RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ТимоШОК и трепет Саратовского речвокзала
24 мая 2012, 01:53
Автор: Эльдар ГОНЗА
Комментарии: 20

Вчера в пресс-центре «Комсомолки» на свои проблемы жаловался журналистам председатель совета директоров ОАО «Поволжский туристический холдинг» Александр Тимошок. Он  рассказывал, как получилось так, что у Саратова нет речного вокзала, почему в нем теперь базируются магазины, офисы и третьесортная гостиница, и как дальше он собирается поступать со своими владениями. «Взгляд» попытался разобраться, насколько осуществимы планы выступавшего персонажа, сколько в его рассказах правды и сколько лукавства.
 
 
  Еще в середине мая саратовские общественники заинтересовались судьбой здания речного вокзала. Совместно с журналистами был проведен рейд, в ходе которого был выявлен ряд нарушений. «В прессе указывалось, что я организовываю что-то неправильно. Я хочу рассказать о том, что сейчас происходит на набережной и какие у нее перспективы», – заявил Тимошок, как только началась пресс-конференция. Но начал как-то издалека, с того, как к нему в руки попало помещение речного вокзала. По его словам, раньше на этой территории был организован базар, причем в самом худшем понимании этого слова. «Вместо гостиницы там были офисные помещения, а несколько номеров использовались как «гостиничный бомжатник», – пугал предприниматель. Кстати, в одном из офисов базировалась и компания Тимошка. Как он сам рассказал, в какой-то момент ему предложили взять помещения во владение, а потом и вовсе продали все активы. Было это аж в махровые девяностые. С тех пор, по словам Александра Михайловича, он неустанно думал о том, как бы преобразить доставшиеся ему здания и создать там полноценный… речпорт. Но, к сожалению, в силу различных причин предприниматель до сих пор не может осуществить свою мечту. Казалось он мог сделать это и четыре года назад, когда в его пользовании находились и причальная стенка, и прилегающая земля, и пассажирские перевозки. Но все как-то не срослось. Правда, по его мнению, определенный прогресс все же есть. Господин Тимошок рассказал журналистам, что сегодня у него одна из лучших гостиниц в городе, где останавливаются «солидные люди», а «в свое время даже Горбачев останавливался». Помимо этого, чтобы попасть в его развлекательное заведение под названием «Джельсомино», люди в очередь выстраиваются и записываются за несколько дней. Да и магазин бытовой техники «Эльдорадо» вот уже много лет остается самым лучшим в городе. В общем, с «базаром в худшем понимании» предприниматель считает, что справился.
 
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
 
  Потом Александр Михайлович начал рассказывать о том, как было бы хорошо построить полноценный порт с хорошей инфраструктурой и качественными речными перевозками, а главное, что это в его силах. Те журналисты, которые, видимо, не помнят, как несколько лет назад этот забавный персонаж выступал с такой же инициативой, заметно оживились и начали задавать вопросы по этой теме. Но тут же выяснилось, что предприниматель-то готов взяться за это большое благое дело, но вот земля, на которой должен вырасти практически город-сад, принадлежит не ему, и предназначена под жилищное строительство! На этом Александр Михайлович сделал особый акцент, и некоторые впечатлительные журналисты даже охнули. В доказательство своих слов бизнесмен рассказал, что это прописано даже в земельном кадастре.
  На самом деле Тимошок обманывал собравшихся. В соответствии с генеральным планом, а также Правилами землепользования и застройки земельный участок относится к особой территории и является местом общего пользования, а значит, никакой застройки там быть просто не может. В свое время земля принадлежала порту, но не была оформлена при  передаче недвижимости предпринимателю. Теперь невозможность владеть не только речвокзалом, но и участком под ним раздражает Александра Михайловича. Отчасти потому и была созвана пресс-конференция – предприниматель надеется, что вмешательство СМИ сможет повлиять на мифических застройщиков, а назначение земли будет изменено. «Ведь вы же настоящая четвертая власть!» – с искренним выражением лица заявил Тимошок.
 
«Я ДЕНЕГ НИКОГДА                  НЕ БРАЛ»
 
  Кто-то из журналистов вспомнил недавний рейд Общественной палаты, по территории, прилегающей к владениям Александра Михайловича, и спросил, кому принадлежат многочисленные кафе и детские аттракционы. «Я не знаю, это все не мое. У нас стояло одно кафе, но в прошлом году мы его снесли», – выпалил предприниматель после нескольких секунд раздумий. «Ну знаете, работники этих павильонов говорят, что арендуют места у вас», – не отставали журналисты. Явно не ожидавший таких неудобных вопросов Тимошок нервно застучал пальцем по столу и дал честное слово, что никогда и ни от кого не брал денег. «У меня прекрасная пенсия, зарплата, прекраснейшие дивиденды от моей деятельности. Я не распределяю территории, не занимаюсь незаконной деятельностью», – заверил он. Но про незаконную деятельность Тимошок вспомнил, конечно же, зря, потому что его тут же спросили про давнюю дружбу с Александром Румаком, который в 90-е годы был тесно связан с известным криминальным авторитетом по фамилии Чикунов. «Это тот парень, с которым мы вместе учились в институте, он прошел длинный трудовой путь. Это не уголовный элемент, это нормальный здоровый человек, и я не знаю о нем ничего криминального. Лет десять мы с ним уже не общаемся, но разошлись хорошо. Ну а то, что он был знаком с Чикуновым, ну жизнь такая, все в одной деревне живем!» – рассказал Александр Михайлович. Разошлись друзья действительно хорошо. По крайней мере, Александр Румак в качестве прощального подарка получил от друга пакет акций завода в Ленинском районе. Тимошок рассказал, что как-то друг пожаловался ему на плохую жизнь и на то, что у него ничего не получается. «Я подумал и решил подарить ему завод. У меня все равно до него никак руки не доходили, а теперь он там создал хорошее предприятие», – с нескрываемой гордостью говорил предприниматель, забыв упомянуть, что с Игорем Чикуновым он тоже имел довольно тесное знакомство и даже получил некоторые из его активов. Так, вместе с ними к нему попала знаменитая «чикуновская стоянка» у стадиона «Волга». Именно на ней проходили все крупные разборки начала 90-х, она была тем «арбитражным судом», где решались тогда споры «хозяйствующих субъектов».
 
БРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ
 
  И все же пришло время ответить на вопрос, каким образом пассажирский речной вокзал оказался в частных руках? До начала девяностых пассажирские и грузовые перевозки в районе Волги обеспечивало единое предприятие «Саратовский речной порт», находящееся в государственной собственности. Однако в ноябре 1990 года исполком Кировского райсовета народных депутатов принял решение о создании акционерного общества «Саратовский опытно-экспериментальный механический завод» (далее «СОЭМЗ) путем реорганизации ранее существовавшего предприятия. В феврале 1992 на конференции трудового коллектива «Саратовского речного порта» было принято решение о вступлении в АО «СОЭМЗ» в роли учредителя. Обществу была передана и часть средств речвокзала, в том числе гостиница площадью 2010 кв.м; ресторан – 1685 кв.м; транзитный вокзал – 3086 кв.м.
  При этом разрешения на передачу имущества от порта акционерному обществу получено не было и не только от федеральных властей, но даже от областного комитета по управлению имуществом (который до образования Росимущества осуществлял распоряжение федеральной собственностью, размещенной на территории области).
  Но по каким-то причинам КУИ не стал оспаривать действия по передаче части имущества Саратовского речного порта. Даже план приватизации Саратовского речпорта в 1994 году путем образования ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» был утвержден без учета переданного «СОЭМЗ» имущества.
  Впрочем, по имеющейся информации перечень мер для воздействия у новых акционеров на чиновников был широк. Не исключено, что в некоторых случаях для достижения договоренностей использовались даже люди из окружения Чикунова, которые путем бесед и прочих «ласк» с балансодержателями активов добивались нужного результата.
 
С ГУБЕРНАТОРСКОГО ПЛЕЧА
 
  Спустя  несколько лет в июне 1997 года собрание акционеров «СОЭМЗ» принимает решение о создании еще одного открытого акционерного общества «Поволжский выставочный центр» (ПВЦ). Акт передачи был оформлен в июле 1997 года и вскоре зарегистрирован администрацией. 7 августа 1997 года было издано распоряжение губернатора Саратовской области № 1033-р «Об участии Саратовской области в ОАО «Поволжский выставочный центр». В качестве взноса в общество было внесено имущество, которым распоряжался «СОЭМЗ», – здания пассажирского порта. Взамен область получала 51% акций. Таким образом, в составе ПВЦ доля госучастия уже была не 100%, а 51%, притом что практически все наиболее ликвидное недвижимое имущество общества составляли, опять же, здания вокзала. Некоторое время ситуация все же находилась под контролем области – у правительства был контрольный пакет акций. Но спустя полгода, в марте 1998, областной КУИ принял решение о продаже почти 19% пакета акций «СОЭМЗ». И, как только провели сделку по отчуждению акций в «СОЭМЗ»,  доля государства в ОАО «ПВЦ» упала ниже отметки  50%, а значит, появилась возможность для того, чтобы частники получили полный контроль.
 
ВЫШЕЛ ИЗ СУМРАКА
 
  10 мая 1999 года «СОЭМЗ» было проведено собрание акционеров. На нем было принято решение о создании ОАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» (далее ИФХ «Город»). Учредителями общества стали «СОЭМЗ» и «ПВЦ». Областной КУИ к этому моменту осознал, к чему ведет переброска акций и имущества, а потому голосовал против образования нового общества. Но было поздно, государство оказалось в меньшинстве. У него было лишь 752 голоса, в то время как за выдвинутое предложение было отдано 2530 голосов.
  В итоге в 1999 году было образовано ИФХ «Город». А спустя год, в мае 2000 года, директором холдинга стал Александр Тимошок. К этому моменту в состав новой структуры помимо «СОЭМЗ» вошли также ОАО «Завод монтажных заготовок», ОАО «Экран-центр» в лице генерального директора Светланы Тимошок (дочери предпринимателя), ОАО «Поволжский выставочный центр» в лице генерального директора Александра Тимошка. В составе акционеров были и физические лица. Ими оказались Светлана Тимошок и Андрей Тимошок (сын предпринимателя),  а также вышеупомянутый Александр Румак. Судя по всему, Румак и был председателем этого неформального «акционерного общества».
  Так, постепенно размывая государственную долю путем создания новых и новых структур и вводя в состав акционеров своих людей, Александр Тимошок получал контроль над компанией, распоряжающейся имуществом речного вокзала. Параллельно с этим шло и дальнейшее размывание доли государства в «СОЭМЗ».
  Одновременно с назначением Александра Тимошка на должность руководителя ИФХ «Город» общество «СОЭМЗ» было реорганизовано путем выделения из него двух компаний ЗАО «Агросервисный технологический центр» и ЗАО «Агропромышленные технологии». В итоге доля федеральной собственности в материнской компании составила лишь 16,16% от уставного капитала, а в дочерних – 23,03% и 22,68% соответственно. После этого в апреле 2001-го «СОЭМЗ» передал ИФХ «Город» в качестве взноса в уставный капитал помещения ресторана «Волна» и другие нежилые объекты, расположенные на Набережной Космонавтов.
 
***
  Вполне вероятно, что столь запутанная схема с передачей от одного акционерного общества к другому была реализована не случайно. Очевидно, что из-за этих действий Саратовская область окончательно потеряла пассажирский вокзал, но что приобрела взамен? Впрочем, «приватизаторы» допустили ошибку  на самом первом этапе операции. Передача имущества от порта к ОАО «СОЭМЗ» была проведена без согласия собственника имущества  – Российской Федерации и областного КУИ, распоряжавшегося в то время федеральными активами. Потому шанс вернуть имущество есть, например, через признание отсутствующим права собственности на выведенные активы у нынешнего владельца.
 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи