RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ЛУЧШИЙ НАШ ПОДАРОЧЕК - ЭТО ТЫ!
15 марта 2007, 18:45
Автор: Елена Балаян

Иван Вырыпаев осчастливил саратовских театралов еще одним шедевром

Премьера спектакля «Валентинов день» по пьесе не-безызвестного саратовцам молодого драматурга Ивана Вырыпаева в постановке московского режиссера, преподавателя школы-студии МХТ Виктора Рыжакова Театр драмы представил зрителям аккурат к международному женскому дню.

Сам Иван Вырыпаев (известен саратовцам по нашумевшему спектаклю «Кислород») определил «Валентинов день» как некое продолжение культовой пьесы Рощина «Валентин и Валентина», весьма популярной в 70-е годы. Вырыпаев переосмыслил историю советских Ромео и Джульетты, превратив ее в постмодернистскую мелодраму. Сюжет спектакля прост. Валентин (Юрий Кудинов) и Валентина (Валентина Федотова) любят друг друга. Но волею судеб вместе им быть не суждено. Девушка Катька, безнадежно влюбленная в Валентина, путем обмана женит его на себе. В итоге все трое становятся несчастными...
В «Валентиновом дне» Вырыпаев продолжает обыгрывать тему любовного треугольника, излюбленную им еще со времен дебютного фильма «Эйфория». С той лишь разницей, что один из участников этого треугольника, Валентин, умирает не насильственной смертью, а наступившей как результат многолетних метаний «меж двух огней» и тяжелых нравственных переживаний.
Что до накала страстей, то он у Вырыпаева как всегда впечатляет. В «Эйфории» героиня бросается в любовный омут с такой силой, что не только себя - дочку свою единственную забывает. В «Валентиновом дне» с любовью все тоже очень серьезно. Валентина влюбляется в Валентина «не потому, что хотела этого, просто так случилось...» Любовь у Вырыпаева всегда кошмарна, это - стихия, сопротивляться которой так же бесполезно, как бороться с цунами. А уж разрушения, которые она производит, по масштабу можно сравнить разве что с военными действиями. «Я полюбила и началась война...»
Если страсти, то роковые, если любовь, то до гроба. Похоже, выходцу из холодного города Иркутска не дают покоя лавры Эсхила и Софокла. Не исключено, что не обошлось здесь и без Вильяма нашего Шекспира, которому Вырыпаев, очевидно, пытается подражать.
Впрочем, есть в спектакле момент покруче эсхиловских страстей. Мысль о возможном, но так, увы, и несбывшемся прощении (сон Валентины) выводит «Валентинов день» на уровень куда более высокий, чем банальная лав-стори.
Продолжая разговор о достоинствах, можно с уверенностью сказать, что самое захватывающее в спектакле - это игра актеров. Катька в блистательном исполнении Риммы Беляковой - без преувеличений шедевр. Масштаб метаморфозы поражает: вместо гранд-дамы, которой мы всегда привыкли видеть Римму Ивановну в жизни, перед нами предстает опустившаяся, глубоко несчастная старуха, которая пьет водку, ругается матом и прокуренным голосом поет под баян блатные песни. Все углы в Катькиной комнате заставлены бутылками из-под водки. Виктор Рыжаков использует эту «тару» в качестве декорации - он обставляет ею по периметру всю сцену. За этой оградой, словно за колючей проволокой, и происходит действие.
Если говорить о режиссерской стилистике, следует отметить, что «Валентинов день» - это совсем не тот театр, к которому мы все привыкли.
Определить это одним словом трудно, можно лишь сказать, что нечто подобное делал в свое время театр АТХ. Не случайно у бывшего атэховца Юрия Кудинова в этом спектакле словно выросли крылья. Что до остальных актеров (в спектакле также заняты Татьяна Родионова и Григорий Алексеев), то тут остается лишь удивляться, как за такой короткий промежуток времени (репетиции шли всего полтора месяца) они сумели освоить столь непривычную для себя манеру игры.
Рыжаков умело играет театральными метафорами. Он символически переосмысливает знаменитый драматургический афоризм о том, что если на сцене висит ружье, то в финале оно обязательно выстрелит. В спектакле ружье стреляет целых два раза. Дважды Валентина пытается убить ненавистную соперницу, и дважды ее выстрелы оказываются холостыми...
«Валентинов день» - это, кроме всего прочего, еще и респект в сторону замечательных артисток Валентины Федотовой и Риммы Беляковой, у каждой из которых в этом году юбилеи. И хотя сам автор пьесы Иван Вырыпаев - личность весьма неоднозначная, постановка стоит того, чтобы быть подаренной таким актрисам.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи