RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
СЕКРЕТ ГРИШИНЕЛЯ
07 марта 2007, 18:57
Автор: Елена БАЛАЯН

Странный тендер

По словам министра информации и печати области Андрея Костенко, необходимость проведения конкурса была продиктована ФЗ-94. Желающих поучаствовать в нем оказалось всего двое - автономная некоммерческая организация «Волга-XXI век» и ООО «Редакция газеты «Промышленность Поволжья». Кроме опыта работы на издательской ниве и наличия портфеля рукописей, в конкурсе было еще одно существенное условие - цена контракта. Иными словами, это та сумма, за которую претендент обязуется выполнить оговоренный объем работ - в данном случае выпуск шести сдвоенных номеров журнала. Организация Сергея Гришина предложила выполнить контракт за 1 млн 400 руб. - на 112 тысяч рублей дешевле суммы, на которую рассчитывал Николай Болкунов. И в итоге победила.
Такой подход к изданию литературно-художественного журнала, мягко говоря, удивляет. Логика проста как дважды два: кто меньше денег из бюджета попросит, тот и победитель. Напрашивается вопрос: а если бы нашелся третий претендент, который пообещал бы сделать из «Волги» конфетку не за миллион четыреста, а, скажем, тысяч эдак за 25? Неужели и тогда вопрос цены стал бы для министерства решающим?
И почему претендентов на издание оказалось только два, а не три и не десять? Как могло случиться, что во всей области не нашлось ни одного литературного объединения, члены которого пожелали бы унаследовать славное детище Сергея Боровикова? И неужто сам Сергей Боровиков отказался бы от такой чести - издавать свой любимый журнал?
По мнению известного саратовского писателя и публициста Романа Арбитмана, отдать «Волгу» Боровикову было бы вполне логично. Ведь именно при нем издание достигло пика популярности и стало, по оценкам экспертов, лучшим провинциальным альманахом страны (малая Букеровская премия, полученная «Волгой» в 94-м году, тому свидетельство).

Аффтар, выпий йаду!

Однако минпечати предпочло Боровикову Гришина. И это несмотря на то, что никакого отношения к изданию литературно-художественных журналов тот никогда не имел. Последние годы Гришин редактирует мало кому известные журналы «Промышленность Поволжья» и «Транспорт Поволжья».
Еще у Сергея Гришина есть свой издательский дом, который он назвал... «Гришинель». По этому поводу хочется выразить Сергею Евгеньевичу особый респект. Иногда просто поражаешься, какая у человека бывает бездна вкуса! Мы, конечно, не знаем, что означает сие благозвучное слово, но думаем, что это нечто среднее между гоголевской «Шинелью» и французскими духами «Шанель № 5». Конечно, есть в русском народном языке еще и другие хорошие слова. Такие, например, как «шармэль», «натюрэль», «отель» и «бордель». Но имеют ли они отношение к «Гришинелю», можно лишь догадываться.
По словам экс-редактора журнала Николая Болкунова, тех денег, что выделяло до сих пор редакции министерство, едва хватало, чтобы свести концы с концами. Мы хотели спросить у Сергея Гришина, как он собирается выруливать из столь скромного финансового положения. Намерен ли он привлекать спонсоров или ограничится банальной экономией на сотрудниках. Однако получить ответ на этот сакраментальный вопрос так и не удалось: несмотря на наши настойчивые просьбы, Сергей Евгеньевич, к сожалению, так и не нашел времени с нами встретиться.

Литературный винегрет

Бурная деятельность, которую развел новый издатель вокруг «Волги», напоминает попытку реанимировать труп. При этом сам способ «реанимации» выглядит довольно странно. Дело в том, что как истинный дипломат Сергей Гришин решил привлечь к сотрудничеству сразу несколько писательских групп. Первую условно назовем группой Сергея Боровикова. Это те люди, которые активно печатались в старой, «доболкуновской» «Волге» - Анна Сафронова, Алексей Галицын, Роман Арбитман, Вадим Михайлин и некоторые другие. Ко второй группе относится созданная два года назад Ассоциация саратовских писателей (АСП), в которую вошли Михаил Каришнев-Лубоцкий, Александр Амусин, Ольга Клюкина и другие - всего 18 человек. Третья литературная «группировка» - местное отделение всероссийского Союза писателей во главе с Владимиром Масяном. С каждым из этих объединений Гришин намерен заключить договор на издание отдельного номера «Волги». Посмотрим, дескать, у кого лучше получится.
То, что Сергей Гришин считает нормальной конкурентной средой, на деле выглядит как банальная попытка стравить писателей между собой. Если бы речь шла о разных журналах, то естественным показателем конкуренции служили бы тиражи. О какой конкуренции может идти речь, если на кону только одно издание с одним единственным бюджетным финансированием?
Не исключено, что у нового издателя «Волги» нет никакого представления о том, каким будет его новое детище, нет, говоря по-иному, определенной литературно-художественной концепции. Не секрет, что у каждой из перечисленных писательских команд свой индивидуальный стиль и свои представления о том, какой должна быть настоящая литература. Понятно, что в каком бы порядке ни тасовать их между собой, это будут две совершенно разные «Волги», а то и целых три. Поэтому, прежде чем приступить к изданию, Сергею Гришину не мешало определиться, что ему ближе: махровый, от сохи, соцреализм Масяна или постмодернистская проза Арбитмана. В противном случае мы рискуем получить такую гремучую литературную смесь, о которой никогда не мечтали.

Саратовский Берлиоз

Кстати, личность Владимира Масяна стоит того, чтобы сказать о нем отдельно. В саратовских писательских кругах о Масяне ходят легенды.
Поговаривают, что в свое время именно он стал главным инициатором одиозной акции по возведению в Саратове памятника Сталину и лично ходил к Дмитрию Аяцкову, пытаясь убедить его в полезном влиянии «отца народов» на умы и души жителей губернии. К счастью, ДФ доводам председателя так и не внял. Тогда Владимир Масян сделал ход конем - написал про экс-губернатора целую книгу. Она называлась «Мамлюк» и вышла тиражом 100 экземпляров. ДФ оценил усердие своего талантливого поклонника и даже выписал ему премию имени известного в узких кругах саратовского писателя Михаила Алексеева.
Еще про Масяна говорят, что он любит писателей с русскими фамилиями, а с нерусскими почему-то не любит. Но мы его за это не осуждаем. Что поделать, такой у человека вкус...
Известно также, что Масян возглавлял Приволжское книжное издательство. А то, что именно при нем издательство приказало долго жить, кажется нам простым совпадением.
Отдельной строкой хочется сказать об отношениях Владимира Масяна и Николая Болкунова. До недавних пор писатели очень дружили. Но потом Сергей Гришин неожиданно предложил «главному саратовскому писателю» стать шеф-редактором «Волги». Тут-то литературные вкусы закадычных друзей как-то резко разошлись. На стол к министру печати Андрею Костенко легла бумага, в которой Масян, как истинный сталинист-ленинец, от имени Союза выражает недоверие своему бывшему соратнику и просит отстранить его от редакторства журнала «Волга-XXI век». Ну а как еще прикажете поступать, если не справляется человек со своими прямыми обязанностями?! Не лекции же ему на литературные темы читать!
Поначалу новые сотрудники «Волги» о желании издателя назначить Масяна редактором не знали. А когда узнали, то едва не умерли от счастья. Вполне возможно, что Сергей Гришин и сам понимает, что назначать столь заслуженного литературного деятеля редактором какой-то там «Волги» - для ее коллектива слишком много чести. Но слово есть слово. Не зря же, в конце концов, Владимир Масян потратил столько сил, сдавая министру своего друга и бывшего соратника по компартии Николая Болкунова...

Куда впадает «Волга»?

Как стало известно «Взгляду», первый номер обновленной «Волги» вот-вот выйдет в свет. Он целиком подготовлен силами АСП и посвящен детской литературе. Пикантность ситуации еще и в том, что первый сдвоенный номер болкуновской «Волги» давно уже сверстан и ждет своего часа, чтобы выйти в свет. Но совершенно ясно, что никакого света он не увидит. Это значит, что ни авторы, ни редколлегия журнала свои гонорары, скорее всего, не получат.
Зачем Сергею Гришину понадобился заведомо убыточный журнал, для многих так и остается секретом. Вполне возможно, Гришин только делает вид, что собирается его возрождать. На деле его цель совсем в другом. Ведь «Волга» в ее сегодняшнем виде тем и хороша, что о ней никто не знает. Эта неизвестность дает широкую возможность для разного рода финансовых манипуляций.
По словам Романа Арбитмана, «болкуновская «Волга» - это бессмысленное и безнадежное создание аяцковской администрации, которое не нужно никому, кроме тех, кто в нее пишет...» Будет ли какой-то смысл у «Волги» гришинелевской - поживем, увидим.

Юрий Никитин, писатель:

«Сегодня тон литературной жизни по-прежнему задает Москва. Именно москвичи, а вовсе не провинциальные авторы становятся лауреатами престижных литературных премий. На одних саратовских писателях журналу прыжок не сделать, это факт. Рассчитывать на поддержку москвичей особо тоже не стоит. «Волга» - давно уже не бренд, и вряд ли такие раскрученные авторы как Александр Кабаков, Василий Аксенов, Дмитрий Быков согласятся отдать в «Волгу» свои лучшие вещи, тем более за такой микроскопический гонорар...
Это, впрочем, не значит, что журнал не нужен. Он нужен, но без надувания щек. Хорошо, если у его руля встанет кто-нибудь из ученых-филологов. Я также был бы не против возвращения в «Волгу» Сергея Боровикова и его команды. Они - ребята со вкусом и достаточно образованные. Все остальное - самодеятельность».

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи