RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
Парные несогласные
17 мая 2012, 02:40
Автор: Елена НАЛИМОВА
Комментарии: 5

В сферу ответственности Юрия Моисеева, сделавшего карьерный рывок к должности зампреда по инфраструктуре правительства Саратовской области, входит  обширный круг вопросов: строительство, тарифы, дороги, транспорт и ЖКХ. Один из выходов: чтобы не быть погребенным под многочисленными  проблемами таких разных и сложных отраслей, опираться на опыт профессионалов. За 20 лет работы на рынке строительства и недвижимости группы компаний «Лепта»  на правительственных и муниципальных постах сменился не один чиновник. И каждый из них предлагал  собственные уникальные и единственно верные рецепты. Какую программу действий  прочит региону зампред Юрий Моисеев, как будут расставлены акценты в строительстве, можно ли  управлять управляющими компаниями  и когда инвесторы и пассажиры Саратовского аэропорта перестанут «упираться коленками»  – об этом и многом другом председатель совета директоров группы компаний «Лепта» Яков Стрельцин спросил Юрия Моисеева  в проекте «Взгляда» «Парные несогласные».
 
БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ
 
  – Юрий Михайлович, мы с вами знакомы не так давно, но, я думаю, читатели хотели бы знать о вас чуть-чуть больше: где вы родились, где служили, где работали? Я думаю, что это будет иметь значение даже для вашей работы.
  – Родился я в городе Энгельсе. Учился в Марксе. Окончил там школу с отличием. Потом  техникум с отличием. Сельскохозяйственный. Поступил в институт механизации сельского хозяйства. Но там была военная кафедра. А, как вы помните, раньше считалось неправильно, если мужчина не служил в армии. Поэтому я забрал документы, перевелся в экономический институт и ушел спокойно в армию. Отслужил в Военно-воздушных войсках.
  – Я так понимаю, по-серьезному?
  – Да, я застал все горячие точки, которые были при Советском Союзе, начиная с Грузии 1989 года и заканчивая Молдавией. База, где я служил, находилась в Пскове. Но там я был всего 7 месяцев, все остальное время мы летали по заданиям.
  – У вас были боевые награды?
  – Награды за боевые заслуги, знаки отличия первой степени в воинской службе, остальные юбилейные.
  – «За боевые заслуги» – это боевая медаль. За что ее дали?
  – Дали во время событий в Нагорном Карабахе. Мне было тогда двадцать. Я помню, в некоторых газетах писали, что я где-то купил эту медаль. Эту информацию даже перепроверяли через Министерство обороны. Но я считаю, что только человек с больной головой может просто так носить эти награды. Медали подписывал еще Георгадзе. Вручал их нам лично Горбачев. Он тогда был главнокомандующим. Хотя я первый раз надел их только четыре года назад, на День Победы. У себя в Марксе я стеснялся их носить… А сейчас к каждому празднику, к 9 Мая награждают юбилейными медалями –  за содействие милиции, другим федеральным органам. Полтора десятка, наверное, уже точно есть.
  –  После возвращения из армии и окончания института чем стали заниматься?
  – Раньше у нас в Марксе был представительский центр агротехники, я там работал заместителем директора, потом был директором рынка, который входил в состав потребительского общества. Помните, такие были? Потом меня назначили председателем потребительского общества, куда входили и рынок, и сорок магазинов Марксовского района.
  – Это была крррутая организация…
  – Мне даже говорили, что это круче, чем председатель колхоза. Потом потребительские общества у нас в районе пришли в упадок, и я начал создавать свой бизнес. Построил первый молочный завод «Атикс-Маркс». С нуля. Привез немецкое оборудование и начал заниматься молочным бизнесом. Отработал в нем  около семи лет. Параллельно был депутатом районного собрания первого созыва. Во время второго созыва меня избрали главой Марксовского муниципального района.
  – В этой должности вам пришлось столкнуться и со строительством, и с сельским хозяйством, с ЖКХ, то есть со всеми проблемами, которые присущи городу среднего размера.
  – Да, и сейчас работа связана именно с этим. Единственное, в должности главы Марксовского района я не углублялся в транспортные проблемы. Все остальное мне знакомо. Сейчас просто выше уровень.
 
СОВЕТ ПРОТИВ
РАЗРУХИ
 
  – Какое направление сейчас наиболее тяжелое, наиболее актуальное? Что занимает больше всего времени?
  – Наверное, как и везде, это проблемы ЖКХ и дороги.
  – У вас никогда не возникало мысли, что ЖКХ и строительство – это близкие, но не совсем родственные виды деятельности, что их не стоит объединять?
  – Мы с Сергеем Васильевичем (министром строительства и ЖКХ области С.В. Канчером. – Авт.) уже думали на эту тему. Действительно, может быть, стоит разделить министерство строительства и ЖКХ на два, как это было раньше…
  – Просто я хочу напомнить, что когда-то управление ЖКХ было объединено вместе с министерством энергетики. Логика здесь такая: есть поставщики электроэнергии, тепла, воды и есть потребители этих услуг. На сегодняшний день это управляющие компании, городские организации. Если бы они работали вместе, на мой взгляд, человека, который видел и ту, и другую структуру, это было бы лучше. То, что строительство и ЖКХ должны быть в одном флаконе, задало когда-то министерство регионального развития. Мне кажется, это не оправдано, хотя и повторяет федеральную структуру. В некоторых областях их разделили. Строительство само по себе достаточно сложный блок, в который попадают интересы большого числа лиц. Например, вы представляете масштабы  аварийного жилья в Саратове и области?
  – Конечно, представляю. По-моему, около семисот домов (где-то пятьсот тысяч квадратных метров)  по всей области.
  – На самом деле гораздо больше. Только у нас в городе ветхого аварийного жилья сотни тысяч квадратных метров. Плюс каждый год к ним прибавляются еще десятки тысяч квадратных метров. Темпы расселения за этими процессами не успевают. Какой вариант решения проблемы видится вам – человеку со свежим взглядом, который недавно пришел в правительство?
  – Что касается переселения из ветхого и аварийного жилья, программа по Федеральному закону №185ФЗ  будет работать и в 2013-м, и 2014 годах. И я говорил, когда еще работал в Марксовском районе, что без помощи федеральных денег нам эту проблему не решить. Нужно принимать какие-то решения на уровне депутатов Федерального Собрания, чтобы эта программа как можно дольше работала и финансировалась. Я считаю, что проблема только в деньгах.
  –  Я позволю себе с этим не согласиться.
  – Почему?
  – Гарантирую, что даже, когда у вас будут все необходимые деньги, при расселении из аварийных домов будут возникать проблемы. Закон не позволяет лишить человека жилья. Что делать, если человек живет в доме, из которого он не хочет отселяться? Оснований, позволяющих его выселить, нет. Механизм изъятия, о котором мы говорим уже десятки лет, не работает. Заниматься этим у нас ни город, ни область не хотят. На этом этапе, поверьте, теряется 15-20, а иногда даже больше процентов денег на строительство. Там, где можно было бы отселить, скажем, 1000 семей, отселяют 900. Если вы хотите, чтобы этот механизм заработал, вам придется выстроить жесткую систему ответственности с муниципалитетами.
  – Я с вами согласен, но не правительство должно этим заниматься. Есть 131 Федеральный закон, муниципалитеты и главы должны в этом направлении работать. По-другому нельзя. У нас сейчас сформирован Дорожный фонд. 43 процента этих средств мы отправили муниципальным образованиям, но некоторые из глав даже не приняли программу! Так о чем говорим? Это же работа местной власти. Я не понимаю, если бы я был главой района и мне дали миллион, я бы быстро все сделал…
  – Такой плотности аварийных домов, как в Саратове, я думаю, по России еще нужно поискать. Причем многие из них являются памятниками истории. Для таких домов существует механизм, который называется «Конкурс на развитие застроенных территорий». На сегодняшний день этот механизм мертвый. Мы его пытаемся толкать на всех уровнях, в том числе на областном  и городском градостроительных советах. Я думаю, что областной градостроительный совет, работу которого, насколько я понимаю, вы сейчас собираетесь возобновить, тоже будет поднимать эти темы.
  – Безусловно. В других городах, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Ростове, я знаю, интересуются этой проблемой. Причем этим нужно заниматься с главами администраций.
  – То есть разруха начинается в головах?
  – Так точно! Разруха начинается на местах. Так же происходило и в Саратовской области, наверное, потому, что было много политики. Сейчас Валерий Васильевич Радаев сказал: «Никакой политики не будет!». И правильно. Политики не должно быть.
  – Как же без политики?
  – А вот так! Не будет политики. У нас половина глав районов  раньше либо политиканством занималась, либо вообще ничем. Но обратный процесс уже пошел: Балашов сейчас исправился, в Петровске начинают исправляться. В Балакове теперь, я думаю, тоже будет спокойствие. Команда будет настроена на работу, а не на развал и не на выяснение отношений, кто главнее: то ли глава района, то ли глава администрации.
  – Юрий Михайлович, на мой взгляд, вы можете и должны приглашать на градостроительный совет неограниченный круг специалистов, профессионалов из бизнеса, правительственных структур…
  – Знаете, какое мнение у меня по поводу всех советов? Опять маленький пример из города Маркса. У меня были советы предпринимателей, советы ветеранов, общественников … Для чего они нужны? Не должно быть так, что я начальник, а все остальные дураки. Нужно сесть за круглый стол, где у каждого будет свое мнение. Сейчас мы так работаем с  министерствами. Например, у нас в области много лет проблема с транспортом. Потому что каждый раз приходил новый министр, и начиналось: того убрать, этого поставить. Передел собственности! Такого больше не будет. Мы будем принимать решения на совете директоров. То же самое по дорожникам. Конкурсы выигрывали одни и те же организации. Другие обижались. По этому поводу тоже соберем совет директоров. И градостроительные советы нам нужны для того, чтобы принимать совместные решения. И есть, например,  мнение Якова Стрельцина, но и оно может быть неправильным. 
  – Совершенно согласен.
 
