотя появление нового железнодорожного моста, безусловно, сможет существенно улучшить инвестиционную привлекательность региона и серьезно увеличить грузопассажирский трафик, проходящий через территорию Саратовской области.

 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи