RSS  |  Сделать стартовой  |  В избранное  |  ИА "Взгляд-инфо"
 
№ 352 от 22 ноября 2016 г.  
Саратовский взгляд
Без категории
ЗОЛОТАЯ АНТИЛОПА
07 марта 2007, 18:50
Автор: Виталий АНДРЕЕВ

Все дело в корешках!

В начале февраля нынешнего года силами регионального министерства транспорта, а также ОГУП «Управление автомобильного транспорта Саратовской области» была проведена проверка порядка учета и реализации льготных проездных билетов для проезда в городских автобусах. Контролировать данный процесс вменялось в обязанность муниципальному учреждению «Транспортное управление», которое до недавнего времени возглавлял «непотопляемый» Владимир Елизаров. Именно он и его ведомство «рулили» всеми процессами на городском автотранспорте: карались и миловались частные перевозчики, выпускались на улицы областного центра новые маршруты. Осуществлялась транспортная политика в Саратове под присмотром председателя городского промышленно-транспортного комитета Сергея Голубя. Как известно, Сергей Владимирович также покинул свою должность в начале нынешнего года. Знающие люди сегодня говорят: «Если бы Голубь усидел в кресле, то и Елизаров остался на своем месте».
Вместо Владимира Александровича МУ «Транспортное управление» в минувшем феврале возглавил ныне действующий депутат гордумы Андрей Иващенко. В «наследство» ему с первых дней вступления в должность досталась проблема распространения социальных проездных билетов на автобус. Из коротких сообщений информагентств удавалось узнать лишь о том, что управление расторгло договор с предприятием ООО «Спорт-Сервис» по причине нарушений, выявленных в ходе упомянутой проверки со стороны минтранспорта. Все эти нарушения касаются правильности оформления льготных проездных. Кстати, как раз замена контрагента по их реализации со стороны «Транспортного управления» явилась причиной длинных очередей за билетами, которые можно было наблюдать в конце февраля в самых разных районах города. Но эти очереди - «цветочки» по сравнению с теми фактами, которые вскрылись в ходе проверки муниципального учреждения.
Договор с ООО «Спорт-Сервис» управление заключило 23 мая 2005 года. Согласно положению «О социальных проездных билетах для проезда в автобусах городского и пригородного сообщения», утвержденного приказом министра транспорта области 14 февраля прошлого года, эти билеты являются бланками строгой отчетности.
Интересно, что по договору с ООО «Спорт-Сервис» в обязанности данного предприятия не входило ведение учета социальных проездных, а только получение, сохранность, реализация и предоставление отчета о реализации. Билеты же продавались в 26 «спортивных» киосках по всему городу, а доход, который имел «Спорт-Сервис», был просто смешным - примерно 72 тысячи рублей в месяц. Ведь за продажу каждого 50-рублевого социального проездного это ООО получало 2% комиссионного вознаграждения при реализации билетов в количестве 36 тысяч штук.
На первый взгляд - мелочь, не заслуживающая внимания. На самом деле это обманчивое впечатление.
Проверяющие сразу же обнаружили, что книги (реестры) по учету социальных проездных МУ «Транспортное управление» не представило. А по устным объяснениям в «Спорт-Сервисе» удалось узнать, что и там реестр по учету также отсутствовал.
Кроме того, не обнаружилась и билетная книга по приему и выдаче продукции.
Дальше - больше. Отчеты, что сдавались «Спорт-Сервисом» в «Транспортное управление», не сверялись с фактическим наличием корешков билетов. Чтобы было понятнее, объясним. Когда гражданин приобретает льготный проездной, то его корешок заполняется по всей строгости учета: с указанием фамилии, имени, отчества, а также номера пенсионного удостоверения или иного документа. Эти самые корешки и поступают в МУ «Транспортное управление». Они служат прямым доказательством и подтверждением того, сколько именно граждан пользуется льготными поездками в городских автобусах...
Проездной на автобус в 2006 году стоил 250 рублей, льготникам он обходился (и пока что обходится) в пять раз дешевле. Выпадающую разницу автоперевозчикам покрывали федеральный и областной бюджеты. Деньги поступают им исходя из количества реализованных социальных проездных билетов. В свою очередь перевозчики подают заявки в МУ о количестве графиков, или, говоря проще, о количестве единиц подвижного состава, которые выходят на рейсы. Здесь следует оговориться: бюджетную компенсацию получали лишь те предприятия, которые перевозили горожан на больших автобусах. «ГАЗели» тут не в счет.
Естественно, казенные средства проходили через областное министерство транспорта и далее - транзитом через «Транспортное управление» в адрес предприятий, имеющих право на компенсацию. Таким образом, они получали «недостающие» 200 рублей от стоимости каждого проданного социального проездного. Эту схему читателю стоит запомнить, мы к ней еще вернемся...

Волшебная буква «Ф»

Что же «накопали» сотрудники министерства и ОГУП «Управление автомобильного транспорта Саратовской области» в ходе проверки, проводившейся в январе текущего года?
Выяснилось, что в нарушение всех мыслимых норм в бланках льготных автобусных проездных, проданных на январь текущего года, не был заполнен год действия билета, а на корешках отсутствовала информация о месяце его действия.
А вот выборочная проверка корешков реализованных билетов региональных льготников, а также сверка сведений, содержащихся в предоставленных «Спорт-Сервисом» корешках, выявила массу различных нарушений.
Всего было сверено 13585 билетов. Более чем в двух тысячах из них обнаружилось несоответствие номеров удостоверений, подтверждающих льготу. Еще в 1250 не было указано, на кого, собственно, выписан билет, не проставлялись номера удостоверений. В 133 корешках значились совершенно другие фамилии, которые не имели ничего общего с настоящими льготниками. Всего же «подпорченных» билетов оказалось более 5700 штук!
Однако дело этим не ограничивалось. Было проверено еще 2000 билетов, реализуемых федеральным льготникам. И здесь тоже обнаружился целый букет нарушений: отсутствие данных об имени и отчестве, вместо указанной категории льготы проставлялась буква «Ф», иногда два билета выписывались на одного и того же человека. Более четверти билетов были признаны «фальшивыми».
По представленным в ходе проверки документам - корешкам социальных проездных, в более чем 40% из них отсутствовали или не соответствовали действительности персональные сведения о гражданах - получателях льготного билета.
Выводы, сделанные проверяющими, оказались весьма неутешительными. Предъявленная МУ «Транспортное управление» к компенсации сумма за реализацию социальных проездных на январь 2007 года оказалась недостоверной. Всего она составила 1,3 млн рублей. Заметьте, речь идет о проверке только за один месяц!

Круговорот рублей в природе

Схема, по которой действовало бывшее руководство «Транспортного управления», ясна. Задача ставилась не самая сложная - наплодить своего рода «мертвых душ», несуществующих льготников, и таким образом получить как можно больше социальных проездных. Между прочим, если в течение прошлого года в среднем ежемесячно продавалось 29380 билетов, то на январь 2007 года их было реализовано уже 47282 штуки, или почти на две трети больше среднемесячной нормы!
В Саратове право на льготы имеют 170 тысяч человек. Далеко не все из них пользовались и пользуются социальными проездными. То есть количество проданных билетов - величина не постоянная.
На самом деле все логично. Чем большим будет количество подобных «фальшивок», тем более крупную сумму удастся «отмыть» в ходе бюджетной компенсации. Как это могло осуществляться?
Сразу же подсчитаем: ежемесячная сумма бюджетной компенсации перевозчикам за социальные проездные достигала 9 млн рублей. За истекший год это более 100 млн рублей. Даже выборочные проверки показали, что примерно одна четверть всех льготных билетов уходила «налево». Придумать другое определение такой махинации очень сложно.
Теперь же самое время вернуться к схеме распределения казенных денег между министерством транспорта и предприятиями-перевозчиками.
Реальными получателями финансовых средств являлись: «Автокомбинат № 2 (маршруты №№ 6, 59, 11, 12), ООО «Феникс» (№№ 11, 45, 80), ООО «Вираж-ПС» (№ 18), ИП «Суплин» (№№ 90, 2, 6). Особняком стоит здесь бывшее СПАТП № 4 - крупнейшее автотранспортное предприятие не только в масштабах Саратова, но и области.
В свое время СПАТП было реорганизовано в полное товарищество «Межгородтранс», ставшее недавно открытым акционерным обществом. В его структуру входит сегодня ОАО «ПКСВ», которое и занимается перевозками пассажиров в городе.
Но вот в чем заключается главный фокус. Дело в том, что крупные транспортные предприятия эксплуатируют не только собственный парк автобусов и «ГАЗелей». Чаще всего они привлекают под свою «крышу» индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают перевозки на «ГАЗелях». В отличие от ОАО или государственных предприятий, «ипэшники» по закону имеют право обналичивать средства, например, в целях «своего развития», на закупку запчастей, новых машин и т.д. и т.п.
Однако лишь предприятия являются обладателями специального бюджетного счета, который даже нельзя закрыть по решению налоговых или иных контролирующих органов. На данный счет и поступают компенсационные выплаты из федерального и областного бюджетов, под контролем областного министерства транспорта. Количество же льготных проездных, которые необходимо «оприходовать» путем перечисления казенных денег, учитывается в МУ «Транспортное управление». Как происходил этот учет, теперь уже известно.
Получается следующая картина. Бывшему мэру Аксененко и его подручным чиновникам было очень выгодно «плодить» новые маршруты в Саратове, на которые выпускались «ГАЗели». Потому что индивидуальные предприниматели реально могли обналичить практически любую сумму денег, а не только 9 млн рублей ежемесячных компенсаций.
Городские чиновники зарвались до такой степени, что даже не удосуживались обновлять подвижной состав. Хотя компенсационных выплат с лихвой хватило бы на закупку не только новых «Мерседесов» или «Манов», но и импортных микроавтобусов. К примеру, последний раз техническое обновление производилось в ОАО «САТО» в период с 2000 по 2002 годы. Об этом предприятии перевозчики говорят как о фирме Юрия Аксененко и Ко. Не беремся утверждать, будто это так. Но вот скандальная история, связанная с прошлогодним тендером по отбору перевозчиков, дает богатую пищу для размышлений в свете той схемы, которую применяло бывшее руководство МУ «Транспортное управление».

«В нашем деле главное - вовремя смыться»

Осенний тендер для некоторых предприятий стал камнем преткновения в отношениях с городской властью, и в частности, с экс-председателем промышленно-транспортного комитета саратовской администрации Сергеем Голубем. По итогам конкурса «за бортом» оказались: ИП «Суплин А.В.», ГУП «ПКСВ», ООО «Феникс», ГУП «САП-2» (бывшее ГУП «СПАТП № 2»). Для сведения: они обеспечивали на тот период времени почти 40% всех пассажирских перевозок в Саратове. В их распоряжении более 700 единиц подвижного состава, около двух тысяч работников.
Надо обратить внимание на следующий факт: основные пострадавшие по результатам тендера - это крупные предприятия, имеющие в своем парке автобусы, а следовательно, получающие бюджетные компенсации за социальные проездные билеты.
Стоит ли удивляться тому, что вместо перечисленных предприятий их место по результатам тендера заняли весьма сомнительные фирмы, большинство из которых не имели ни своей производственной базы, ни подвижного состава. Все правильно, ведь транспортные чиновники и не собирались заботиться о нуждах пассажиров, ввергая их в опасность. А как иначе расценить их действия по внедрению на транспортный рынок Саратова неопытных перевозчиков?
Цель у чиновников была предельно простая - сузить круг предприятий, которые получают дотационные выплаты из бюджета. Чем меньше получателей таких денег, тем легче их «отмыть». К тому же «ПКСВ» вообще стало выходить из-под «надзора» городских чиновников и проявлять излишнюю самостоятельность. Конечно, каковы были финансовые взаимоотношения между предприятиями, «ипэшниками» и мэрией Саратова в лице «Транспортного управления», мы пока не знаем. Но весьма информированные источники рассказали о том, что в схеме «отмывания» денег могут быть задействованы самые высокие чины ряда министерств и ведомств областного правительства. Наивно полагать, будто обналиченные средства с помощью индивидуальных предпринимателей оседали в карманах последних. В равной мере здесь страдали и автотранспортные предприятия.
В этой цепочке между автотранспортниками, «Транспортным управлением» и министерством должно быть еще одно лицо (неважно - юридическое или физическое), которое и получало денежки в пользу высших должностных лиц губернии.
Ну а ООО «Спорт-Сервис» - это некий «зиц-председатель», на которого в любой момент можно свалить все свои грехи. И за неправильное оформление проездных билетов, и за учет и хранение документов. Оно было выбрано городской администрацией в качестве контрагента по реализации проездных далеко не случайно. Требовались гарантии, что в случае провала операции по «отмыву» денег будет найден надежный козел отпущения.
Но вот вопрос: почему министерство транспорта области затеяло данную проверку? Неужели чиновники опомнились и решили помочь перевозчикам, например, в обновлении парка машин? Или они решили подумать о льготниках? Все это - неверные догадки. Истина лежит в иной плоскости. Городские чиновники заигрались до такой степени, что откровенные нарушения уже вылезли наружу. Они объективно не могли быть не замечены.
Кому, спрашивается, пришлось бы отвечать перед федеральным центром за фальсификации с социальными проездными? Естественно, областному минтрансу. А это уже чревато проверкой из Москвы и другими непредсказуемыми, а самое главное, неприятными последствиями.
Муниципалы же действовали решительно, нагло, не оглядываясь назад. Понимая, что почва уже горит у них под ногами, они делали все для того, чтобы «отмыть» как можно большую сумму бюджетных денег. Тем временем скандал, который разгорелся в ноябре 2006 года из-за вышеупомянутого тендера, не только не утихал, но и грозил перерасти в открытый и крупный конфликт между перевозчиками и городской администрацией, с непременным вмешательством областного правительства. К процессу здесь подключились и депутаты гордумы. Итогом скандала явилась отставка Сергея Голубя, а затем и Владимира Елизарова, как главных «виновников торжества».
Вы думаете, на этом наша история заканчивается? Да, вполне возможно, что на длительный срок страсти улягутся. Только не забывайте про того, кто является посредником в этой финансовой игре. Вряд ли это «лицо» позволит оборваться всей цепочке поступления денег в карман власть предержащих. Поэтому впереди у саратовцев - новые транспортные скандалы.


P.S. Результаты осеннего тендера были отменены Арбитражным судом Саратовской области 7 ноября 2006 года. Материалы проверки МУ «Транспортное управление» переданы в правоохранительные органы.

Последние выпуски
№ 352 от 22 ноября 2016 г.
№ 351 от 26 ноября 2015 г.
№ 350 от 11 декабря 2014 г.
№ 349 от 16 декабря 2013 г.
№ 50 (348) 27 декабря 2012 г.
№ 49 (347) 20  26 декабря 2012 г.
№ 48 (346) 13-19 декабря 2012 г.
№ 47 (345) 6-12 декабря 2012 г.
№ 46 (344) 29 ноября  5 декабря 2012 г.
№ 45 (343) 22-28 ноября 2012 г.
 Архив новостей
О нас




статьи