ПОЛЕТЫ ВО СНЕ
И НАЯВУ
 
  – Аэропорт – один из крупных проектов, о которых вы уже заявили. Но есть вещи, которые мы все понимаем на уровне ощущений. ЯК-42, в котором коленки упираются в переднее сидение, пересадки в Москве  – все это раздражает пассажиров, и инвесторов в первую очередь. А они любят комфорт во всем. Хотелось бы услышать ваше мнение по этим вопросам и с точки зрения пассажира, и с точки зрения чиновника.
  – С точки зрения пассажира, вы сами все сказали. Действительно, ЯК-42 не удобны и для инвесторов, и для жителей, а также гостей области. Как чиновник, могу сказать: нам часто приходится летать в Москву на деловые встречи, потому что люди предпочитают встречаться там, нежели лететь в Саратов. Будет аэропорт – и будут какие-то дополнительные инвестиции, пассажирские  и грузопотоки, а соответственно, и дополнительные вливания в нашу экономику. Валерий Васильевич Радаев пролоббировал в Москве средства на строительство нашего аэропорта. Я уже ездил в Администрацию гражданских аэропортов. Мы подали заявки на изменения Федеральной адресной инвестиционной программы. 24 мая будет заседание правительства, они утвердят эту программу, и  в июне у нас  с вами уже будут деньги.
  – Но инвесторы подтянутся тогда, когда будут знать точную дату запуска терминала, вы ее знаете?
  – Мы уже собирали два совещания в Сабуровке. Там были проектанты, комитет капитального строительства, все наши министерства. А на следующий день было проведено расширенное совещание с привлечением Агентства гражданских аэропортов. На нем присутствовали два инвестора.
  Еще нужно будет рассчитать пассажирооборот.
  – Пассажирооборот придется  формировать насильственно.  Ломать его можно только через Москву, чтобы они пускали транзиты…
  Наверное, лоббировать данные интересы должна та компания, которая зайдет к нам в качестве инвестора. У нас сейчас хорошие отношения с Администрацией гражданских аэропортов. Поэтому, я думаю, эти интересы должны пролоббироваться.
  – Кто будет пользоваться новым аэропортом? Наши внуки, правнуки?
  – Нет. Программа рассчитана на 2012-2014 годы. Федеральные деньги тоже рассчитаны по годам: на 2012 год –  500 млн руб., на 2013 год  – 2 млрд, на 2014-й – 2 млрд. Я думаю, в течение трех-четырех лет аэропорт в Саратовской области должен открыться. Приложим максимум усилий. Я думаю, мы это сдвинем.
  –  Немаловажный вопрос – инфраструктура, дорога до аэропорта. Если там удастся перераспределить транспортные потоки, а это, если честно, достигается только административным ресурсом, дорога до Сабуровки станет очень привлекательной. Вся земля слева и справа будет скуплена, как в свое время скупались участки, когда строился  мост в районе Пристанного. Уже есть планы на этот счет?
  – Вот-вот, когда люди узнали о строительстве аэропорта,  сразу засуетились, и к нам приехали итальянские инвесторы. Речь шла о домостроительном комбинате в районе Дубков. Приезжала самарская фирма. Я сам был удивлен! Они говорили, – землю будем оживлять, будем строить здесь дома, малоэтажную застройку… Хотя там пока чистое поле!
  – Строить в чистом поле – это хорошо, но, если вы знаете, у нас сейчас в городе в остатке примерно 120-125 тысяч нераспроданных квадратных метров жилья в уже сданных домах, зарегистрированных в Регпалате. Что с ними делать? Я понимаю то, о чем вы говорите: новое строительство будет дешевле, но все же построенное тоже надо продавать.
  – Да, все это важно. Но Саратовская область сейчас активно занимается привлечением федеральных денег. Думаю, что в этом направлении еще стоит работать и работать. Потому что кроме обычных покупателей жилья у нас еще работают программы по переселению ветеранов ВОВ, чернобыльцев, программа по детям-сиротам.
  – У  нас немало своих застройщиков…
  – Безусловно, не зря регион сейчас на высоком уровне по количеству сдаваемого жилья. Но мое мнение по этому поводу такое –  вот вы были в Солнечном?  Там безликие панельные дома. Не знаю, кто это допускал. Многие панели лопнувшие –  как принимают такие дома? У нас там какая технология по строительству панелей? Наверное, еще советского времени…
  – 1964 год.
  – Я считаю, что это исправит конкуренция на рынке и новые технологии.  Например, итальянские – мы уже видели презентацию, там  современные, качественно отделанные дома.  А наши застройщики пускай подтягиваются к этому. Когда приезжаешь в Европу и смотришь на панельные дома, там есть эстетика. А у нас, извините, как в Китае, – кто во что горазд. Кто лоджии стеклит, кто не стеклит. Кто фасады отделывает,  кто не отделывает. Но если мы говорим о туризме, привлечении инвесторов, то мы должны облик Саратова не только в центре, но и на окраинах как-то благоустраивать.
  – Я с вами соглашусь. Когда-то мы с компанией «Кронверк»  обсуждали возможность приобретения  московских серий, которые имеют семь типов размеров и высоту до 24 этажей. Но «Кронверк» принял решение перейти просто на утепленную панель, все прочее казалось слишком дорогим.  Просто рынок Саратова завязан, в первую очередь на доходах населения. Если помните, Путин, когда приезжал, обратил внимание на то, какой средний доход в Саратове. 16 тысяч рублей, когда средний  по России 24 тысячи. Разрыв колоссальный!  Без подтягивания средней зарплаты развивать строительство новых ее микрорайонов невозможно. А подтягивать только за счет бюджета  нельзя, надо поднимать промышленность, экономику…
  – Яков Саввич, буквально на днях было совещание, и Валерий Васильевич говорил об этом с бизнесом. О теневой зарплате, которая выдается в конвертах. Поэтому и  статистика такая. Нужно развивать предприятия, производство. Но если говорить о том же домостроительном комбинате в Дубках – сто миллионов евро вложат в нашу экономику, создадут около тысячи рабочих мест со средней нормальной зарплатой. Тогда и  экономика поднимется, и подтянутся другие предприятия.
 
КОМУ ЭТО НУЖНО
 
  – Да, этот процесс неизбежен. Тут вариант очень простой – или перевооружаться самим, или пользоваться чужой технологией. Если саратовский рынок не сможет поглотить эти квадратные метры, то  инвесторы уйдут в другие регионы.
  – Правильно вы говорите, почему не выбрать Саратов? Первоначально они хотели идти в Самару или Волгоград, но спасибо нашему земляку Денису Филиппову (экс-министр строительства и ЖКХ области. – Авт.) Он привез их в наш регион. И инвесторы уже думают: а где ставить порт, чтобы строительные панели, которые они будут выпускать, доставлялись из Саратова и в Волгоград, и в Казань, и в Самару по реке – это самый дешевый вид транспорта. То же самое по железной дороге. Они работают на перспективу. Не только на Саратовский регион, а на Приволжский округ и ближайшие города.
  – Юрий Михайлович, на Волге было около сорока портов, из них в живых остались, наверное, четыре. И все частные. Хотя и сто лет назад, и сейчас  они очень важны, потому что поток, который они пропускают в сезон, с железной дорогой несравним, и пока относительно дешевый. К этой проблеме как вы относитесь?
  – Скоро начнем этим заниматься. Думаю, что сейчас переведем саратовский причал из федеральной собственности в областную, и тогда будем уже смотреть. Капитальный ремонт давно не проводился…
  – Я не только о причале. На самом деле, для того чтобы запустить эту систему, нужно просчитать поток грузов, который идет  через порты. Услуги на этом рынке можно удвоить.
  – Но опять же…Было бы что возить.
  – Раньше у нас был судоремонтный завод. Сейчас на той протяженности берега Волги в Саратовской области поставить новый судоремонтный завод – как нечего делать. Чтобы не только не ремонтировать, но и изготавливать…
  – Яков Саввич, ну кто этим будет заниматься?
   – Инвестор частный. Тут только надо обозначить, что это интересно для области. Ведь у нас сейчас ни одной новой баржи нет!
  – Я скажу про инвестиции. Поработав один месяц с Валерием Васильевичем Радаевым, я встречался, наверное, с пятью или шестью инвесторами. Сейчас двери всем открыты. И, наверное, инвестиционный климат все, что вы говорите, подготовит. Сейчас министерство инвестиционной политики вместе с Павлом Владимировичем Большедановым занимается тем, какие льготы и какие поощрения сделать инвесторам.
 
КОМАНДА МОЛОДОСТИ
 
  – Да, это уникальный момент, которого раньше в нашей области не было, карт-бланш для инвестора – делай все, что надо, поддержка будет со всех сторон. Но, как вы считаете, вся ли команда, которая сейчас сформировалась в правительстве, может адекватно выполнять эти задачи? Ведь люди собрались разные, с разным опытом за плечами…
  – Да, я понимаю, о чем вы говорите. Когда я был главой, часто ездил в правительство Саратовской области и видел, что там происходит. Все мы знаем, что даже внутри правительства были две-три коалиции, которые выясняли отношения между собой и не понимали, кто главный. Сейчас этого нет. У нас есть задача, поставленная губернатором. Есть вице-губернатор, который собирает зампредов два-три раза в неделю. Ведем общие направления, планируем графики работы, да, сидим допоздна, но это первое время…
  – Как вы думаете, вы со всеми коллегами по правительству находитесь на одном профессиональном уровне?
  – Профессионализм приходит со временем. Вот я пришел и я не в полной мере профессионал, но стараюсь учиться. У каждого человека, что пришел в правительство, глаза горят и есть желание учиться.
  – Хотелось бы затронуть тему дорог, которых в Саратовской области все равно что нет…
  – Что касается дорог, у нас создан областной Дорожный фонд –  4, 8 млрд руб. 43% из этих денег были направлены, как я уже говорил, в муниципалитеты. И сейчас смотрим выборочно, где очень плохие дороги, туда направляем средства. Валерий Васильевич подготовил письмо на Игоря Левитина  (Министр транспорта РФ – Авт.) о передаче дорог регионального значения – это дорога Самара–Пугачев–Балаково–Энгельс–Саратов и дорога Саратов–Озинки – на федеральный уровень. Для чего? Тем самым мы можем сэкономить до 30%. Если удастся это сделать, то это будет один из прорывов для Саратовской области.
  – Каждый новый губернатор дает нам слово решить вопрос с дорогами. Вы помните? Вы же работали с Ипатовым…
  – Нет, я считаю, что в этом году первый раз так взялись за эту проблему. Я общался с дорожниками. Если раньше около 8% шло на содержание дорог, то в этом году мы довели этот уровень до 18%. Дай Бог, область будет развиваться, будет работать Дорожный фонд... Для сравнения, в Татарстане он – 12 миллиардов, а у нас пока 4,8 млрд.
 
«РАБОТАТЬ НЕ ХОТЯТ!»
 
  – Тут есть элемент цикличности. Надо развиваться, чтобы привлекать инвесторов, инвесторы будут вкладываться в развитие инфраструктуры. Это мультипликативный эффект, когда вбрасывается, условно, тысяча рублей, а в работающей системе она превращается в 4 тысячи. Но если тысяча вбрасывается в систему, которая не работает, то она превращается в 500 рублей. Тогда денег больше никто не даст.
  – Яков Саввич, вот мы говорим: зарплаты низкие, безработица. А люди просто не хотят работать! Вот, возьмите, например, сферу ЖКХ. Там же бардак полный!
  – И что вы с этим собираетесь делать?
  – В этом году мы будем последний год  работать по Федеральному закону №185ФЗ  – делать капитальный ремонт домов. Но потом мы хотим сделать свой региональный фонд по развитию ЖКХ. И как-то с людьми будем разговаривать. Почему исторические дома в таком состоянии? Потому что люди плохо относились к своему жилью. Нужно, чтобы народ сам принял тарифы по капитальному ремонту.
  –  Жильцы не в состоянии сами содержать исторические здания, это дорогое удовольствие…
   – Не  в состоянии, но могут установить тарифы, которые аккумулируются в управляющей компании. Собирается общее собрание жильцов, и жильцы принимают решение – ремонтировать свой дом или нет. В Татарстане,  Самаре это уже работает. А в Саратове  зависит только от управляющей компании.  Это неправильно, это бардак.
  – Этот бардак давно передан в частные руки, и полномочия власти тут значительно сужены.
  – Минуточку. У меня подход такой: для чего тогда власть, если мы не можем выстроить бизнес? Приезжайте в Маркс, посмотрите. Да везде частники, везде ООО, но все подчинились власти. Так должно быть и здесь.
  – Как конкретно вы собираетесь формировать отношения с управляющими компаниями?
  – Сейчас они обманывают жильцов. Люди платят им за тепло, газ, свет, воду, а потом деньги исчезают непонятно куда. Будем приглашать управляющие компании, разъяснять и, если кто-то не будет понимать, будем работать через городскую инспекцию. У нас есть инструменты для этого. Понимаете, власть для народа! Почему мы должны покрывать управляющие компании?!
  – Вот вы сейчас обозначили жесткую позицию по УК, и все жалобы от населения пойдут к вам. Готовы? В этой сфере выстроить систему до приемлемого уровня пока никому не удавалось.
  – Пусть жалуются. Я только вчера собирал совещание по этому поводу и озадачил министерство. До 1 июля мы доведем наши позиции до всех УК. Должно быть так:  управляющая  компания создает свой сайт. Зашел человек, посмотрел адрес дома, сколько денег собрано на текущий, капитальный ремонт, сколько было потрачено.
  Мы скажем компаниям: если вы этого не сделаете, у вас будут проблемы, уважаемые. А проблемы мы найдем… В  Марксе, например, мы все это побороли, там есть сайты. Главное, чтобы и муниципальная власть работала, занималась этими проблемами, а не просто просиживала.   
  – ЖКХ – это очень важно, народ вам этого не забудет. Но  в заключение хочу еще раз сделать акцент на том, что вы являетесь зампредом по инфраструктуре, а это основа развития региона. Там, где есть инфраструктура, инженерные сети, дороги, – туда пойдет инвестор. Я хочу напомнить, что ваш предшественник тоже прошел через Марксовский район и, на мой взгляд, более чем успешно. Это был один из самых профессиональных зампредов за последние двадцать лет. Поэтому у вас здесь очень неплохая дорога протоптана.
  – Да, так получилось, что я Александра Михайловича Стрелюхина заменил, когда он был главой администрации в Марксе, то же самое получилось сейчас – я опять занял его кабинет. Стоит отметить и наработки зампреда Дмитрия Федотова. В сфере строительства и ЖКХ область участвовала во многих федеральных программах. С Федотовым я тоже много работал, будучи еще главой Марксовской администрации. И  сейчас от совета не откажусь.
  – Я хочу пожелать вам успехов на этом длинном и нелегком пути.
Записала

Фото Юрия НАБАТОВА
 

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи