RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Набережная – далее везде
31 мая 2012, 01:44
Автор: Елена БАЛАЯН, Елена ТАЛПЭУ
Комментарии: 5

Эту новость саратовцы восприняли с воодушевлением. Эмоции горожан можно понять. Несколько лет огромный прибрежный участок площадью 0,7 га был огорожен унылым бетонным забором,  уродующим внешний облик одного из самых красивых и любимых горожанами мест Саратова. Ситуация сложилась абсурдная: в самом сердце исторического центра, являющемся фактически воротами города, образовалась мертвая зона, сквозь которую было невозможно ни пройти ни проехать. Не говоря уже о перекрытом виде на Волгу и поруганном архитектурном ансамбле. Участок находится между гостиницей «Словакия» и жемчужиной саратовской архитектуры – Троицким собором – и по идее должен соединять эти объекты в единое архитектурное целое, но вместо этого, напротив, визуально их разъединял, внося дисгармонию в окружающее пространство. Но в битве с бетонным забором городская власть все же одержала победу.
 
СКВЕР ВМЕСТО ЗАБОРА
 
  Горожане годами ходили мимо унылого бетона, и казалось, это навсегда. На этом фоне неправдоподобными байками выглядели рассказы старожилов о том, что когда-то на этом месте был благоустроенный сквер со скамейками и клумбам, где мамочки гуляли с детьми, а  влюбленные пары назначали свидания, настолько это было давно…
  Стараниями экс-мэра Юрия Аксененко участок оказался в частной собственности. Власти города были бессильны и лишь наблюдали за пустырем, на месте которого владельцы земли собирались построить что-то вроде развлекательного комплекса.
  В декабре 2010 года появилась шокирующая новость: многострадальный участок будет застроен 30-этажной высоткой. Общественность города активно воспротивилась проекту – историческое место могло быть потеряно навсегда. Против строительства тогда высказались все – от экспертов в архитектурной и строительной отрасли до депутатов и простых горожан, которые даже устроили по этому поводу пикет. Сопротивлением руководила действительно народная общественница Ольга Пицунова. А региональное отделение Союза архитекторов заявило, что готово подать  в суд, лишь бы не допустить появления небоскреба в историческом центре. Медиахолдинг «Взгляд» развернул информационную кампанию с целью воспрепятствовать непоправимому. Тогда общими усилиями участок удалось отстоять, планы по возведению башни были свернуты.
  Два года ситуация была законсервирована, но бетонный забор продолжал навевать на горожан тоскливые мысли. Лед тронулся буквально на днях с подачи городских властей. Председатель комитета по архитектуре и градостроительству мэрии областного центра Александр Кискин заявил нашему информационному агентству, что многострадальный участок будет возвращен своему первоначальному владельцу – городу и в его лице всем горожанам. И что на его территории появится, наконец, зона отдыха, о которой саратовцы могли только мечтать. «Сегодня достигнуто соглашение с собственником участка о возврате земли в муниципальное пользование. У владельца площадки, расположенной возле гостиницы «Словакия», истек срок разрешения на строительство. В связи с этим эта территория должна быть приведена в «безопасное состояние», а бетонное ограждение убрано. Как планируется в городской администрации, на этом месте будет благоустроенная для отдыха горожан территория с зелеными насаждениями», – заявил Кискин.
ЦВЕТЫ, ФОНТАНЫ
И НАДЕЖДЫ
 
  И хотя главным героем в этой истории можно считать не столько власти, сколько время, благодаря которому срок на строительство на участке наконец-то истек, столь позитивная весть не может не радовать. Даже не верится, что «великая саратовская стена» наконец-то рухнет и границы городского пространства расширятся. Что можно будет спускаться вниз по Московской и видеть Волгу во всей ее полноте. От таких подарков саратовцы, признаться откровенно, уже отвыкли. Они привыкли скорее расставаться с теми или иными участками городской земли, чем их приобретать. Но в последнее время городская власть, и этого нельзя не заметить, стала внимательнее к городу и горожанам, стараясь облагородить и обустроить городское пространство. Примеров тому несколько. Это и  фонтан на углу Московской и Рахова, который вновь заработал после долго перерыва. Как говорится, мелочь, а приятно…
  В сквере около ДК «Рубин», на пересечении Рахова и Белоглинской и по многим другим адресам оборудованы больших размеров детские площадки. В городе в целом стало чище, появилось больше цветов и клумб. По вечерам можно увидеть давно забытые поливальные машины, которые не только очищают дорожное полотно от дневной пыли, но и поливают цветы. Конечно, это далеко не все, в чем нуждается город, но отрадно, что шаги делаются, и позитивные изменения происходят. Главное, чтобы власти на этом не останавливались.
 
НЕДОВОКЗАЛ
 
  В этом контексте остается лишь сожалеть, что перемены коснулись далеко не всего пространства набережной и по большей части она остается территорией, далекой от идеалов благоустройства. По-прежнему убого выглядит речной вокзал, а точнее то, что от него осталось. «Взгляд» неоднократно писал о том, что сейчас происходит в речных владениях и кто тому виной. А происходят печальные вещи: вместо развитой инфраструктуры речпорта мы имеем на сегодня набор заведений, не имеющих к речному судоходству никакого отношения, к тому же уродующих облик города, но зато  приносящих прибыль частному лицу – их владельцу Александру Тимошку. И до тех пор пока это будет продолжаться, о полноценной набережной городу можно не мечтать.
 
ПРОДЕЛКИ «ЧАРОДЕЯ»
 
  Не добавляет уюта и чистоты любимому месту отдыха саратовцев и плавучий ресторан «Всеслав Чародей». Это странное сооружение не только спорно с чисто эстетических позиций, но и активно загрязняет окружающую атмосферу и Волгу различными нечистотами, мусором и бутылками. «Взгляд» об этой проблеме писал неоднократно, привлекая внимание общественности, специалистов-экологов и городских властей. Одно время речным общепитом заинтересовался даже Роспотребнадзор в лице тогдашнего его председателя Алексея Данилова. Но изменить так ничего и не удалось. Сомнительный шансон и антисанитария по-прежнему господствуют на набережной.
  А ведь частная собственность – это вовсе не оправдание беспорядка. От благоустройства прибыльной территории и заботе об интересах горожан бизнесменов никто не освобождал. Именно об этом говорил на последнем ПДС зампред правительства области Юрий Моисеев. Он подверг резкой критике власти Балакова за беспорядок, который царит на их городской набережной. И аргумент балаковского чиновника о том, что набережная находится в частных руках, его не убедил. «Значит, заставьте эти частные руки убрать этот мусор! Это ваши проблемы!» – прикрикнул на чиновника Моисеев.
  Вопрос, кто прикрикнет на бизнесменов, владеющих плавучей и прочей недвижимостью на Саратовской набережной, пока остается без ответа. Но очень хочется верить, что, взявшись за один отрезок прибрежной территории, власти на этом не остановятся. И однажды наступит момент, когда саратовцы выйдут на набережную и ахнут от удивления – до того она будет красивая и благоустроенная.
 
  О том, что должно появиться на освобожденном участке, какой должна быть набережная реки Волги и нужен ли Саратову настоящий речной вокзал, мы спросили представителей духовенства, политиков, архитекторов, общественников и специалистов по туристическому бизнесу.
 
  Митрополит Саратовский
  и Вольский ЛОНГИН:
  «Историческое сердце
  Саратова будет сохранено»
 
  С радостью узнал, что разрешилась достаточно конфликтная и во многом абсурдная ситуация. Мне неоднократно приходилось говорить о том, что любое многоэтажное строительство на этом участке набережной (а здесь планировалось возвести сначала развлекательный центр, затем тридцати-этажный небоскреб) неминуемо разрушило бы ансамбль Музейной площади. Музейная, а точнее, Соборная площадь – важнейшее историческое место в нашем городе: Саратов начинал строиться именно отсюда, здесь находится целый ряд памятников культурного наследия, охраняемых государством. Архитектурной и идейной доминантой площади с самого начала существования города был Троицкий собор – ныне памятник федерального значения № 1 в нашей области. Здесь же, по ходу нынешней улицы Лермонтова, располагался красивейший Крестовоздвиженский женский монастырь, сыгравший значительную роль в истории нашего города. Он был полностью разрушен в годы богоборчества, его насельницы репрессированы.
  Поэтому решение о том, что участок будет возвращен в муниципальное пользование, я считаю наилучшим выходом. Мне кажется, любого человека, который любит свой город, не может не радовать известие, что историческое сердце Саратова будет сохранено. И я благодарен городским властям и особенно тем неравнодушным людям, которые в течение многих лет отстаивали это место от неестественной и безобразной застройки.
  Насколько я знаю, на этом месте планируется разбить сквер для отдыха горожан. Полностью поддерживаю эту идею и считаю ее наиболее удачной. Было бы уместно также установить здесь памятный знак, посвященный Крестовоздвиженскому монастырю. В таком случае сквер мог бы составить единый мемориальный комплекс с областным музеем краеведения и Свято-Троицким собором, сохранить и дополнить панораму Музейной площади.
  Александр КИСКИН,
  главный архитектор
  города Саратова:
  «Когда работал речной
  вокзал, я сам
  неоднократно плавал»
 
  Существовало несколько проектов обустройства территории напротив речного вокзала. Это место особо значимое, поскольку граничит с изначальным историческим центром города и является объектом культурного наследия. Участок примыкает к Свято-Троицкому храму. По мнению архитекторов, площадь и храм должны быть открыты со стороны набережной и реки Волги, а территория самого старого места города доступна неограниченному кругу лиц. Правообладатель этого земельного участка неоднократно пытался получить разрешение на многоэтажное строительство, но ему отказывали. На публичных слушаниях граждане высказывали резко отрицательное мнение по поводу застройки площадки очередным небоскребом. Сейчас необходимо проводить переговоры с правообладателем земельного участка по его выкупу. Мнение архитекторов однозначно: эта территория должна быть общегородской.
  Плюс к этому нужно развивать движение речного транспорта, в том числе пассажирского. Оно сейчас находится в угасающем состоянии. Должен быть речной вокзал, современная инфраструктура, чтобы люди не на улице дожидались своих пароходов. Это обеспечит приток туристов, а значит, и дополнительные деньги, пиар для города. Нужно создавать все условия, чтобы Саратов был гостеприимным не только для наших жителей, но и для гостей. Мы же не в каменном веке живем! Когда работал речной вокзал, я сам неоднократно плавал на теплоходе. Этот вид транспорта был очень развит. Мы тогда своих детей катали в Нижний Новгород, Москву, Астрахань. Я с удовольствием вспоминаю те времена.
 
  Николай ПАНКОВ,
  депутат Госдумы:
  «Должна быть свободная
  зона, но ни в коем случае
  не многоэтажное жилье»
 
  Я не думаю, что для Саратова и саратовцев сегодня актуально коммерческое жилье, которого и так в городе много. Большинство граждан не могут его купить. Жители Саратова должны иметь возможность использовать всю территорию набережной. Поэтому и на участке рядом с речным вокзалом должна быть свободная зона, но ни в коем случае не многоэтажное жилье. Насколько я знаю, сейчас набережная благоустраивается в соответствии с градостроительным планом. На это выделяются федеральные деньги. Также мы разговаривали с новым губернатором Валерием Васильевичем Радаевым о том, что у нас сегодня нет речного транспорта, который работал бы для жителей Саратовской области, перевозил дачников, осуществлял речные прогулки. Все это нужно восстанавливать. Я сам на «ОМиках» ездил, еще когда речной вокзал работал. У меня была дача в Шумейке.
 
  Юрий ЗЕМСКОВ,
  председатель ассоциации
  «Союза застройщиков»:
  «Я уже запутался
  в планах Тимошка»
 
  Я считаю, что на этом участке должно быть либо какое-то знаковое красивое общественное здание, либо парк. Главное, чтобы им могло пользоваться большое количество людей. С функциональной точки зрения – это площадь, напротив вокзал, рядом гостиничный комплекс. Жилой дом не характерен для этого квадрата. Поэтому мне непонятны заявления Тимошка о том, что здесь будет какое-то строительство. У него всегда идей было немереное количество, я уже запутался в его великих планах. Он то одно нарисует, то другое. Но надо четко понимать, что это общественная зона. К нам приезжают гости, и они имеют право смотреть на Волгу из окон гостиницы. Это определенный имидж города, потому что каждый гость оставляет свое впечатление о Саратове. Плюс ко всему у нас недостаточно рекреационных зон, с которых хорошо бы просматривалась Волга. Я захватил время, когда на Волге стояли достаточно симпатичные лайнеры. Это было действительно красивое место. В начале девяностых все рухнуло, люди перестали перемещаться на пароходах. Нужно вернуться к идее развития речного транспорта, причем хорошего, комфортного, чтобы не одни «ОМики» возили людей на дачи. Из Саратова можно приплыть куда угодно, даже в Сочи. Должна быть престижная система путешествия, туризма. Поэтому и вокзал должен работать как речной вокзал, не обязательно там аппаратурой торговать.
 
  Епископ Покровский
  и Николаевский Пахомий:
 
  На протяжении нескольких лет мы были свидетелями противостояния между общественностью Саратова и представителями бизнеса, которые хотели построить на набережной, в историческом центре города здание развлекательного центра, которое окончательно изуродовало бы неповторимый облик Музейной площади. Будучи настоятелем Свято-Троицкого собора, я с тревогой и болью наблюдал за этим противостоянием, ибо мне всегда был небезразличен архитектурный облик Саратова, его исторические традиции. И с большой радостью воспринял известие о том, что благодаря усилиям неравнодушных людей принято решение о прекращении строительных работ. С Божьей помощью на этом месте будет устроен сквер, который станет любимым местом отдыха горожан и украсит Музейную площадь. Хотя место моего служения теперь изменилось, но я и сейчас очень люблю Свято-Троицкий собор, Саратов, и мне небезразлично, как выглядит исторический центр этого города. Поэтому от всего сердца хочу поблагодарить всех неравнодушных людей, благодаря стараниям которых этот вопрос решен в пользу жителей нашего города. Очень рад, что восторжествовали справедливость и бережное отношение к своему городу.
 
  Наталья КОРОЛЬКОВА,
  председатель Саратовской
  региональной
  общественной
  организации трезвости
  и здоровья:
  «Мы сейчас можем
  изуродовать облик
  Саратова»
 
  Там однозначно нельзя строить, потому что здания закроют самую красивую и старинную часть нашего города. С Волги пока еще видно здание управления РЖД, храм. Такого города, как Саратов, больше нет в России. Я не устаю это повторять. Мы сейчас можем совсем изуродовать его. На мой взгляд, возле здания речного вокзала должна быть парковая зона. Если на набережной есть хоть какая-то зелень, то там ее практически нет. Все застроено кафешками. Все суда, которые были, проданы Китаю. Давайте спросим, кто продал наш речпорт?  Это наше государство. Сейчас оно, видимо, опомнилось. Я помню, как у нас ходили «ОМики», «Ракеты», «Метеоры» и даже паром на пляж. До Самары на «Метеоре» можно было добраться за 8 часов. Сейчас Волга пустая, страшно смотреть на нее. Я не понимаю, например, почему федералы, которые взяли в собственность причальную стенку на набережной, ее не ремонтируют, не вкладывают в нее ни копейки денег. А если и вкладывают, то непонятно, куда они уходят. Нужно чтобы наша региональная власть приняла волевое решение, что набережная и все прилегающие к ней территории являются единой охранной зоной. Должен быть один хозяин, который отвечал бы за все, что происходит. Сейчас спросить не с кого. Выяснить, кому принадлежит кафе на набережной, нереально.
 
  Денис ФАДЕЕВ,
  вице-губернатор –
  руководитель аппарата
  губернатора Саратовской
  области:
  «Речной вокзал должен
  стать лицом города»
 
  Благоустройство территорий Саратовской области и в частности города Саратова является одним из приоритетов, которые обозначил губернатор. У областной и  городской власти есть четкая позиция по вопросу, связанному с площадкой перед речвокзалом, который долгое время не решался. Там необходимо навести порядок. К примеру, в Москве площадку бывшей гостиницы «Россия» решено передать под размещение парка с зелеными насаждениями. Я думаю,  по аналогии с этим на месте перед Саратовским речвокзалом хорошо было бы разбить сквер, цветники, чтобы те люди, которые приезжают к нам по Волге, видели не забор, который стоит уже 15 лет, а красивую благоустроенную зону. В этой связи нам необходимо решить и проблему  с самим речным вокзалом. Он должен стать лицом города. По нашим данным, в Саратов по Волге приезжают свыше 50 тысяч гостей ежегодно. Речвокзал и территория возле него могут стать хорошими «водными воротами» нашего города.
  Лидия ЗЛАТОГОРСКАЯ,
  председатель
  регионального отделения
  Союза журналистов
  России:
  «Вырастает целое
  поколение, которое
  ни разу не путешествовало
  по Волге»
 
  Мне кажется, там должно быть естественное продолжение площади, которая сформировалась рядом со «Словакией» перед речным вокзалом. Зеленый уголок, лавочки, что-то очень невысокое и уютное. Все, что выше пяти-десяти метров, будет закрывать вид на Троицкий собор. Ни в коем случае не должно быть никаких огромных многоэтажек, стел. Нужно завершить ансамбль, который уже сложился. Я только что была в Костроме, там набережная очень функциональная. Есть и спортивная площадка, где люди катаются на роликах, велосипедные дорожки или просто уголки, где люди сидят под тенью высоких деревьев. Обидно за нас, мы имеем огромную береговую линию вдоль Волги, к которой нельзя подойти. В городе, куда ни брось взгляд, везде наткнешься на жилое здание. А на набережной опасная оползневая зона, подтопления. Не стоит искушать судьбу и строить очередной небоскреб. Обидно мне и за нашу Волгу. Раньше река была труженицей, на ней было много пассажирских судов, яхт, осуществлялись перевозки. Сейчас плывешь по реке, и дай Бог если навстречу выплывет какой-то пароход. Человеку эта услуга должна не просто предлагаться, а навязываться. Кто-то должен думать, что вырастает целое поколение, которое ни разу не путешествовало по Волге. Это для нас трагедия.
 
  Наталия ВЛАСОВА,
  руководитель Ассоциации
  туристических агентств
  Саратова, директор сети
  турагентств TUI:
  «Волга, набережная –
  единственная ценность
  города»
 
  Конечно, лучше многоэтажку построить, у нас же их мало! Нашей набережной нужна не просто парковая зона, но и зона аттракционов, велосипедная дорожка и т.д. Я считаю Волгу и все, что с ней связано, в принципе единственной ценностью города. Больше у нас по большому счету ничего нет. Набережная не должна находиться в частных руках. Даже то, что строят коттеджи возле Волги и говорят: это мой пляж, не ходите сюда – тоже бред. Саратову необходим речной вокзал. Какой может быть город, если к нему нормально не приплывешь, ни подъедешь, не подлетишь? В советское время было хоть какое-то развитие, а сейчас мы, даже не знаю, в какой век вернулись. У нас в XIX веке движение по Волге было лучше, чем сейчас.
 

Фото Игоря ЧИЖОВА

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи