RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Зачем стриту арт
14 июня 2012, 02:36
Автор: Олег СТАРОДЕД
Комментарии: 1

В последнее время понятие стрит-арт звучит все чаще. Для большинства уличное искусство – это граффити на стенах, причем отношение к нему зачастую крайне негативное. На самом деле стрит-арт сегодня выделился в отдельное направление в искусстве. В России есть ряд положительных примеров, когда трафареты, постеры, граффити и инсталляции гармонично вписываются в урбанистическую архитектуру, что дает творческий стимул к развитию города. «Взгляд» попытался понять, нужен ли Саратову стрит-арт.
 
МАРГИНАЛЫ
ПОВЫШАЮТ ИМИДЖ ГОРОДА?
 
  В конце мая в Тульской области состоялся крупный стрит-арт фестиваль «Чистое поле». Мероприятие проходило на территории «Архфермы» – своеобразном пространстве, совмещающем старые сельскохозяйственные сооружения и угодья, где поселились молодые художники, дизайнеры и архитекторы. В течение недели молодые граффитчики жили на ферме и воплощали свои проекты на серых стенах заброшенных и полуразрушенных сельхозсооружений. От Саратова на фестиваль отправился Павел Бармин, который уже довольно известен не только в городской арт-тусовке, но и за ее пределами. Начав преимущественно с трафаретной техники, Бармин вскоре расширил свои творческие взгляды и начал задумываться об освоении городского пространства с помощью различных направлений стрит-арта. По его словам, сегодня современные развитые граффити-художники уже практически отошли от нелегального рисования (бомбинга) и работают как над собственной техникой, так и над легализацией искусства.
  Одной из составляющих популяризации стрит-арта является проведение фестивалей. Организаторы пытаются активно сотрудничать с городской администрацией и хотят донести до чиновников, что они не маргиналы или вандалы, а художники, которые задумываются над украшением городского пространства. Так, например, в небольшом городке Выкса Нижегородской области проходит фестиваль «Арт-Овраг», который собирает лучших уличных художников и артистов со всей России. Казалось бы, промышленному городу с населением около 60 тысяч человек до современного искусства далеко, но, как убеждаются организаторы и участники фестиваля, жители позитивно воспринимают как художников, так и их работы. Павел Бармин говорит, что проведение подобных фестивалей безусловно повышает имидж города, делает его более цивилизованным, а соответственно, привлекательным для туристов. «Вообще стрит-арт фестивали – это огромный толчок не только в развитии урбанистического пространства, но и площадка для общения и обмена опытом среди художников. На фестивале «Чистое поле» я познакомился со многими художниками из разных городов России. Для меня это мероприятие и общение с художниками стало катализатором к творческому подъему. Появилось много планов на будущее. Например, хотелось бы активно рисовать на легальных площадках в своем городе, организовать фестиваль и пригласить артистов из других городов. И таким образом позитивно менять облик города и настрой жителей», – делится впечатлениями художник.
 
АРТ-ЧИНОВНИКИ
 
  Подобные настроения поддерживают и в Радищевском музее, в котором даже создан «Сектор новейших течений», где занимаются современным искусством и стрит-артом, как его частью. «Я считаю, что в нашем городе уже сложилась довольно сильная граффити- сцена, у нас есть художники со своим собственным стилем, которые достигли высокого уровня, – рассказывает научный сотрудник Наталья Курилова. – У нас уже есть площадки, которые принимают граффити-артистов, а также есть опыт проведения фестивалей. Я думаю, что в Саратове возможно проводить не только локальные акции, но и большие легальные фестивали, но все зависит от лояльности администрации». По мнению Куриловой, сегодня определенной проблемой в продвижении стрит-арта является недоинформированность жителей и чиновников. Многие не понимают и побаиваются уличного искусства, поэтому его нужно популяризовывать. «Помимо этого второй проблемой является финансирование. Для проведения серьезных мероприятий нужна спонсорская поддержка, отчасти можно надеяться на помощь государства, отчасти на бизнес-среду. Хорошо, что у нас есть положительные примеры в этом плане», – говорит Наталья Курилова. Собеседница вспоминает масштабный стрит-арт фестиваль «Montana Jam», который прошел несколько лет назад и собрал ведущих граффити-артистов со всей России. «Тогда нам очень помогла администрация Заводского района, на чьей территории проходило мероприятие. Организаторы предоставили участникам не только площадку, но и обеспечили необходимыми материалами, а также предоставили иногородним участникам место для проживания и питание. На сегодняшний день это единственный масштабный фест, который у нас проходил, но надеюсь, что это не последний опыт», – вспоминает Павел Бармин.
  Мы связались с новым министром культуры Саратовской области Светланой Краснощековой, и она заявила, что министерство заинтересовано в развитии в нашем регионе новых форм современного искусства и готово поддерживать акции, направленные на его популяризацию.
АРТ-ПЕРСПЕКТИВА
 
  Положительным примером может служить Екатеринбург, где в  2010 году большой поклонник граффити-культуры Евгений Фатеев задумал масштабный фестиваль «Стенограффия», в рамках которого граффити могли бы быть нанесены практически на любую поверхность. «В результате муниципальные власти заинтересовались проектом, способным вывести уральскую столицу на европейский культурный уровень. Сегодня «Стенограффия» стала визитной карточкой Екатеринбурга, причем площадки фестиваля используются постоянно, а муниципальные власти активно сотрудничают с уличными художниками», – рассказывают организаторы фестиваля.
  «Сегодня большинство работ художники делают на различных заброшенных объектах, до которых никому нет дела, – рассказывает Бармин про Саратов, – соответственно, готовые работы  видят единицы. Практика других городов подсказывает, что выделение легальных стен в центре города идет на пользу внешнему облику улиц. Когда ты знаешь, что многие увидят твою работу, то и уровень мастерства будет подниматься. Поэтому в случае  взаимопонимания художников и саратовских властей город может существенно изменить свой облик в лучшую сторону. Лично я бы с большим удовольствием принял участие в подобном проекте, ведь в центре города есть очень много запущенных исписанных стен, которые явно не украшают наш город».
 
 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи