Классический, читай – советский цирк, известен благодаря не только великолепной школе, но и традициям, многие из которых со временем превратились в стереотипы. Конферансье во фраке и бабочке, объявляющий артистов, барабанная дробь перед «смертельными» номерами, неизменно алый цвет арены, свирепые хищники в клетках. От всего этого создатели жанра под условным названием «новый цирк» отказываются, не боясь потерять зрителя. Первооткрывателем ноу-хау явился канадский «Цирк Дю Солей». В России за эксперимент взялись постановщики из театра-цирка «Кракатук», которые 13 мая презентовали в Саратовском цирке имени братьев Никитиных шоу «Спящая красавица».
Программа стала вторым творением коллектива под руководством режиссера Василия Бархатова и художника-постановщика Максима Исаева. Первое шоу «Кракатук», от которого и получил название театр, циркачи уже успели показать больше тысячи раз. Оно снискало славу в Европе и было показано саратовским зрителям два года назад.
Тогда вольный пересказ сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» разделил горожан на два лагеря. Одни посчитали действо новым словом в искусстве и чуть ли не главным культурным впечатлением в жизни, а другие старались поскорее увести детей из цирка, где вместо дрессированных пуделей выступают ростовые куклы негров-пионеров, а гениальная музыка Чайковского грохочет в «утяжеленной» манере. Равнодушные были в меньшинстве.
От «Спящей красавицы» ждали, как минимум, повторения эффекта шока и трепета. Но трагическая история с хеппи-эндом от Шарля Перро, видимо, настолько убаюкала постановщиков, что действо получилось очень спокойным. Благо что жутковатых спецэффектов, которые так неоднозначно воспринимали зрители с неокрепшими умами, здесь не оказалось. При желании испугаться в цирке можно и за артистов, парящих под куполом. Но динамика, характерная для шоу, неразделенного на отдельные номера, и держащая зрителя в напряжении, была потеряна.
В отсутствие целостности действа глаз цеплялся за эффектные трюковые элементы. Основная нагрузка пришлась на гимнастов. Они летали на полотнах на двадцатиметровой высоте, исполняли на перекладине элементы, достойные Олимпиады в Лондоне, крутили фляги на батутах. Жонглеры и иллюзионисты разбавили эту компанию.
Уникальные цирковые находки практически целиком достались главной героине – принцессе Авроре. Пребывая в забытье после заклятия злой феи, она падала в большую колбу, наполненную водой. Оттуда промокшую до нитки девушку вытаскивал странный агрегат, напоминающий гигантские щипчики для сахара. Столетний сон Авроры завершался полетом на металлической кровати, которую удерживали мужчины в пышных красных юбках и с бараньими рогами на головах.
Эффектных нарядов, которыми славился «Кракатук», в «Спящей красавице» оказалось на удивление мало. Барышни, сопровождающие шоу в роли солисток кабаре, были одеты в разноцветные атласные платья старомодного фасона. В сравнении с прежним шоу, где во второстепенной сцене на арену выплывали пятиметровые вешалки с кафтанами, «Красавица» терпит фиаско.
Возможно, шоу подвела банальная нехватка времени. На пресс-конференции продюсер проекта Олег Чесноков не скрывал, что обкатывать программу придется еще очень долго и до Саратова цирковую сказку успели показать только в двух городах России. К тому же первоначально «Красавица» была заточена под сценический, почти камерный показ. На небольшом пространстве нужный эффект создать гораздо проще, а просторная цирковая арена, как выяснилось, даже в разгар шоу может выглядеть пустовато.
В Саратовском цирке «Спящую красавицу» будут показывать до 27 мая. Жанр нового цирка хорош своей пластичностью, и именно это должно помочь артистам и режиссерам еще в нашем городе внести в шоу необходимые коррективы. Действо с вывеской «новый европейский цирк» этого явно заслуживает.
Фото Юрия НАБАТОВА
|